Перечень страстей и грехов

В помощь кающемуся

Учение о страстях, которое в древности было известно многим опытным христианам, сегодня, к горькому сожалению, практически забыто. Даже названия страстей для большинства – неизвестны. Тем более, мало кто знает противоположные им добродетели. Страсти, как сорняки, надо пропалывать на грядке своего сердца, а добродетели, как добрые плоды, терпеливо выращивать. Данное пособие для подготовки к исповеди является практически инструкцией для христианина, желающего начать борьбу со страстями. С его помощью можно легко диагностировать свои болезни души(страсти), определить те из них, которые наиболее развиты, а значит, и более опасны; увидеть, в каких специфических видах грехов проявляются именно наши страсти. Составленное на основе творений святых отцов Церкви с современными примерами грехов, оно поможет решить проблему их невидения и незнания, когда человек не знает в чём каяться и с чем бороться. Список грехов (в том числе и смертных, о которых знают далеко не все) по каждой страсти настолько обширен, что с его помощью можно увидеть даже самые тонкие и замаскированные.

Святоотеческий опыт разделяет все грехи на восемь групп – страстей. Каждая страсть имеет своё название, и про­является особым образом. Всякое проявление страсти мы должны признавать грехом, враждой против Бога, служени­ем сатане. Таким образом, повторяя безбоязненно грехи, мы растим страсти – этим более и более продаём себя в рабство дьяволу.

В этом пособии восемь глав, каждая из которых посвяще­на отдельной страсти. Внутри каждой страсти грехи разделе­ны на три группы:

1)жирным шрифтом выделены грехи смертные, и даже один, любой из них, отрывает нас от Церкви, отлучает от Христа, лишает Божественной Благодати и отправляет на вечные муки в ад – такова их тяжесть, если они остаются нераскаянными.

2)обычным шрифтом написаны грехи тяжкие, кото­рые нужно обязательно замечать и регулярно с сокрушением сердца исповедовать. Нельзя их «копить»: от этого враг укрепляется в сердце, помрачает ум и лишает его способно­сти замечать грехи.

3)курсивом выделеныгрехи «условно» простительные.«Условно» потому, что в разных ситуациях у разных людей степень их опасности может меняться – они могут переходить и в разряд тяжких. Простительные грехи в виде помыслов и чувств не оставляли даже святых, но они при этом сокрушались так, как мы не можем сокрушаться даже о смертных грехов. Опасность простительных грехов в том, что если их не признавать за грехи и оставлять без раскаяния, то можно набрать целый «мешок песчинок», который по весу будет не меньше тяжелого камня (смертного греха), и так же утянет на дно ада.

С детских лет сатана развивает в нас страсти: сначала приучая ко «грешкам», потом дальше и дальше, желая под­вести нас ко грехам смертным, чтобы гарантировано запо­лучить свою добычу. По этой причине не только смертный грех, но и любая из страстей, оставленная без борьбы, разви­тая, да ещё и любимая, точно так же отрывает нас от Христа и лишает Вечной Жизни.

Исследуем себя! Проверим, на сколько крючков (стра­стей) поймал нас враг. А ведь для рыбы достаточно проглотить и один, чтобы быть пойманной! Но точно так и для души и одной страсти, оставленной без борьбы, достаточно для погибели. К ужасу своему, обнаружим при чест­ном рассмотрении все восемь!

Если имеем заботу о своей бу­дущей вечной участи, то незамедлитель­но начнём борьбу. Дерево (страсть), ко­торое долго растили, и выкорчевать не­легко, но с помощью Божьей всё воз­можно.

Любой из грехов может быть прощён христианину в Таинстве Испо­веди при выполнении следующего:

1) грех должен быть признан грехом (раньше мы могли не считать то или иное дело греховным и спокойно его совершали, не волну­ясь о последствиях);

2) человеку необходимо раскаяться во грехе, причём степень покаяния должна соответствовать степени греха, чего у большинства из нас обычно не получается из-за отсутствия страха Божьего. Как следствие, грехи с лёгкостью повторяются до тех пор, пока человек по-настоящему не сокрушится сердцем. Требуется борьба до «кровавого пота». В прежние века для этого назначали епитимии;

3) кающемуся не нужно отныне повторять этот грех, в его сердце должен произойти разрыв со грехом и должны родиться ненависть и брезгливость к нему. При одном вос­поминании о грехе должна закипать вражда против него.

Надеемся, что большой перечень грехов, приведён­ный по каждой страсти, не толкнёт никого в отчаяние, а, наобо­рот, поможет родиться в сердце сокрушению, без которого спасение не начинается.

В заключение хочется напомнить об ответственности христианина в Таинстве Причастия: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьёт от Чаши сей. Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор.II, 28 - 30). Нераскаянный соответствующей степенью покаяния смерт­ный грех и страсть, оставленная в сердце без борьбы, разлу­чают нас со Христом, следовательно, приступать к Таинству Причастия в таком состоянии пока невоз­можно – обернётся в осуждение. Сначала необходимо исправить свою жизнь, то есть обрести покаяние.

Да умудрит вас Бог.

