Взаимосвязанность факторов внеш среды
уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.
- Мобильность среды(скорость изменения среды)
ПОДВИЖНОСТЬ СРЕДЫ-это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации.
3. Сложность среды (количество параметров, подлежащих изучению)
Под СЛОЖНОСТЬЮ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.
4. Неопределенность (количество информации о среде и уверенность в ее достоверности)
Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной.
30. Три основных типа решений. Их преимущества и недостатки.
Решение — это выбор альтернативы.
Существуют 3 подхода к принятию решений:
1.ИНТУИТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ – принятие решения на основе ощущения, что оно является правильным. Преимущества:
- лицо, принимающее решение, не занимается сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации.
Недостатки:
- с точки зрения статистики шансы на правильный выбор без какого-либо приложения логики невысоки.
2.РЕШЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА СУЖДЕНИЯХ -принятие решения на основе предшествующего опыта либо ранее полученных знаний. Преимущества:
- данный способ принятия решений является достаточно быстрым, так как есть разработанный алгоритм
- поскольку решение на основе суждения принимается в голове управляющего, оно обладает таким значительным достоинством, как быстрота и дешевизна его принятия.
Недостатки:
- алгоритм может поменяться
- факторов, которые необходимо учесть, слишком много и он не в состоянии их все охватить и сопоставить
- поскольку суждение всегда опирается на опыт, руководитель может упустить новую альтернативу, которая должна была бы стать более эффективной, чем знакомые варианты выбора
3.РАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ – принятие решения на основе многоэтапного анализа ситуации
не зависит от прошлого опыта.
Преимущества:
- способст повышению вероятности принятия эффективного решения в новой сложной ситуации.
Недостатки:
- существуют различные ограничения (отсутствие какого-либо ресурса, необходимого для решения проблемы) в процессе принятия рациональных решений:
Ограничение масштаба, Ограничение в технологиях, в полномочиях, в квалификации и опыте
31. Модель процесса рационального принятия решений. Комментарий. Критерии и ограничения, влияющие на процесс принятия решений.
РАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ – принятие решения на основе многоэтапного анализа ситуации. Не зависит от прошлого опыта.
Модель процесса принятия решения:
ДИАГНОСТИКА ПРОБЛЕМЫ
Существуют два способа рассмотрения проблемы:
- проблема- ситуация, когда поставленные цели не достигнуты.
- потенциальная возможность, то есть активный поиск способов повышения эффективности какого-то подразделения.
2.ФОРМУЛИРОВКА ОГРАНИЧЕНИЙ И КРИТЕРИЕВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
Ограничение –отсутствие какого-либо ресурса, необходимого для решения проблемы.
Критерии – внутренние ограничения, устанавливаемые организацией.
Ограничения в процессе принятия рациональных решений:
Ограничение масштаба, Ограничение в технологиях, в полномочиях, в квалификации и опыте
3.ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВ -формулирование набора альтернативных решений проблемы.
4.ОЦЕНКА АЛЬТЕРНАТИВ -при выявлении альтернатив необходима их определенная предварительная оценка.
Для сопоставления решений необходимо располагать стандартом, относительно которого можно измерить вероятные результаты реализации каждой возможной альтернативы.
5.ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВЫ -Руководитель должен выбрать альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.
6.РЕАЛИЗАЦИЯ (ДЕЙСТВИЯ)Иногда руководитель может возложить принятие решения на тех, кто должен будет его исполнять.
7. ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ (ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ)/ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ(по Мескону)
На этой фазе происходит оценка последствий решения и сопоставление фактических результатов с ожидаемыми.
Обратная связь- т.е. поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения — позволяет руководителю скорректировать его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба.
Дополнительные ограничения, влияющие на процесс принятия решений:
1)Поведенческие ограничения –любое управление решением строится на чьей-либо системе ценностей.
2)Личностные оценки – руководитель своими личностными оценками определяет поведение подчиненного. Личностные оценки содержат субъективность. Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения.
3)Среда принятия решения – степень определенности или риска, возникающие при принятии решения. Риск -уровнь определенности, с которой можно прогнозировать результат.
32. Миссия и основные цели организации. Их характеристики.
Первостепенной целью организации является осуществление ее миссии, т. е. смысла ее существования. Миссия должна быть официально сформулирована и о ней должно быть сообщено сотрудникам организации.
ЗНАЧЕНИЕ МИССИИ.Миссия служит в качестве ориентира, на котором руководители основывают свои решения.
Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
1. какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?
2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.
3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы?
Цели должны быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, достижимыми.
Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки:
- долгосрочная цель – 5 лет
- краткосрочная цель один из планов организации, который следует завершить в пределах года
- среднесрочные цели 1-5 лет
Цели организации могут быть направлены на: прибыльность, рынки, производительность (эффективность), продукция, финансовые ресурсы, исследования и внедрение новшеств, человеческие ресурсы, организация (изменения в структуре или деятельности), социальная ответственность (например: финансовые взносы).
33. Планирование, причины необходимости в нем. Три уровня планирования, временные интервалы уровней планирования.
Стратегическое планирование – это процесс выбора целей для организации и решения о том, что следует сделать для их достижения.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений.
Стратегические планы должны разрабатываться с общефирменных, а не с индивидуальных позиций.
Ключевыми компонентами стратегического планирования являются цели, указания для принятия решений и основные этапы процесса планирования.
Цель планирования: заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития.
Предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность, достижения конкретных целей с учётом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым подразделением и всей фирмой.
3 уровня планирования в организации:
1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ(от 5 лет и более)
· Выбор общего направления деятельности
· определение ресурсов
· сбор полной информации о рынке
· формулирование основных идей, расчет возможных долгосрочных последствий.
· разрабатываются новые возможности фирмы (приобретение оборудования)
2. ТАКТИЧЕСКИЙ(текущий)
· Определяет ближайшие перспективы развития
· Постановка конкретных задач для крупных подразделений
· Распределение ресурсов
· Расчет ближайших последствий
ОПЕРАТИВНЫЙ
· Определяет конкретные действия, необходимые для выполнения поставленных задач
· Использование ресурсов
· Создание механизмов контроля и координации действий