Управление дебиторской задолженностью
Политика управления дебиторской задолженностью это часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
Дебиторская задолженность — это сумма требований, предъявляемых предприятием к своим дебиторам на определенную дату.
Дебиторы — юридические и физические лица, которые имеют задолженность перед данным предприятием.
В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам:
■ задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил;
■ задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в срок»
■ задолженность по векселям полученным;
■ задолженность по расчетам с бюджетом;
■ задолженность по расчетам с персоналом;
■ прочие виды дебиторской задолженности.
В бухгалтерской отчетности дебиторская задолженность является комплексной статьей и классифицируется по нескольким признакам.
По экономическому содержанию в соответствии с ПБУ 4/99 «Доходы организаций» в ее составе выделены: покупатели и заказчики; векселя к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ; задолженность участников (учредителей) по взносам в уставной капитал; авансы выданные; прочие дебиторы. Такая группировка позволяет классифицировать долги по источникам образования, видам обязательств, характеру задолженности.
По времени возврата задолженность подразделяется на нормальную (в пределах срока) и просроченную. Нормальной считается задолженность, вытекающая из установленных правил расчетов, являющаяся неизбежным балансовым остатком на начало каждого месяца, просроченная — задолженность с истекшим сроком погашения по договору. Такое деление задолженности важно с точки зрения контроля за ее возвратом и анализа финансового положения предприятия.
По срокам погашения дебиторская задолженность подразделяется на две группы — краткосрочную и долгосрочную. Краткосрочной считается задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. По долгосрочной задолженности платежи ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Наличие значительной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, свидетельствует об иммобилизации оборотных средств и возможном ухудшении финансового состояния предприятия.
По степени обеспечения выделяется дебиторская задолженность обеспеченная и не обеспеченная различными способами, предусмотренными законодательством и договором (залог, поручительство, банковская гарантия и т.д.). Данная группа важна и с юридической точки зрения при взыскании задолженности с дебиторов.
По возможности взыскания дебиторскую задолженность делят на:
■ надежную — задолженность в пределах срока;
■ сомнительную — необеспеченная и непогашенная в срок задолженность, но у которой есть вероятность погашения;
■ безнадежную — задолженность с истекшим сроком исковой давности, невозможную к получению.
Задачами управления дебиторской задолженностью являются:
■ ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;
■ выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
■ определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;
■ ускорение востребования долга;
■ уменьшение бюджетных долгов;
■ оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, т.е. упущенной выгоды от неиспользования средств, авансированных в дебиторскую задолженность.
В системе управления финансами предлагаются следующие мероприятия по управлению дебиторской задолженностью:
■ исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;
■ периодический пересмотр предельной суммы кредита;
■ использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;
■ формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;
■ выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);
■ определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;
■ формирование условий обеспечения взыскания задолженности;
■ формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;
■ использование современных форм рефинансирования задолженности;
■ диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.
Эти меры лежат в основе политики управления дебиторской задолженностью предприятия, формирование которой осуществляется по следующим основным этапам:
1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде.
2. Построение эффективных систем контроля за своевременной инкассацией дебиторской задолженности.
3. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям данной продукции путем определения системы кредитных условий и формирования стандартов оценки кредитоспособности покупателей.
4. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному кредиту.
5. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.
6. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.
В процессе анализа сложившейся дебиторской задолженности рассчитываются следующие показатели:
■ коэффициент отвлечения оборотных средств в дебиторскую задолженность, показывающий долю оборотных активов, находящихся в форме дебиторской задолженности;
■ средний период инкассации дебиторской задолженности предприятия, характеризующий ее роль в фактической продолжительности операционного и финансового циклов предприятия;
■ количество оборотов дебиторской задолженности, характеризующее скорость обращения авансированных в нее средств в течение ответного периода.
Отдельно изучается просроченная дебиторская задолженность, выделяются сомнительная и безнадежная ее части. В процессе этого анализа рассчитываются следующие показатели:
■ коэффициент просроченной дебиторской задолженности, показывающий долю просроченной задолженности в общей сумме дебиторской задолженности;
■ средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной)дебиторской задолженности.
Большое значение имеет не только величина, но и качество дебиторской задолженности, которое характеризуется рядом показателей:
■ долей обязательств, обеспеченных залогом, поручительством или банковской гарантией;
■ удельным весом вексельной формы расчетов;
■ долей резервов по сомнительным долгам в общей сумме дебиторской задолженности;
■ удельным весом просроченных долгов в их совокупной величине.
В практике финансового менеджмента разработаны следующие приемы управления дебиторской задолженностью:
■ учет заказов и установление характера дебиторской задолженности;
■ ABC-анализ дебиторов;
■ анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации ее видов;
■ оценка реальной стоимости сложившейся дебиторской задолженности;
■ контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
■ определение размеров скидок при досрочной оплате.
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:
■ современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
■ общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
■ сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия;
■ потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
■ правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
■ финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
■ отношение собственников и менеджеров предприятия к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Обязательным элементом политики управления дебиторской задолженностью является система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий.
Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:
■ факторинг;
■ учет векселей, выданных покупателями продукции;
■ форфейтинг.
Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукций в пользу банка или специализированной факторинговой компании, которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга.
Учет векселей, выданных покупателями продукции, представляет собой финансовую операцию по их продаже банку (или другому юридическому лицу) по дисконтной цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки.
Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному кредиту путем передачи переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения.