Она является «самоорганизующейся» системой.
Банковские и небанковские кредитные организации и их ассоциации.
** Свойства (характеристики) банковской системы:
1. она включает элементы, подчиненные единым целям;
2. онаимеет специфические свойства, определяемые ее составными элементами и отношениями между ними;
3. онаспособна к взаимозаменяемости элементов;
4. онанаходится постоянно в динамике;
5. онаявляется системой «закрытого»типа;
она является «самоорганизующейся» системой.
** Основные типы банковской системы:
1. распределительная централизованная банковская система;
2. рыночная банковская система (отсутствие монополии государства на банки);
3. банковская система переходного периода.
** Структура банковской системы РФ:
· банки,
· специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка,
· дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов.
** Основные виды банков:
1. по форме собственности:
· государственные;
· частные;
· смешанные;
2. по правовой форме организации:
· ООО
· ПАО или АО;
· разрешена также деятельность иностранных банков;
3. по функциональному назначению:
· эмиссионные (ЦБ);
· коммерческие;
4. по характеру выполняемых операций:
· универсальные
· специализированные.
5. по обслуживаемым ими отраслям:
· многоотраслевые;
· моноотраслевые;
6. по сфере обслуживания:
· региональные (в т.ч. и муниципальные банки);
· межрегиональные;
· национальные;
· международные;
7. по масштабам деятельности:
· малые,
· средние,
· крупные банки,
· межбанковские объединения.
** Банковскую инфраструктуру составляют предприятия, агентства и службы, функциями которых является:
· обеспечение жизнедеятельности банков;
· информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение;
· обеспечение связи, коммуникаций и др.
** Основанием для начала деятельности банка является получение лицензиина осуществление банковских операций. Права и обязанности по выдаче лицензий на проведение банковских операций и их отзыву возложены на Банк России. Новый банк должен быть зарегистрирован в Книге государственной регистрации кредитных организаций, которую ведет Банк России, и лишь затем он вправе выполнять операции. Лицензия на осуществление банковских операций учитывается в специальном реестре, который публикуется Банком России в официальном издании — «Вестнике Банка России» (не реже одного раза в год). Лицензия выдается банку без ограничения срока ее действия.
**Банк России может отказать в государственной регистрации и выдаче банковской лицензии по следующим основаниям:
1) несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера.
2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетом субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
3) несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов.
** Решение об отказе в государственной регистрации и выдаче лицензии сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивированным. Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
**Винтересах обеспечения безопасности банковской системы Банк России может отозвать ранее выданную лицензию, как у российских, так и у иностранных банков. Это может произойти в случаях (отзыв лицензии по другим основаниям, не допускается):
1) установления недостоверности сведений, на основе которых ранее была выдана лицензия;
2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;
3) установления фактов недостоверности отчетных данных;
4) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;
5) неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность;
6) неудовлетворительного финансового положения кредитной организации.
** Основные банковские продукты:
· расчеты,
· кредиты,
· депозиты,
· инвестиции,
· инкассация,
· конвертация валюты,
· перевоз документов,
· расчет и управление рисками,
· факторинг,
· форфейтинг,
· консультирование,
· гарантии,
· хранение ценностей,
· и др.
** Виды операций банка:
1. по своей природе операции делятся на:
· банковские
· небанковские;
2. по содержанию операции банка можно подразделить на:
· экономические;
· юридические;
· технические;
· по обеспечению безопасности банка;
3. по правовой организации:
· базовые и вспомогательные;
· требующие и не требующие лицензии;
· разрешенные к выполнению и запрещенные законом;
4. по отношению к клиентам:
· прямые;
· посреднические;
5. по планированию деятельности:
· стратегические;
· тактические;
6. по характеру выполняемой работы:
· аналитические;
· маркетинговые;
· управленческие;
· контрольные операции;
· операции по формированию банковской инфраструктуры;
· бухгалтерские;
· и др.;
7. по используемой валюте:
· операции в национальной валюте;
· операции в иностранной валюте;
· мультивалютные операции;
8. по отношению к балансу банка:
· активные,
· пассивные,
· забалансовые операции.
** Клиенты банка -физические и юридические лица, пользующиеся услугами банка:
· поручают какую-либо деятельность банку;
· открывают в нем счет (депозитный, текущий, расчетный и пр.);
· имеющие деловые отношения (можно не иметь счета в банке, но получать в нем консультации,);
· клиентом банка может стать другой банк.
** Основныетипы клиентов банка:
1. по правовому статусу
· юридические
· физические лица;
2. по реальному существованию:
· действительно существующие клиенты;
· потенциальные клиенты;
3. по размеру:
· крупные клиенты;
· средние;
· малые;
4. по характеру обслуживания:
· клиенты с традиционным обслуживанием;
· VIP-клиентов;
6. по принадлежности к сектору экономики:
· клиенты нефинансового сектора;
· клиенты финансового сектора;
7. и др.
** Принципы взаимоотношений банка с клиентами –правила, которых банку следует придерживаться:
· принцип взаимной заинтересованности;
· принцип платности;
· принцип рациональной деятельности;
· принцип обеспечения;
· принцип взаимной обязательности;
· принцип доверительных отношений;
· принцип ответственности;
· принцип невмешательства;
· принцип партнерских отношений;
· принцип договорных отношений;
· принцип законопослушания;
· принцип дифференцированного подхода;
· этические принципы.
**Важнейшая обязанность банка — сохранять в «секретности» дела клиента(банковская тайна).
Раскрытие информации допускается в четырех случаях:
1) с согласия клиента;
2) в интересах банка (например, если против банка начинаются процессуальные действия: чтобы защитить себя, он вынужден сообщать сведения без каких-либо ограничений);
3) в общественных интересах (если банку становятся известны факты террористических действий клиента или торговые отношения клиента с врагом в военное время);
4) в соответствии с законом.
** Современные тенденции во взаимоотношениях клиента и банка:
· рост численности и состава клиентов;
· борьба за клиента, стремление банков к получению прибыли приводят к росту рисков;
· банки открывают отделения «там, где клиент тратит деньги»;
· дифференциация отношений банка с клиентом (банк выделяет более прибыльных клиентов, предоставляет им льготы).