Премирование (поощрение) отличившихся работников вне систем оплаты труда. 13 страница

В этом случае экономически обосновать расходы легко.

Во-первых, фирме выгодно использовать имущество работника, поскольку его не надо покупать. Во-вторых, организации все равно, на сумму амортизации чьих основных средств уменьшать налогооблагаемую прибыль: своих или работника. Ведь сумма амортизации и в том, и в другом случае одинакова. Главное, чтобы имущество сотрудника использовалось в производственных целях.

Пример. Сотрудник АО "Долина" Рыков использует на рабочем месте личный компьютер (ноутбук), рыночная стоимость которого составляет 101 000 руб.

В соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ, срок полезного использования ноутбука - свыше двух и до трех лет включительно (вторая амортизационная группа).

Учетной политикой фирмы закреплено, что для второй амортизационной группы этот срок составляет два года и 11 месяцев (35 мес.).

Ежемесячная норма амортизации по этому ноутбуку составила:

(1 : 35 мес.) x 100% = 2,86%.

Бухгалтер "Долины" должен ежемесячно делать следующие проводки:

Дебет 26 Кредит 73

- 2888,60 руб. (101 000 руб. x 2,86%) - начислена компенсация;

Дебет 73 Кредит 50

- 2888,60 руб. - выплачена компенсация сотруднику организации.

Чтобы справиться со вторым условием, работник должен написать заявление с просьбой о выплате ему компенсации, а руководитель - издать приказ. Добавим: условие об использовании личного имущества должно быть прописано в трудовом договоре.

Командировки

Командировка - это поездка сотрудника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Внимание! Служебные поездки сотрудников, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер, командировками не признают.

Основанием для направления работника в служебную командировку является приказ о командировании работника.

Внимание! Если в трудовом договоре указано, что место постоянной работы данного сотрудника - иностранное государство, то его выезд туда командировкой не считается (Письмо Минфина России от 25 января 2008 г. N 03-04-06-01/22).

В командировку может быть направлен только штатный сотрудник фирмы, с которым заключен трудовой договор.

Командированному работнику оплачивают:

- суточные;

- расходы по найму жилого помещения;

- расходы по проезду к месту командировки и обратно;

- другие расходы (например, оплата услуг связи или почты, оформление виз и паспортов, консульские и аэродромные сборы и т.д.);

- иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации.

В бухгалтерском учете затраты на командировку полностью включают в состав расходов по обычным видам деятельности.

Теперь поговорим о нюансах отражения таких расходов в налоговом учете.

Однодневная командировка: оплачивать или нет?

Согласно ст. 166 ТК РФ командировка - это поездка работника по распоряжению руководителя фирмы для выполнения того или иного поручения вне места его постоянной работы.

Никаких ограничений по срокам командировки Кодекс не содержит. Поэтому в такой ситуации нужно руководствоваться Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749 (далее - Положение). В этом документе сказано, что срок командировки определяет сам работодатель.

Срок зависит от особенностей служебного поручения. Например, насколько оно сложное и трудоемкое, сколько нужно времени для его выполнения. Минимального и максимального сроков Положение не устанавливает. Так что однодневная командировка, когда работник имеет возможность возвращаться домой ежедневно, также возможна.

Внимание! Если сотрудник пробудет в командировке меньше суток, но время проезда туда и время возвращения превысит 24 часа, то такая поездка однодневной считаться не может (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 марта 2008 г. по делу N А56-17909/2007).

Однодневная командировка оформляется в обычном порядке.

Если сотруднику выданы деньги для оплаты тех или иных затрат, то не позднее трех рабочих дней после возвращения из командировки он должен сдать в бухгалтерию авансовый отчет.

К авансовому отчету прилагают все документы, подтверждающие его расходы (например, проездные билеты, документы на провоз багажа, документы, подтверждающие наем жилого помещения, и т.д.).

Расходы на командировку отражают в бухгалтерском и налоговом учете только после того, как авансовый отчет будет утвержден руководителем фирмы.

При однодневной командировке фирма должна оплатить сотруднику:

- расходы по проезду к станциям отправления, назначения и пересадок, а также при перемещении между населенными пунктами во время командировки;

- разовые проездные билеты на городской транспорт;

- расходы на провоз багажа (например, той или иной аппаратуры, которая может понадобиться работнику).

При направлении работника в командировку в местность, откуда он каждый день может возвращаться к своему постоянному месту жительства (в однодневную командировку), суточные не выплачивают (ст. 11 Положения).

Но взамен суточных работодатель может установить за однодневную командировку компенсационную выплату. Такие выплаты Президиум ВАС РФ в Постановлении от 11 сентября 2012 г. N 4357/12 исходя из их направленности и экономического содержания относит к "иным расходам, произведенным с разрешения или ведома работодателя", предусмотренным ст. 168.1 Трудового кодекса.

Внимание! Денежные средства, выплаченные работникам при однодневных командировках взамен суточных, суточными не являются.

Согласно п. 24 Положения возмещение иных расходов, связанных с командировками, в случаях, порядке и размерах, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом, осуществляется при представлении документов, подтверждающих эти расходы.

Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, налогоплательщик имеет право учесть расходы, связанные с возмещением затрат, произведенных работником, находящимся в служебной однодневной командировке (включая выплаты взамен суточных), в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при их документальном подтверждении (Письмо Минфина России от 26 мая 2015 г. N 03-03-06/30062).

Однако приказ о направлении в командировку не является документальным подтверждением фактически осуществленных расходов, предупреждают финансисты. Подтверждать понесенные расходы придется чеками и квитанциями из магазинов, предприятий общественного питания.

Но не для подтверждения расходов на питание. В Письме от 9 октября 2015 г. N 03-03-06/57885 Минфин России сделал категорическое заявление, что "расходы по возмещению стоимости питания работников, находящихся в однодневной командировке, не могут рассматриваться в качестве иных расходов, связанных со служебной командировкой", даже если они подтверждены чеками и счетами. Поэтому при расчете налога на прибыль организация не вправе списать расходы на оплату питания работников при нахождении в однодневной командировке.

Если в железнодорожном билете стоимость питания выделена отдельной строкой, то эти затраты не могут быть учтены в составе командировочных расходов. Учесть их при налогообложении прибыли нельзя, в отличие от платного сервисного обслуживания, включенного в стоимость проезда в вагоне повышенной комфортности (Письмо Минфина России от 20 мая 2015 г. N 03-03-06/2/28976).

Если командировку отменили

Командировка была запланирована заранее. Накануне отъезда ее отменили, так как отпала необходимость в ней. Однако средства уже были потрачены: куплены билеты, получены визы, выданы суммы на командировочные расходы.

Ясно, что подотчетные деньги будут возвращены. А вот как быть с другими расходами?

Обычно деньги за неиспользованные билеты можно получить назад. Правда, при этом возвращают не всю сумму. А вот пошлины за получение визы обратно получить нельзя.

Для признания затрат в налоговом учете необходимо, чтобы они были экономически оправданными и направленными на получение дохода. В данном случае сложно связать расходы по отмененной командировке с получением дохода. В этой связи Минфин России приходит к выводу, что расходы на оформление и выдачу виз, если командировка не состоялась, не могут быть учтены в составе расходов в целях налогообложения прибыли (Письмо от 6 мая 2006 г. N 03-03-04/2/134). Вместе с тем, если фирма готова поспорить с налоговиками, она может использовать позиции федеральных судов, разрешающие учесть такие расходы в целях налогообложения (Постановления ФАС Уральского округа от 15 апреля 2008 г. N Ф09-2237/08-С2, ФАС Московского округа от 18 сентября 2007 г., 25 сентября 2007 г. N КА-А40/9510-07).

Неустойку, которая будет удержана при возврате билетов, можно попробовать обосновать как расходы на штраф за нарушение договора перевозки. Такие штрафы могут уменьшать налогооблагаемую прибыль (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Таким способом, если командировку сотрудника отменили, штрафы за возврат билета можно учесть в расходах (Письмо Минфина России от 29 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/786).

Пример. В декабре ООО "Высота" запланировало командировку своего сотрудника Лапина в Словакию. Цель командировки - заключение договора с потенциальным покупателем.