I ЧРЕВОУГОДИЕ напивались до беспамятства; употребляли спиртное до сильного опьянения в течение нескольких дней (запой); подвергали себя отравлению алкоголем от избыточного употребления (до рвоты и других осложнений здоровья); обращались за оздоровлением к экстрасенсам, колдунам, гипнотизерам, «бабкам», «народным целителям», сектантам, знахарям и пр.; применяли для оздоровления заговоры; обращались за оздоровлением к природе, звездам, земле, воде, огню и пр.; кодировались от ожирения, курения, пьянства и пр.; служили своему телу как самому драгоценному в жизни; много сил, средств, времени тратим на заботы о теле (культ тела); чрезмерно объедались при употреблении пищи (обжорство); употребляли пищи ночью: просыпались от голода и не могли уснуть, пока не наедались (работающих в ночную смену это не касается); не могли уснуть с «пустым желудком», ели (пили чай) перед сном; регулярно употребляли пива (как безвредный напиток, хотя пиво более опасно с точки зрения привыкания, чем вино); за ужином непременно желали выпить спиртное; не соблюдали посты (каждая среда и пятница и 4 многодневных поста в году); не могли целиком выдержать пост, неоправданно нарушали посты; привязывались к наслаждениям телесным (баня, купание, загорание и пр. – не как к необходимости, а как удовольствию); переедали и упивались вином даже в церковные праздники; нарушение режима питания по требованию желудка; частое в течение дня, употребление пищи; привязанность к острым пикантным приправам и закускам - пища без них кажется невкусной (майонез, кетчуп, горчица, перец и пр.); желали обязательного разнообразия в пище – роптали, что надоело одно и то же, хочется чего-нибудь вкусненького; привязывались к лакомствам (в разном возрасте они могут быть разными – торты, сгущенка, конфеты, орехи, семечки, сухарики и пр.); привязывались к шоколаду (усиливает блудную страсть); были изнеженны, долго спали, длительно лежали в постели после пробуждения; употребление спиртного до характерного «шума» в голове, вызывающего излишнюю веселость, болтливость, развязность, нарушение координации движений и искажение произносимых слов; переедали (до тяжести в желудке), после чего наступает вялость, сонливость, лень, уныние; считаем употребление пищи приятным, радостным занятием, а не необходимой потребностью тела, принимаем пищу с услаждением, алчно, торопливо, не пережевывая тщательно; желали друг другу и себе телесного здоровья как самого главного в жизни; угождали плоти: хотели, чтобы было мягко, удобно, приятно, в удовольствие, с комфортом; после приема пищи обязательно нужно вздремнуть, полежать, расслабиться. II БЛУД имели плотскую связь до заключения брака (не сохраняли девства, любодеяние); допускали зачатие детей до заключения брака; изменяли - супружеская измена (прелюбодеяние); разрушали венчанный брак; зачатие детей от внесемейной плотской связи; вступление в четвертый брак; вступление в плотскую связь с бывшим супругом (супругой) после расторжения брака (любодеяние); однополый «брак»; занимались рукоблудием; согрешали блудом противоестественным (анальным, оральным, с животными, между однополыми, между близкими родственниками, с несколькими одновременно); соединялись в семью близких родственников (кровосмешение); блудной связью разрушали чужую семью, дети оказались сиротами; разбивали чужую семью, желая устроить свою личную жизнь; блудной связью довели кого-либо до отчаяния, до самоубийства; развращали, втягивали в блуд младшего по возрасту, девственника (девственницу); занимались сводничеством (содействовали в знакомстве людей, ищущих блудных отношений); целование, обнимание, нецеломудренное поведение до заключения брака; читали сладострастные книги, слушали и пересказывали непристойные анекдоты, смотрели передачи и фильмы с блудными сценами, в том числе разрешали детям это же; считали плотские отношения необходимыми для здоровья и хорошего настроения; допускали плотский интерес к лицам противоположного пола, разглядывали тело «через одежду»; засматривались с вожделением на красивые лица, неприличные сцены и картины, непристойную рекламу; носили одежду, подчеркивающую форму тела и не покрывающую (или специально открывающую) непристойные места (это касается и женщин, и мужчин); допускали заигрывание, кокетство, кривляние, распущенность рук и языка, намеки, двусмысленность, вольное обращение с лицами противоположного пола; допускали блудные воспоминания и мечтания, охотное удержание их в мыслях и происходящее от этого похотливое разжжение в теле; танцевали с бесстыдными телодвижениями; применяли косметику и другие средства украшения тела для привлечения внимания; проявляли плотское влечения супругов при детях; не воздерживались в супружеской жизни в посты, в среды и пятницы, воскресные и праздничные дни; неумеренность в плотских отношениях в законном браке; изменяли второй половине в своем сердце нечистым воззрением на лица противоположного пола; постоянным отказом в супружеской близости доводили вторую половину до измены; обращались к литературе, научающей разнообразию плотских отношений; учили детей «безопасному сексу»; одобряли блуд, любодеяние, измены, разводы, брак с разведенными; надсмехались над целомудрием, девством, честным браком, супружеской верностью; сквернословили (матерщина); мужья принуждали жен носить нецеломудренную одежду; старшие принуждали младших носить нецеломудренную одежду; имели похотное чувство от случайно услышанного, увиденного или вспомнившегося; часто смеялись по всякому пустяку; наивные романтические мечтания о «возвышенной» любви. III СРЕБРОЛЮБИЕ святотатство (похищали или присваивали себе церковную собственность); похищали у людей иконы, священные книги и другие святыни; обделяли стариков, немощных, калек, убогих, больных, заключённых, сирот – этот грех напрямую вопиет к Богу об отмщении за обиженных; совершали разбой с целью наживы; мародёрство – ограбление жителей неприятельской территории или убитых и раненых (во время войны); хитростью и обманом выигрывали в азартных играх деньги у простецов и неопытных; играли в казино, игровые автоматы, доходя в азарте до помрачения ума, растрачивая впустую деньги; организовывали залы и клубы для игр на деньги; в бизнесе обманывали и подставляли других, наживая себе прибыль нечестно; зарабатывали на болезнях и несчастьях людей, давая ложные обещания исцеления, облегчения трудной участи; подвергание риску своего здоровья и даже жизни ради денег; различные игры на деньги; давали в долг под проценты; неуплата положенных налогов, сокрытие доходов от государства (наемный работник не виновен, если это зависит не от него, а от хозяина предприятия); возложение всех надежд на деньги, на запасы, на хозяйство; жестокосердие к нищим и ко всем нуждающимся (жалеем своего, не хотим поделиться, хотя и имеем возможность); Болезненная привязанность к деньгам, вещам, предметам и сильная зависимость от них; желание обогатиться и размышление о средствах к обогащению, мечтание быть богатым (забота о необходимом достатке грехом не является); ненасытное желание иметь как можно больше, желание приобретать даже сверх необходимого, про запас; скупость, мелочность, жадность, скряжничество даже по отношению к родным; искание выгоды во всём (корыстолюбие); скрывание доходов от семьи, накапливание тайком от ближних; жалеем своё имущество, когда им необходимо послужить для ближних или Отечества (не хотим принять в свой дом проезжающих, оказавшихся неожиданно в бедственном положении, за помощь берём деньги; не хотим подвезти попутчиков – только за плату и т.д.); если просят имеющееся у нас, то, из жалости к вещи, обманываем, будто нет её у нас или уже отдали кому-то; требуем возврата долга с оскорблениями и угрозами (спрашивать о возврате долга разрешается); воровство (кража чужого имущества, государственного или частного, присваивали то, что «плохо лежит»); Умышленно не оплачивали проезд в транспорте; взятие без спроса не принадлежащего нам; бездельничанье на работе, недобросовестное исполнение служебных обязанностей (при этом оклад получаем целиком); ложный больничный лист; работаем не по совести, а только чтобы начальство не ругало и премии не лишило; обвешивание, обсчитывание, завышение цен в торговле; продавали плохое за хорошее; Пользование электроэнергией без оплаты, занижение показаний счётчика; покупка краденного подешевле; подделка документов ради выгоды и наживы; незаконное приобретение дипломов, удостоверений, сертификатов и пр., чтобы получить должность с большей оплатой; предложение взятки и получение взятки; не возвращали то, что брали во временное пользование; требовали премию, доплату, надбавку, угрожая начальству и шантажируя увольнением или забастовкой; судились с родными, с соседями, требовали возмещения ущерба материального, да ещё и морального; приносили краденное или незаработанное в качестве пожертвования в храм; утаивали и присваивали найденные вещи и деньги; получали незаработанные деньги; намекали или принуждали людей делать нам подарки; не возмещали нанесённого ущерба; выпрашивали деньги и вещи на свои мнимые нужды ради наживы или пропоя; нечестно делили вознаграждение за труды (себе или своим брали больше); присваивали чужое, утраченное людьми в результате стихийных бедствий; одобряли какую-нибудь разновидность воровства, научали и подстрекали к этому других; приносили домой с работы что-либо незаработанное: инструмент, канцелярские принадлежности, краску, лампочки, продукты и пр. (позволяется брать списанное с разрешения начальства); если и даём кому-нибудь чем-то попользоваться, при этом боимся, как бы не сломали; соблазнялись чем-либо в чужом саду, огороде, поле – частном или государственном; небрежно относились к чужой или казённой вещи; скупились тратить на добрые дела помощи ближним, хотя и имели на то возможность; приносили на пожертвование что похуже, лучшее оставляли себе; не заботились о содержании и украшении храма, скупились на пожертвование в храм, хотя имели достаток в средствах; полученные деньги обязательно пересчитываем, не доверяя честности человека (можно посчитать, чтобы убедиться: не дали ли лишнего); задерживаем возврат долга, хотя можем его отдать; IV ГНЕВ убийство человека умышленное; убийство человека неумышленное; ненависть (ярость, вражда) к соседям, сослуживцам, начальникам, детям, родителям и пр. (ненавидящий ближнего есть человекоубийца); избиение, увечье и прочее жестокое, бесчеловечное отношение к людям; аборт (убийство ребенка в утробе матери) – этот грех ложится на мать, решившуюся на такое злодеяние, на отца, пожелавшего или промолчавшего, на врача (или на знахарку) и вспомогательный персонал, исполнивший убийство; выкидыш (от самовольной физической нагрузки, от греховной жизни, от сильной печали, от умышленного применения специальных рецептов, от нехранения здоровья); применение абортивных противозачаточных средств (спираль, гормональные таблетки, гормональная система «Мирена»), в части случаев вызывающих убийство оплодотворённой клетки, уже имеющей душу, т.е. живого человека (отличие от рожденного человека только в том, что тело еще не развито); советовали делать аборт, давали деньги на это злодеяние, становясь соучастником убийства невинного ребёнка; «лечили» детей у «бабок», экстрасенсов, колдунов и т.д. – тем самым предавали их в лапы бесам; своим поведением довели человека до самоубийства или до запоя, вследствие которого наступила смерть, став соучастником смертного греха; не прощали обидчиков, держали в сердце злобу, примирялись только на словах, лишая себя возможности получить прощение своих грехов. Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам прегрешений ваших (Мф. 6,15); Имели злоречивый характер: ругались, оскорбляли, проклинали, наговаривали, преувеличивали, угрожали, желали зла, запугивали, распускали слухи, выдумывали сплетни и клевету на людей , писали жалобы, устраивали разборки, злословили; предательство, повлекшее гибель людей; принуждали кодироваться; жестокая месть с тяжкими последствиями; угрожали человеку убийством; проклятие своих личных врагов, а иногда даже родителей (посылали их в руки нечистой силы или в другой форме, при этом в смысл произносимых слов не вдумывались и даже не понимали, что это проклятие); проклятие своих детей (проклятие отцовское разрушает дом, проклятие материнское низводит с земли); желание беды, смерти, несчастья, болезни своим обидчикам; не помогли умирающему от голода, тонущему, тяжелобольному, просящему о помощи, погибающему; не защитили обижаемого, убиваемого (убежали, крепче закрыли двери, заткнули уши); оставление детей, отдание их в интернаты, детские дома; оставление детей на воспитание бабушкам – не хотели связывать себя хлопотами, хотя имели возможности и силы; оставление старых немощных родителей, отдание их в дома престарелых; подталкивали человека на грех, соблазняли, растлевали душу (навязывали выпивку, научали отомстить, развращали анекдотами, дурными примерами, скверными книгами, видеокассетами, дисками); втягивали в осуждение; постоянными придирками довели человека до отчаяния; обидным словом, упрёком, придирками, грубостью досаждали родителям; не исполняли волю родителей, не утешали их в старости и болезни, не ухаживали перед смертью, не молились после их смерти, не подавали за них милостыню, не поминали на панихидах в храме, не следили за могилами, ставили на могилах не кресты, а звёзды; непристойный крик, спор, бранные жесткие и колкие слова, запугивание, оскорбление; ударение, толкание, побои без увечья; злопамятство (воспоминание старых обид); мелкая месть и рассуждение в мыслях об отмщении; клевета (забыли, что отец и родитель лжи – дьявол), сознательная ложь о человеке; распространение злых слухов о человеке; разглашали тайны человека его врагам; разглашали чужие слабости, грехи, очерняли доброе имя человека; верили наговорам, распускали злые слухи, да ещё и преувеличивали их; передавали недобрые слова человеку, в адрес которого они были сказаны – тем самым вызывали обиды и ссоры; сеяли раздоры и вражду между людьми; осуждение другого человека в мыслях и словами – вместо сочувствия и сострадания (опасность этого греха в том, что часть вины за грех переходит с осуждаемого на осуждающего, таким образом, при осуждении мы страдаем за грех, которого не совершали. Если не хотим, чтобы нас осудил Бог, то не должны осуждать других. Судить людей – право Бога); произнесение в виде шуток опасных пожеланий; злорадование: радуемся неудачам других, особенно неудачам наших недругов; радость эта не обязательно открытая, она может быть в виде мыслей или сердечного чувства; попользовавшись благами от общего дела (например, в бизнесе), не захотели отвечать за последствия; Расторжение брака (развод) без уважительных причин; воспитание детей (или подчиненных) с помощью гнева, крика, оскорблений; применение наказаний, превышающих проступок; безразличие родителей к духовному состоянию детей (ненаучение их вере, заповедям, молитве, посту; дозволение не посещать Храм Божий, не исповедоваться, не причащаться, не читать духовную литературу); безразличие родителей к занятиям детей: посещают ли школу, выполняют ли домашнее задание, хороших ли имеют друзей, чем занимаются, чем интересуются, как относятся друг к другу); ненаучение детей нравственности, приёмам ведения домашнего хозяйства, способности терпеть и прощать; не подавали детям примера исполнения Христовых заповедей; своим примером научали детей лжи, притворству, сквернословию, грубости, осуждению, зависти, мести, накопительству, алчности, обжорству, винопитию и прочим грехам, хотя на словах, может быть, были благочестивы (забыли, что дети во всём копируют своих родителей и научение происходит не столько словом, но больше делом, поэтому напрасно удивляемся: «Откуда у нас такие дети, мы их этому не учили!»); долго не крестим своих детей, после крещения не заботимся об их духовном возрастании, о регулярном причастии; не учили детей покаянию, не готовили их к исповеди; не оплакивали грехи ребенка как свои собственные; не прививали ребёнку благоговейного отношения к Храму, особенно к Таинствам Церковным; по неразумной родительской любви воспитывали эгоистов, лентяев, всё отдавали им, всем ради них жертвовали, не знали меры, всё дозволяли, не поручали домашних дел, приучали к лакомствам, не запрещали смотреть подолгу телевизор (даже срамные передачи и фильмы), выполняли все их прихоти, терпели от них грубость и ложь, не применяли допустимых средств наказания (вплоть до телесных, но без гнева); ревность (подозрение в измене), желание «привязать» к себе супруга (супругу) как собственность; рассчитывались за работу водкой, способствуя спаиванию людей; наносили вред чужому имуществу умышленно: от зла или зависти; поджег чужого (или в порыве ярости своего) имущества; отравление соседских животных; препятствие в выгоде других людей; не предохраняли других от убытков, заведомо зная, что они могут быть; не помогали добрым советом, не обращали на путь истины заблуждающихся, если они просили об этом; не утешали человека, находящегося в несчастии; жестоко относились к домашним животным (били, пинали, кидали камнями, издевались, убивали по ненависти или ради развлечения); не умеем отделять грех от человека (осуждаем не поступок, а человека); «резали правду в глаза», обличали с гневом и без милости; грубим ближним, ходим со злым лицом, не глядим на ближних, здороваемся сквозь зубы, хлопаем дверями; в транспорте толкаемся, ругаемся, не уступаем место, не терпим неудобств и неприятностей; не можем просить Бога о своих врагах такими словами: «Отче, прости им, не ведают, что творят. Не вмени им этого в грех. Просвети их ум, приведи