Меняем отношение к решению проблем
Я научился ценить процесс решения проблем у своей мамы. Сколько я ее помню, она всегда преподавала математику в колледже (и преподает до сих пор). Она часто покупала мне книги на решение разных задач: математических, оптических, логических и т. д. (такие книги есть в любом книжном магазине). Таким образом она находила мне занятие на летние каникулы.
Я полюбил решать разные задачи. Сначала большинство из них приводило меня в ступор, и я мог решить только часть предложенного. Но постепенно количество решаемых задач увеличивалось.
Когда в пятом классе я начал изучать основы компьютерного программирования, у меня появилось еще больше задач, которые необходимо было решить. И я начал относиться к поиску решений одновременно и как к развлечению, и как к способу стать умнее.
В средней школе я уже получал огромное удовольствие от решения интересных задач. Иногда учитель давал нам дополнительные задания, чтобы мы могли получить лишнюю пятерку к годовой оценке, но я всегда решал их просто ради удовольствия. Это была почти зависимость. Если я видел задачу, то не сдавался, пока не решал ее. Я просто сгорал от любопытства.
Другие ученики иногда приходили ко мне утром до уроков и просили помочь решить что-то. Я практически всегда помогал им. Ко мне приходили даже те, кого я мало знал – такая у меня была общешкольная репутация хорошего «решателя задач». Благодаря одному из учителей я занимался еще и репетиторством по математике. Это было даже лучше, потому что я получал деньги за то, что помогал людям учиться решать задачи.
Однажды ко мне подошел мой учитель по физике и попросил меня решить задачу, которую, скорее всего, он и сам не мог решить. Я легко решил ее – не потому, что у меня было больше знаний по физике, чем у него, а потому, что был знаком с таким огромным разнообразием задач, что уже видел решение. Эта задача по физике была из разряда тех, которые я уже умел решать. Мое решение было необычным для задачи по физике, но в математике я не раз решал подобное.
В последний год обучения в средней школе я не находил себе места все рождественские каникулы. Я скучал не столько по школьным занятиям, сколько по решению серьезных задач. Тогда я открыл учебник по математике, начал читать то, что мы еще не проходили, и решать задачи. Я просто получал удовольствие от этого.
После каникул я подошел к своему учителю по математике, вручил ему толстую стопку бумаг и сказал: «На каникулах я сделал все домашние задания, которые вы будете задавать нам до конца учебного года».
Он спросил: «Но откуда же ты знал, какие задания я буду задавать?» И я ответил: «Я не знал, поэтому сделал все».
Обычно нам задавали на дом 12–15 задач из каждой главы. А на каникулах я, наверное, сделал раза в четыре больше.
Конечно, мой учитель был в замешательстве: «Ну и что мне теперь делать со Стивом в оставшиеся пять месяцев? Не могу же я ему позволить бездельничать!» В результате он давал мне разные необычные задания, а иногда даже задавал мне на дом решить разные экзаменационные задания. На уроках я обычно не слушал лекции, а вместо этого писал игру в очко для своего программируемого калькулятора. Еще одна задача.
Только позже я понял, насколько полезно было бы применить это умение не только в математике, физике, химии, но и в повседневной жизни.
Например, в бизнесе я больше всего не люблю бухгалтерскую работу. Для меня это скучно, поэтому большую часть подобной работы я доверяю бухгалтеру. Однако в бизнесе невозможно вообще не иметь дело с числами и финансовыми вопросами…
Но теперь я решил действовать иначе: я решил относиться к бухгалтерской работе как к решению задачи. Цель не в том, чтобы быстрее сделать эту работу. Цель в том, чтобы использовать работу как возможность стать сильнее. В данном случае ведение бухгалтерии помогает мне становиться более организованным и эффективным. И я знаю, что если буду хорошо справляться с ней, то этот навык будет служить мне многие годы.
Я мог бы поручить другим еще большую часть этой работы, но пока я не хочу этого делать. Эта работа дает мне важные уроки, которые мне сейчас нужно самостоятельно интегрировать в свою деловую жизнь. Если я этого не сделаю, то впоследствии, когда у меня будет больше денег и больший бизнес, я могу испортить все.
Сейчас я рад этим трудностям. Я знаю, что мне еще нужно поработать с гантелями в девять килограммов, прежде чем переходить к десятикилограммовым.
Если проблем слишком много…
Вы просто уходите от проблем, не стремясь разрешить их? Тогда стоит вам лишь высунуть голову из песка, и вы погрязнете в ужасных проблемах: множество долгов, низкооплачиваемая работа, напряжение в отношениях, лишний вес, отсутствие цели и т. д. Хорошо. Просто начните с самых легких гантелей и некоторое время тренируйтесь с ними. Когда вы решите хотя бы несколько проблем (пусть даже незначительных), то вы почувствуете прилив сил. Вам легче будет взяться за средние проблемы… а затем вы, не колеблясь, приметесь за большие.
Уборка, наведение порядка и мелкий ремонт – самое то, чтобы начать. Разберите бардак на своем столе. Вымойте туалет. Аккуратно разложите вещи на полке. Разберите входящую почту. Повесьте картину. Выбросьте из холодильника испорченные продукты.
Для этого я рекомендую использовать «блоки времени». Выделите определенные периоды времени – допустим, минут 30–90 – и в течение этого времени занимайтесь только данной проблемой. По истечении этого времени можете закончить работу, даже если вы не сделали ее до конца. Я часто использую этот метод для трудоемкой работы, такой как структурирование папок на жестком диске. Я обычно посвящаю этому 30 минут в день, поэтому данная задача никогда не кажется мне слишком сложной. Долгосрочный эффект работы с мелкими проблемами заключается в том, что вы учитесь справляться с ними быстро. Моим родителям в этом нет равных. Каждые выходные они выполняют несколько небольших задач, поэтому их дом всегда чистый и прибранный.
Пусть работа с проблемами станет для вас чем-то вроде короткой тренировки в спортзале. Если вы будете регулярно тренироваться в решении мелких задач, то вскоре станете сильнее, и мелкие проблемы перестанут казаться такими трудными.
Будьте сильнее
Решение задач дает вам больше ресурсов. Чем больше задач вы решаете, тем лучше у вас это выходит.
Такое отношение к возникающим проблемам очень поможет вам в жизни. Если вы воспринимаете проблемы в качестве тренировочных упражнений, которые появились в вашей жизни для того, чтобы сделать вас сильнее, – то легко справитесь с ними. Вы готовы к тому, что вам будет непросто, и знаете, что так и должно быть. Гантели должны быть тяжелыми, и тренировка должна требовать сил. Если бы они были слишком легкими, то ваша тренировка не была бы эффективной.
Возможно, в процессе решения сложной задачи вы вгоняете себя в стресс и чувствуете напряжение – но и на трудной тренировке в спортзале было бы то же самое.
Не нойте. Будьте благодарны жизни за ваши проблемы, ведь они делают вас умнее и сильнее. Научитесь получать удовольствие от своих тренировок. И через несколько лет вы будете благодарны этим проблемам за то, что они появились в вашей жизни.
Не противьтесь своим же тренировкам.