Заранее была получена виза и приобретены авиабилеты. Стоимость авиабилетов составила 18 300 руб. Оплату осуществляли через расчетный счет. В подотчет на командировочные расходы Лапину выдали из кассы предприятия 8500 руб.

Бухгалтер "Высоты" сделал проводки:

Дебет 76 Кредит 51

- 18 300 руб. - оплачена стоимость билетов;

Дебет 50-3 Кредит 76

- 18 300 руб. - получены авиабилеты;

Дебет 71 Кредит 50

- 8500 руб. - выданы деньги сотруднику.

В день отлета был получен факс от потенциального клиента, где говорилось, что он отказывается от сделки. Командировку отменили. Лапин вернул деньги в кассу фирмы.

Бухгалтер "Высоты" сделал проводку:

Дебет 50 Кредит 71

- 8500 руб. - возвращена неизрасходованная подотчетная сумма.

Авиабилеты были сданы. Агентство вернуло их стоимость в сумме 18 000 руб. и удержало неустойку 300 руб.

В учете были сделаны проводки.

Дебет 76 Кредит 50-3

- 18 300 руб. - возвращены билеты;

Дебет 51 Кредит 76

- 18 000 руб. - получена стоимость билетов;

Дебет 91-2 Кредит 76

- 300 руб. - сумма неустойки за возврат билета отнесена на прочие расходы.

Бухгалтер "Высоты" решил уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму удержанной неустойки (300 руб.).

Форс-мажор в командировке

Работник находится в командировке. Однако вовремя не может вернуться из нее по объективным причинам: нелетная погода, наводнение, карантин. Что должна выплатить фирма, когда сотрудник приедет?

Если по объективным причинам работник прибыл из командировки с задержкой, он должен представить помимо проездных билетов также оправдательные документы, подтверждающие причину задержки. В частности, таким документом может быть справка из аэропорта о причинах задержки вылета самолета (из-за плохих метеорологических условий) или аналогичная справка от железной дороги и т.д. (Письмо Минфина России от 16 ноября 2006 г. N 03-03-04/2/244).

Фирма должна возместить работнику:

- суточные;

- расходы на наем жилого помещения.

Эти затраты будут уменьшать налогооблагаемую прибыль (пп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ). В бухгалтерском учете их отражают как прочие расходы (п. 13 ПБУ 10/99).

Однако на практике иногда бывает сложно получить документы, подтверждающие факт чрезвычайного обстоятельства. В случае если будет издан приказ о продлении командировки, такой проблемы не возникнет и затраты могут быть отражены как обычные командировочные расходы. Бухгалтер отразит это проводкой:

Дебет 20 (26, 10, 08...) Кредит 71

- списаны расходы по командировке.

Такой порядок можно применять только в том случае, если отметка о выбытии в командировочном удостоверении совпадет с днем, когда работник реально будет выезжать из места командировки. Если по каким-либо причинам сделать это не удастся, можно обосновать расходы только приказом о продлении и билетами. Однако в этом случае могут возникнуть разногласия с налоговиками при проверке.

Сотрудник в командировке заболел

Работник отбыл в командировку в пределах России. В этот период он заболел.

После того как сотрудник вернется, фирма должна возместить ему расходы по найму жилого помещения, оплатить больничный и выплатить суточные за все время болезни. Если работник лечился в стационаре, то за эти дни ему не выплачивают расходы по найму жилого помещения (п. 25 Положения).

Внимание! Пособие по временной нетрудоспособности может быть выплачено, только если у работника есть правильно оформленный больничный лист.

Если фирма направляет в командировку совместителя, то по основному месту работы такой сотрудник оформляет отпуск без сохранения заработной платы (за свой счет). Если работник в этот период заболел, то пособие по основному месту работы ему не выплачивают (ст. 9 Закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ).

Может случиться, что работник пожелает получить свои "больничные" во время командировки (например, если болезнь будет продолжительной). В таком случае фирма может выслать ему эту сумму. Расходы на пересылку уменьшают налогооблагаемую прибыль (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Что же касается найма жилья и суточных, то такие затраты в налоговом учете включают в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Основания - п. 25 Положения, Письмо Роструда от 30 апреля 2008 г. N 1024-6.