их к вере и покаянию. Не лиши их Царства Небесного, не наказывай их за меня»; неверующим людям навязываем веру, укоряем и упрекаем за неверие вместо того, чтобы кротостью, смирением, любовью, милосердием, терпением свидетельствовать о своей вере; не выполняли обязанностей крёстных, не молились за крестников, не научали их вере, не показывали им пример благочестия, не водили их в храм, не заботились об их причастии (если родители ребенка препятствуют крестному, то остается только молитва и собственная благочестивая христианская жизнь); родители вносили раздоры в семью молодых, ревновали сына к снохе и пр.; будучи начальниками, потворствовали любимчикам или, наоборот, были жестоки в обращении с подчиненными, изводили придирками, несправедливостью, изживали с работы по зависти, наговору, мести; потворствовали порокам подчиненных: пьянке, блуду, прогулам, воровству и прочее; скверно относились к старшим по возрасту, старики мешали нам на улице, в транспорте, магазинах, больницах; подвергали человека опасностям, изнуряли трудами; не верили в болезни ближнего, надсмехались над ним; умышленным молчанием вызывали гнев ближнего; строптивостью, упрямством, желанием настоять на своем доводили человека до раздражения; осуждали священников (как говорят проповеди, как совершают молебны, Таинства, богослужения); отказывали болеющим или умирающим родственникам в приглашении домой священника; повреждали своё здоровье умышленно, назло другим делали себе плохо; считали, что в храме есть «наше» место и сгоняли занявших его; не просим прощения у обиженных нами, не спешим к примирению; не уступаем с любовью место, раздражаемся на других прихожан, с раздражением одёргиваем, грубо назидаем новичков, осуждаем; осуждаем сидящих в храме по причине усталости и немощи телесной или даже делаем им замечание; не хотим навестить больных, старых, страдающих, одиноких – не хочется портить себе настроение, оправдываемся нехваткой времени; просили прощения формально, без сокрушения сердца, без искреннего сожаления о содеянном; делали замечание человеку с раздражением и осуждением; гневные мысли и чувства (в сердце, как будто бы, закипает кровь и начинается некоторое жжение); вспыльчивость, раздражительность, говорение на «повышенных тонах». V ПЕЧАЛЬ отчаяние в трудных ситуациях; рассуждение о бессмысленности жизни, о том, что «я никому не нужен»; нежелание жить, если с ближним случится беда или смерть; мысли о самоубийстве при обстоятельствах, кажущихся безвыходными; отречение от спасительного креста – бегство от попущенных Богом трудных жизненных обстоятельств, что является отречением от Божьей воли спасительной и исполнением своей воли – гибельной; жалуемся на жизнь: «За что мне это, за что меня Бог наказал?» - не можем принять всё случившееся с нами как лекарство, совершенно необходимое, хотя и горькое, для исцеления нашей души, подаваемое рукой Божьей; не хотим терпеливо переносить скорби, забываем, что они очищают душу, что они абсолютно необходимы для нашего спасения, что скорби – это законное следствие наших грехов, подтверждающее наше грехопадение и рабство дьяволу; ропот на Бога и выставление Его виновником стихийных бедствий, эпидемий, войн, грабежей, убийств, смерти детей и прочих бед; огорчались и плакали от бессильной злобы, от унижения и оскорбленного самолюбия, от жалости душевной; сильное огорчение от неудач, когда срываются наши планы и мечты; недовольны своей участью, считаем себя достойными лучшего, говорили: чем я хуже других, меня не понимают, унижают, я этого не заслужил; больше меры переживаем о родных и близких (особенно о детях), плачем при этом, желаем им земного благополучия, а об их будущей вечной участи забываем; опасение старости («Как будем жить?»), нечаянной нищеты, болезненности, изгнания, увольнения с работы («На что будем жить?»); огорчение от утраты (потери) чего-либо земного (вещи, деньги, украшения, имущество, работа, должность и т.д.), доходящее порой не только до потери настроения, но и здоровья; утрата в трудных жизненных ситуациях надежды на Бога, сомнение в безграничном милосердии Божьем, что легко доводит до отчаяния; забыли, что ничего худого не может с нами случиться без попущения Божьего; в скорбях Бог особенно близок к нам; если Бог попускает нам скорби, то Он же от них и избавляет или дает силы терпеть, а мы этого терпения не просим; недоверие промыслу Божьему, не оставляющему человека в бедах, нищете и нуждах, приготовляющему для нас всё потребное; ропот на ближних (родителей, детей, соседей, сослуживцев, начальников и пр.), выставление их виновниками наших бед; сильная привязанность к миру (привычки, нехристианские обычаи, традиции, увлечения, происходящие не от Евангельских заповедей, и нежелание с ними расставаться); постоянное размышление о земных делах и проблемах; «думы» из головы не выходят; неспособность безропотно переносить скорби; ропот на погоду, ветер, снег, дождь, мороз и пр.; тоска по прежней счастливой жизни; неблагодарение Богу за всё случившееся (и доброе, и худое); нетерпеливость (желание, чтобы поскорее разрешились наши проблемы); жаление себя в разных трудных ситуациях (когда необходимо потрудиться на благо ближних, выполнить дополнительную работу, или когда нам досталась работа потруднее, или когда предстоит ухаживать за больными, дохаживать престарелых родителей, родственников; стараемся себе выбрать полегче, а тяжелое сваливаем на других); ожидаем, что кто-то нас утешит, пожалеет, развеселит и требуем этого от окружающих; плохое настроение оттого, что «на меня не обращают внимания», «не разговаривают со мной», «не делятся со мной новостями». VI УНЫНИЕ имели произвольное понятие о Боге, о Церкви, о спасении – не хотели познать Истину, спокойно жили в заблуждениях; не изучали свою Православную веру; думали только о земном, житейском, бытовом – о Боге и вечной участи не помышляли; имели