Пример. Сотрудник ООО "Высота" Лапин поехал в командировку в Воркуту на срок с 1 по 15 апреля. 5 апреля работник заболел и смог приступить к исполнению своих служебных обязанностей 9 апреля. Факт нетрудоспособности был подтвержден больничным листом, выданным поликлиникой г. Воркуты.

Лечение проводилось амбулаторно (то есть работник в больнице не находился). По больничному листу было начислено пособие в сумме 2700 руб.

Работник вернулся из командировки в установленный срок - 15 апреля. Стоимость проживания в гостинице составила 700 руб. в сутки.

Фирма выплатила суточные в размере 100 руб. в сутки.

Бухгалтер "Высоты" сделал записи в учете:

Дебет 71 Кредит 50

- 12 000 руб. - выдана под отчет сумма на суточные и наем жилья в день отъезда;

Дебет 20 Кредит 71

- 12 000 руб. ((700 руб. + 100 руб.) x 15 дн.) - отнесены на затраты суточные и расходы на наем жилья;

Дебет 69 Кредит 70

- 2700 руб. - начислено пособие по временной нетрудоспособности;

Дебет 70 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ",

- 351 руб. (2700 руб. x 13%) - удержан НДФЛ с пособия по временной нетрудоспособности;

Дебет 70 Кредит 50

- 2349 руб. (2700 руб. - 351 руб.) - выплачено сотруднику пособие по временной нетрудоспособности.

В налоговом учете 12 000 руб. будут уменьшать налогооблагаемую прибыль фирмы.

А как быть с работниками, направленными в загранкомандировку?

На практике сейчас все расходы по загранкомандировкам (суточные, расходы по найму жилого помещения) возмещают в таком же порядке, как и при командировках на территории России.

Кроме того, сотруднику дополнительно возмещают затраты на оформление заграничного паспорта, визы и другие подобные затраты (п. 23 Положения).

Сотруднику, заболевшему в командировке за границей, будут возмещены:

- суточные;

- расходы по найму жилого помещения;

- "больничные".

Расходы при командировке за границей оплачивают и возмещают в соответствии с Законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ (п. 16 Положения).

Если работник в период командировки находился в нескольких зарубежных странах, то при выезде из одной страны в другую суточные выплачивают по нормам той страны, куда въезжает сотрудник (п. 18 Положения).

Если работник отправлен в командировку за границу и в этот же день вернулся обратно, то фирма должна возместить ему суточные в размере 50 процентов нормы расходов. Эти нормы определяет сама фирма (п. 20 Положения).

Расходы по найму жилого помещения возмещают в размере фактических затрат, подтвержденных документами.

Как подтвердить расходы

Все расходы, связанные с командировкой, должны быть документально оформлены.

Расходы по проезду к месту командировки и обратно, возмещаемые командированному работнику, включают:

- стоимость билета на транспортное средство общего пользования (самолет, поезд и т.д.);

- оплату услуг, связанных с предварительной продажей (бронированием) билетов;

- плату за пользование в поездах постельными принадлежностями;

- стоимость проезда транспортом общего пользования к станции (пристани, аэропорту), если она находится за чертой населенного пункта;

- сумму страховых платежей по обязательному страхованию пассажиров на транспорте.

С авиа- и железнодорожными билетами проблем обычно не возникает - их, как правило, оформляют на типовых бланках. Однако если в железнодорожном билете стоимость питания выделена отдельной строкой, то эти затраты не могут быть учтены в составе командировочных расходов. Учесть их при налогообложении прибыли нельзя, в отличие от платного сервисного обслуживания, включенного в стоимость проезда в вагоне повышенной комфортности (Письмо Минфина России от 20 мая 2015 г. N 03-03-06/2/28976).

Документами, подтверждающими затраты на покупку электронных авиа- и железнодорожных билетов, могут быть, соответственно:

- маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок);

- контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте).

Перечисленные квитанции и купоны являются документами строгой отчетности. Их применяют для ведения фирмами и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без использования контрольно-кассовой техники. Это указано, соответственно:

- в п. 2 Приказа Минтранса России от 8 ноября 2006 г. N 134. Им установлена Форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации;

- в п. 2 Приказа Минтранса России от 21 августа 2012 г. N 322. Им установлены Формы электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте.