некоторые теоретические понятия о вере, а в жизни их не применяли, не искали живой веры (вера без дел мертва); не изучали правила христианской жизни – заповеди Христовы, и не исполняли их; приступали к таинствам Церковным холодно и безразлично, не имея страха Божьего; целью своей жизни считали достижение земных радостей; употребляли наркотические средства; используем имя Бога в пустых разговорах, как присловие, бессмысленно (например: «Да ради Бога» или «Ну и Бог с ним» и пр.); не посвящаем седьмой день Господу; не ищем (уклоняемся) встреч для бесед на духовные темы, прерываем ближних, когда они начинают разговор о Боге, о спасении, о покаянии; погрязли в житейской суете, крутимся «как белка в колесе», не можем оторваться от домашних дел, не находим времени на храм, на посещение духовных бесед, на подготовку к исповеди и причастию; невнимательное, поспешное исполнение молитвенного правила; неверное произношение слов молитвы, так что содержание меняется на противоположное; не учили молитв, не вникали в их содержание; чтение канонов, акафистов, Псалтири без понимания смысла читаемого; отсутствие благоговейного трепетного отношения к святыням; забываем свои грехи (даже смертные) и в целом о повреждении нашей природы ядом греха, не оплакиваем своего состояния, не способны каяться, нет искреннего сожаления о содеянных грехах; неспособность замечать свои грехи, невозможность приготовиться к исповеди; не можем возненавидеть свои грехи, не выражаем твердой решимости расстаться со грехом, исправить свою жизнь; увлекались «земными» радостями, не видели в них противоречия с заповедями Христовыми; скучаем по «обычной» человеческой радости, ищем её, сами себе её устраиваем – не понимаем, что рождается она от тщеславия и самодовольства, когда человек льстит сам себе или льстят ему другие, особенно когда земные успехи и удачи сопутствуют нам; часто и подолгу говорим по телефону; компьютерные игры, «сидение» в Интернете, уход в виртуальный мир; желание развлечений, компаний, увеселений; регулярное употребление алкогольных напитков для «поднятия» настроения; курение; поиск земного, призрачного, мимолетного счастья, гоняемся бесплодно за ним всю жизнь как за тенью; неспособность находиться в тишине, обязательно включим радио или телевизор (хотя и не смотрим, но пусть говорит); подавленное состояние духа, безразличие, пустота, лень; играли в карты и держали карты дома; «убивали» время у телевизора на развлекательные программы, сериалы и пр. – наполняли душу разнообразной греховной отравой; спим больше необходимого, сколько хочется; переменчивость нрава (то уныние и слёзы, то весёлость и смех); празднословие (бесполезные пустые разговоры ни о чём), многословие, болтливость; излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода расслаблением; опаздывали на богослужения без уважительной причины, толкались, ходили, разговаривали во время службы; невнимательность, рассеянность в храме во время службы, неспособность оторваться от пустых воспоминаний, мыслей о земном; ленимся пойти в храм, даже если в этот день не работаем: хочется отдохнуть, расслабиться; пост исполняем только телесный (внешний), не следим за своим внутренним состоянием, продолжаем грешить мыслями и чувствами сердечными; мысленный спор (пререкание) с отсутствующим человеком, доказывание в мыслях оппоненту своей правоты; праздное любопытство (чтение чужих писем, подслушивание разговоров; «проверка» чужих ящиков, шкафов и карманов; влезаем в разговоры; отвечаем, когда не спрашивали; с надоедливостью расспрашиваем, интересуемся бесполезным и не касающимся нас, прислушиваемся к чужим разговорам, собираем слухи); VII ТЩЕСЛАВИЕ рисковали жизнью ради того, чтобы прославиться среди людей; отрекались от веры, чтоб не потерять авторитет в обществе; одобряли смертные грехи, чтобы сохранить уважение к себе со стороны безбожников; согрешали смертно, чтобы не быть «белой вороной»; приступали к Церковным таинствам напоказ (например, венчались, потому что это теперь модно); стыдились отстаивать истину (догматы, каноны, заповеди, если кто-то грубо их попирал); стыдились исповедовать свои грехи (особенно срамные), чтобы не потерять авторитет и уважение в глазах священника, утаивали грехи; пресмыкались перед начальниками, сильными мира сего, чтоб получить их внимание и расположение; желание похвалы от людей и поиск авторитета - хотим, чтобы нас уважали, чтобы с нами считались, стремимся быть впереди; искание славы человеческой, земных почестей, должностей и званий; смакование своих достоинств, невидение собственных недостатков; хвастовство, приукрашивание речи, преувеличение для большей убедительности; следование моде, желание красивой одежды, украшений, изысканной мебели, вещей и пр., чтобы не отстать от других или быть впереди; положительная оценка своих душевных качеств (самодовольство); положительная оценка своих телесных качеств: красоты лица, прически, приятности голоса и прочих качеств тела; неспособность переносить замечания, упреки, увещания как несправедливые, так и справедливые (особенно трудно переносить несправедливые упрёки, а мы и справедливых не можем стерпеть); желание всякий раз оправдываться, выгораживать себя, выставлять себя невиновным, указывая разные причины, лишь бы нас не уличили в лени и неумении; оправдываем свое незнание веры и греховность предыдущей безбожной жизнью и атеистической пропагандой, хотя гонения на веру давно прекратились; неспособность относиться одинаково ровно к хвалящим нас и обижающим нас; заискивание перед теми, от кого что-либо зависит, и презрительное или безразличное отношение к тем, от кого ничего не надеемся получить; лесть (хваление человека, чтобы добиться его расположения к нам или ради какой-нибудь выгоды; похвала с завистью; хваление человека на людях, чтобы заметили наше «великодушие» и отметили нас); лицемерие (притворство, актёрство, неестественность поведения); оправдываемся: «Я не виноват, у меня такой характер» или «Ты сам напросился»; перекладываем свою вину на других, чтобы не потерять репутацию и не выслушивать упрёков; нежелание здороваться первым, пойти на примирение первым; нежелание выполнять работу, «унижающую» наше достоинство; боимся осуждения со стороны окружающих, страдаем мнительностью, переживаем о том, «а что подумают», «а что скажут люди»; следуем греховным правилам и традициям мира, чтобы не стать «белой вороной», оправдываемся, что теперь все так живут; уклоняемся от христианской жизни из-за ложного стыда перед знакомыми, стыдимся держать дома иконы, носить нательный крест, креститься на людях, скрываем, что ходим в храм, исповедуемся, соблюдаем посты, что верим в Бога и т.д.; боимся насмешек, упрёков и непонимания; огорчаемся, если не получаем похвал и одобрений, особенно, когда они достаются другим; обязательно расскажем, если что-то придется доделать за кем-нибудь; пытаемся унизить, зачернить, затушевать, перетолковать в худшую сторону достоинства и заслуги других людей, говорим многозначительно: «Да не так уж он хорош, как вы думаете!» или: «Вы про него не всё знаете!»; с любопытством узнаём недостатки других и охотно передаём это окружающим, при этом испытываем удовольствие; домогаемся возвышения и признания себя, забыли слово Божье: Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою (Мк. 10,42-43); совершение добрых дел ради земной славы или чтобы хотя бы заметили, обратили внимание, похвалили; не укрываем все добрые дела от взоров человеческих, долго сами помним о сделанном, вспоминаем с удовольствием, рассказываем окружающим; стремимся к роскоши и пышности, желаем чем-то особенным выделиться, показаться перед знакомыми, соседями, родственниками; похваляемся даже своими пороками и стараемся хоть этим, но выделиться среди окружающих; расточали средства напоказ, чтобы вызвать уважение к себе или спровоцировать зависть; употребляем в шутку слова молитв и Священного Писания; мечтания о своих способностях, о своём предназначении, значимости; думаем о себе, что смиренны, говорим об этом другим, проповедуем свои труды; хвалим себя; радуемся и вдохновляемся, когда видим, что нам завидуют; употребляли свои таланты и способности не с христианским смирением, а с тщеславным самодовольством; передразниваем, пересмеиваем других (и даже священников); изображаем с преувеличением (мимикой, жестами, гримасами) других людей, высмеиваем недостатки окружающих; артистизм (копирование речи, движений, жестов) с целью рассмешить других, порисоваться, быть в центре внимания; радовались при совершении доброго дела, тем самым, приписывая его себе, а не Богу; земные радости считаем вознаграждением за христианское благочестие; острословие, шутливый тон, «красное словцо», рассказывание смешных историй, анекдотов; добавление к сказанному кем-то своих остроумных замечаний, реплик, уточнений; приятно, когда хвалят. VIII ГОРДОСТЬ сомневались в бытии Бога; отрицали бытие Бога; хулили Бога (оскорбляли, презирали); отрекались от Бога; переходили в другую веру; уходили в раскол, в секту; распространяли ложное учение (ересь); упрямо стояли в заблуждении, спорили, противоречили вероучению Православной Церкви в догматах и канонах; непризнание грехов грехами в соответствии с Евангелием, некоторые из грехов не считали таковыми, не оценивали свои поступки, слова, мысли, чувства с точки зрения заповедей Божиих, борьбу с грехами не вели, не каялись в грехах, говорили: «А какие у меня грехи? Никого не убивал» и т.д.; установление собственных заповедей и жизнь по ним; не признавали Бога Творцом, а себя и весь мир – творением; утверждали, что все религии равны и ведут к одному Богу; считали, что в Церковь ходить не обязательно, а достаточно просто верить; считали, что для спасения достаточно только верить, а как верить – не важно; произвольно понимали Священное Писание, не читали толкований; отвергали многовековый опыт Церкви, искали свою дорогу к Богу; требовали от священника прощения грехов без покаяния, без изменения жизни; считали, что достаточно только назвать грех на исповеди, не исправляя его, и он автоматически простится; обвиняли Бога в собственных грехах, оправдывая совершенные грехи словами: «Видно, так Богу было угодно, коль я согрешил»; дерзали причащаться без правильной веры, без покаяния, с нераскаянными смертными грехами, без борьбы со страстями (такое причастие оборачивается в осуждение и в смерть вечную); дерзали причащаться, находясь на епитимии; не имея препятствий, причащались реже, чем раз в три недели (Дух Святой отлучает таких от Церкви – так гласит 80-е правило Шестого Вселенского Собора); колдовали, ворожили, гадали, «лечили» заговорами, кодировали, вызывали духов, контактировали с НЛО, пытались «воскресить» умершего, входили в «общение» с умершими, занимались экстрасенсорикой, медитацией, аутотренингом, тем самым входили в общение с демонами; обращались к колдунам, магам, чародеям, «целителям», «бабкам», экстрасенсам, «ясновидящим» и пр., - тем самым пользовались услугами демонов; верили во всевозможные приметы и суеверия, доверяли снам, строили жизнь по «сонникам» и гороскопам; прелесть: льстим себе, что чисты от грехов, святы, достойны Божественных откровений и впечатлений, что достойны общения с Ангелами, видения Ангелов, святых, Господа, Пресвятой Богородицы; искушали Господа, говоря: «Если Ты есть, то исполни то, что я прошу, а если не исполнишь, то Тебя нет»; попытка самоубийства; самоубийство; вера по расчету: ожидание от Бога благ в обмен на немощные попытки христианской жизни; ожидание от Бога того, чего нам хочется; обида на Бога, если не решаются наши проблемы; верили только тогда, когда всё складывалось по-нашему; не верим, что Бог всесилен и может избавить нас от греха при нашем искреннем желании, подтвержденном реальными попытками борьбы; не