Таким образом, если в бездокументарной форме приобретен авиабилет, то подтвердить расходы на его приобретение можно маршрут/квитанцией электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета. К квитанции следует приложить посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту (см. Письма Минфина России от 7 июня 2011 г. N 03-03-07/20, от 1 февраля 2011 г. N 03-03-07/1, а также Письмо ФНС России от 12 октября 2012 г. N АС-4-2/17308).

Если в бездокументарной форме приобретен железнодорожный билет, то подтвердить расходы на его приобретение может контрольный купон электронного проездного документа (билета), полученный по информационно-телекоммуникационной сети в электронном виде. Для целей налогообложения прибыли он является документом, подтверждающим произведенные расходы на приобретение железнодорожного билета (см. Письмо Минфина России от 12 апреля 2013 г. N 03-03-07/12256).

Если после перелета посадочный талон не сохранился, то подтвердить расходы на перелет можно справкой, выданной авиакомпанией (Письмо Минфина России от 18 мая 2015 г. N 03-03-06/2/28296).

В гостинице в подтверждение оплаты сотрудникам нередко выдают приходный кассовый ордер, квитанцию или самостоятельно разработанный документ.

Разберемся, необходим ли для подтверждения расходов на проживание кассовый чек гостиницы. По общему правилу при расчетах наличными нужно использовать кассовый аппарат. Однако гостиницы вместо чеков могут выдавать бланки строгой отчетности. Это следует из Закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ.

Гостиницы могут использовать самостоятельно разработанные бланки строгой отчетности, которые должны содержать реквизиты, указанные в п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359. Бланки строгой отчетности могут быть изготовлены либо в типографии, либо с использованием автоматизированных систем. Простой компьютер для формирования БСО использовать нельзя (Письмо Минфина России от 3 февраля 2009 г. N 03-01-15/1-43). Но даже если гостиница не выдает ни бланка строгой отчетности, ни кассового чека, а выписывает, к примеру, приходный кассовый ордер - все равно затраты на наем жилья можно учесть в расходах. Дело в том, что НК РФ не уточняет, какими именно документами должны быть подтверждены командировочные расходы. Поэтому инспекция должна принимать любой документ, составленный по правилам бухгалтерского учета. Такой вывод следует из арбитражной практики (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 29 июля 2008 г. N Ф08-4212/2008, Московского округа от 5 мая 2008 г. N КА-А40/3517-08).

Во время командировки работник может жить не только в гостинице, но и в жилом помещении, не относящемся к гостиничному комплексу (п. 1 ст. 671 ГК РФ). В таком случае расходы по найму жилья может подтверждать документ, составленный в произвольной форме (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 ноября 2006 г. по делу N А05-7474/2005-29). Важно лишь, чтобы в нем были указаны стоимость проживания, дата, сведения о наймодателе и стояла его подпись.

В Письме от 15 января 2016 г. N 03-03-07/803 Минфин России разъяснил, что при налогообложении прибыли в составе расходов на командировки можно учесть затраты на аренду помещения, если работник не предоставил копии документов, подтверждающих право собственности арендодателя на сдаваемое помещение.

Командировка - это поездка работника в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы по решению работодателя (ст. 166 ТК РФ). Исходя из этого определения экономическая направленность затрат на командировку подтверждается приказом по организации, в котором указано место командирования, сроки командировки, служебное задание и цель командировки. То есть из содержания приказа следует, что работник отправляется в командировку для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (в производственных целях).

Таким образом, наличие самого приказа является документальным подтверждением понесенных расходов. Но одного приказа, разумеется, недостаточно. Так, для подтверждения расходов по найму помещения нужны документы, подтверждающие факт пребывания в нем данного работника. Такими документами могут быть, например, проездные документы (по ним можно установить населенный пункт - место пребывания), договор аренды жилого помещения, в котором указаны реквизиты сторон договора, вид помещения, адрес местонахождения, срок аренды и ее стоимость.

Документы (или их копии), подтверждающие право собственности арендодателя на сдаваемую в аренду квартиру, в качестве необходимых для подтверждения расходов на аренду в письме не упомянуты. Значит, они и не нужны.