признавали своего рабства дьяволу, что человек стал жилищем сатаны; знали о своём грехе и не хотели исправляться, испытывали долготерпение Божие; чтение книг еретических, противоречащих вероучению Православной Церкви; стремление командовать, управлять, властвовать над другими, не имея на то никаких полномочий; лжём, оправдываем ложь необходимостью обстоятельств, лжём даже просто так, по привычке; зависть (желание того же, что видим у ближних, или мрачное чувство расстройства в сердце оттого, что мы чего-то не имеем, а у других это есть: достаток, счастье, положение в обществе, здоровье, способности, красота, рост, сила, успехи); высокомудрие, самомнение, уверенность в своей духовной правоте, не основанной на Священном Писании и Предании Церкви; самолюбие: почитание себя превыше всех и презрение тех, кто не согласен с нами, вражда против тех, кто «задевает» нас; желание «долго жить», не задаваясь вопросом о смысле жизни, о Суде Божьем, о посмертной участи; человекоугодие: угождение человеку из-за страха перед ним; готовы согрешить, если потребуют этого от нас; Бога не боимся, а человека боимся; начальникам раболепно подчиняемся, подчинённых безжалостно укоряем; не уходим из таких компаний, где осуждают, играют в карты, упиваются вином, сквернословят, хулят Бога, Церковь – боимся потерять отношения, раболепствуем; утверждаем, что «всегда верили», «всегда Бога вспоминали», «всегда с Богом жили», что всегда имели «бога в себе, в своём сердце» (при этом показываем рукой на грудь или похлопываем по груди), однако, сами грубо нарушаем заповеди Божии, даже не зная их, и не приступали никогда к исповеди и причастию; говорили: «Грешны во всём», признавая себя грешниками на словах только, а на деле не могли назвать своих грехов и не боролись с ними; поминали умерших водкой, организовывали застолья на кладбищах; подавление ближнего грубым словом или колкой насмешкой, чтобы не возносился как мы или выше нас; наглость, дерзость; строптивость: неспособность подчиняться во всём, что не противоречит заповеди: подчиненные – начальникам, дети – родителям и учителям, младшие – старшим, жёны – мужьям; долго не успокаиваемся от обид, жалеем, что мало наговорили, мало ответили обидчику, в мыслях будем долго спорить с ним, оправдывать себя; будем рассказывать другим об этом случае, очерняя обидчика и оправдывая себя; будем придумывать способы отмщения и пр.; в окружающих людях видим врагов; не способны просить и обращаться за помощью – гордость не позволяет: а вдруг откажут, тогда будет обидно – лучше уж сами как-нибудь; стремление жён командовать в семье, самостоятельно распоряжаться деньгами; прекословие (пререкание) даже со старшими, с родителями, с начальниками; божились и клялись именем Божьим, прикрывали ложь божбой; клялись жизнью (даром Божьим), здоровьем, своими детьми, матерью; требовали клятв от других; забвение и медление в исполнении обещания, данного Господу, даже если уже получили просимое; не почитали священников, избегали благословения, не хотели принимать Таинства от священников, считая их грешными и недостойными; отказывались от лечения по причине гордости («Я сильный – всё вытерплю»), хотя болезнь была опасной для жизни; считали, что достойны Вечной Жизни и спасёмся независимо от того, что живём во грехах; самонадеянность: надеялись на собственные силы и способности, знания и опыт, на свои «добрые» дела, на свои молитвы, посты, забывая, что без Бога спастись невозможно; попытка исправиться от недостатков собственными силами или исправить других без помощи Божьей, при этом главная опора во всех наших делах – «я сам»; ставим себе цель «стяжать Духа Святаго» без понуждения себя к терпению, кротости, смирению, целомудрию – забыли, что Бог гордым противится, а только смиренным даёт благодать(см.: Иак.4,6); о Боге вспоминали только тогда, когда все способы уже испробовали; неспособность к послушанию; неперенесение обличений; легко прощаем себе свои недостатки; в чём себя оправдываем, в том других осуждаем; превозносимся над другими, считаем себя лучшими, своё мнение – более правильным, дело своё – более важным; ждём услуг от ближних, требуем, чтоб нам все помогали, сами же не спешим на помощь; требуем, чтобы нас обязательно простили (для нашего самоуспокоения), выжимаем это «прощение» из обиженного нами человека; брезгливы во всем и всегда (естественное отвращение от нечистот не греховно); не умеем благодарить Бога за Его милости к нам; не просим Божьего благословения на всякое дело; хватаемся за дела, превышающие наши силы, а потом стонем, изнываем под непомерной тяжестью их и обижаемся на окружающих, что не помогают нам; взятие на себя чрезмерного поста и превышающего наши силы молитвенного правила; непосильные подвиги, входящие в противоречие с нашим положением (семейным, социальным и т.д.) или невозможные для нашего здоровья, возраста, опытности; любим учить других, вмешиваться в чужие дела и разговоры; страх, трусость, пугливость, боязливость, опасливость, робость, всегдашнее ожидание беды; повышенные требования к другим и прощение себе ошибок без самоукорения; судим об окружающих по внешнему виду, а не по делам; вступали в спор, доказывали свою правоту, не могли уступить, настаивали на собственном мнении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каноны или Книга Правил. – СПб.: Изд. Общества святителя Василия Великого, 2000.

2. Полное собрание творений свт.Игнатия (Брянчанинова). Т.3. – М.: Паломник, 2006.

3. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Творения. В 7тт. Издательство Сретенского монастыря, 1996.

4. Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. – Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993.

5. Добротолюбие. Т. 2. – М.: Паломник, 1998.

6. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения исповеди. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008.

Наши рекомендации