При заграничных командировках подтверждают расходы на оплату жилья те документы, которые были оформлены по законодательству иностранного государства.

Если во время зарубежной командировки работник оплатил свои расходы (в частности, проживание в гостинице) в валюте с рублевой карты, то работодатель должен компенсировать ему фактические расходы - сумму в рублях, потраченную на приобретение израсходованного количества валюты (по курсу обмена, который действовал на момент проведения платежа). Эту же сумму нужно учесть в прочих расходах при налогообложении прибыли (Письмо Минфина России от 10 июля 2015 г. N 03-03-06/39749). В качестве подтверждающего документа можно предъявить справку о движении денежных средств на счете работника, заверенную банком.

Если расходы на проезд и наем помещения подтверждены бланками строгой отчетности, на их основании можно принять к вычету НДС, который входит в стоимость услуг.

В командировку на автомобиле

Если работник едет к месту командировки и (или) обратно на личном транспорте, фактический срок пребывания в месте командирования указывается в служебной записке. Ее работник пишет по возвращении из командировки. К ней прилагаются документы, подтверждающие как факт проезда на автомобиле, так и понесенные расходы на проезд (путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки и др.).

Данная норма распространяется лишь на личный транспорт. Порядок проезда на служебном, арендованном, попутном транспорте не урегулирован. Он может быть установлен локальным нормативным актом (Письмо Роструда от 15 мая 2015 г. N 1168-6-1).

Внимание! Оплачивая расходы на проезд в командировку на личном транспорте сотрудника, нужно иметь в виду, что здесь имеет место использование личного имущества в служебных целях. А компенсации в этом случае выплачиваются в особом порядке.

При поездках в командировку за использование личного автомобиля в служебных целях сотруднику положена компенсация, предусмотренная ст. 188 Трудового кодекса. Размеры такой компенсации организация определяет самостоятельно. Эта компенсация включает все расходы, связанные с использованием автомобиля, включая расходы на ГСМ, то есть отдельно оплачивать расходы на топливо во время командировки не следует.

В бухучете эти расходы принимаются в фактическом размере, а в налоговом - только в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92. При этом неважно, какой автомобиль используется - отечественный или иностранный. Для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2000 кубических сантиметров включительно компенсация учитывается для целей налогообложения прибыли в сумме 1200 руб., а более 2000 кубических сантиметров - 1500 руб. в месяц.

Превышение суммы компенсации над установленными нормами в состав прочих расходов не включают, и налогооблагаемая прибыль фирмы при этом не уменьшается.

Других выплат за использование личного автомобиля в служебных целях не предусмотрено.

Таким образом, на период командировки следует приказом руководителя установить сотруднику указанную компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях, причем в размере пропорционально количеству дней командировки.

Бывают ситуации, когда при поездках в командировки супруг использует автомобиль, зарегистрированный на другого супруга.

В соответствии с п. 1 ст. 256 Гражданского кодекса и ст. 34 Семейного кодекса имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

Тем не менее право одного супруга управлять автомобилем, зарегистрированным на другого супруга, должно быть подтверждено записью в полисе ОСАГО. Там может быть указано конкретное лицо (лица), допущенное к управлению автомобилем (в данном случае - супруга), или запись о том, что к управлению автомобилем допущен неограниченный круг лиц (п. 2 ст. 15 Закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ).

Расходы на такси

Расходы работника в командировке на проезд в такси можно учесть в составе прочих расходов, если они подтверждены документами, соответствующими требованиям действующего законодательства. Об этом говорится в Письме Минфина России от 10 июня 2016 г. N 03-03-06/1/34183.

Расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль, должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, и связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы организации на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Датой осуществления расходов на командировки признается дата утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ). К авансовому отчету должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактически осуществленных затратах и подтверждающие фактический срок пребывания работника в служебной командировке, оформленных в соответствии с критериями ст. 252 НК РФ.

Согласно Правилам перевозок пассажиров и багажа автотранспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленным Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112, подтверждающим оплату проезда в такси документом может быть кассовый чек или квитанция в форме бланка строгой отчетности. БСО должен содержать установленные данными Правилами обязательные реквизиты (п. 5.1 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники". Это:

Наши рекомендации