ЦЕЛЬ № 2. Определить прямых и косвенных конкурентов для контроля и анализа деятельности соперников, чтоб удержаться на один — два шага впереди их.

Задача № 2.1. Собрать сведения об учебном бизнесе прямых конкурентов:

• запросить условия приёма, рекламные проспекты, копии писем от некоторых довольных выпускников;

• проанализировать эти материалы, чтобы раскрыть стратегические планы конкурентов;

• отыскать информацию о конкурентах, нащупать, на что они делают основной упор, привлекая абитуриентов: расхваливают ли цену, новые методы обучения, учебно-воспитательный процесс, качество или какую-то уникальную характеристику ВУЗа;

• определить какие затраты несут на рекламу конкуренты

• выяснить репутацию конкурентов, учредителей, ректоров, преподавателей, спонсоров, меценатов, их депутатская принадлежность, членство в ассоциациях;

• поступали жалобы студентов и были они удовлетворены, какие были серьезные конфликты и их причины;

• воспользоваться услугами конкурентов, самостоятельно посетить ВУЗы-конкуренты. Находясь в помещении соперников замечать все:

- какой создается имидж: является ли атмосфера консервативной, авангардистской, дружеской или официальной;

- есть ли на стенах документы, которые позволяют оценить репутацию;

- какова внутренняя обстановка: все организовано и сверкает или всюду беспорядок и грязь;

- как сотрудники ведут себя по отношению друг к другу;

- какие отношения между преподавателями и студентами, между студентами;

- как организован процесс обучения и отдых студентов. Является ли их качество превосходным;

- выполняются ли какие-то дополнительные услуги для студентов, преподавателей;

- какая атмосфера в приеме абитуриентов;

- какие стимулы используются для увеличения количества и качества абитуриентов;

- какое мнение существует о Вашем ВУЗе, у конкурентов;

- какие и где у них филиалы, как обстоят дела. Какая форма собственности;

- как стимулируется труд преподавателей;

- какие ставки оплаты труда, оклады научно-педагогических работников (Министерства образования или собственные);

• выяснить, как и куда трудоустраиваются выпускники, их удовлетворенность.

Задача № 2.2. Получить объективную информацию о прямых местных конкурентах:

• плановая и фактическая структура цены, себестоимость обучения;

• оплата посреднических, маркетинговых услуг;

• пути снижения затрат на учебные услуги;

• источники доходов и расходов;

• затраты на рекламу.

Задача № 2.3. Получить сведения об иногородних прямых и косвенных конкурентах через местные и центральные библиотеки, рекламные агентства

• собрать информацию о рекламных сообщениях, новости об их бизнес-образовании;

• проанализировать источники сообщения, источники публикации, издержки на рекламу.

Задача № 2.4. Изучить отечественные и зарубежные источники о бизнес-образовании, которые помогут идти в ногу с тенденциями, разработать новые перспективы для вуза, чтобы обойти и победить конкурентов.

• ЦЕЛЬ № 3. Позиционировать ВУЗ на рынке учебных услуг в среде потенциальных абитуриентов.

Задача № 3.1. Оценить собственную образовательную деятельность. Определить, что делается лучше, быстрее и более новаторски, чем в других ВУЗах:

•оценить, что у конкурентов в обучении получается хорошо, а что плохо;

•сконцентрировать внимание на собственных сильных сторонах - «козырях»;

•создать картотеку собственных и заимствованных идей позиционирования;

• «поставить» себя на место своих потенциальных абитуриентов, задав вопрос: «Что это мне дает?» — вот все, что их беспокоит;

•выбрать собственные выгодные способы позиционирования ВУЗа.

Задача № 3.2. Провести маркетинг ниши и сегментацию учебных услуг для увеличения своей доли на рынке:

• приспособить ВУЗ для особых слоев населения и позиционировать себя, чтобы обеспечить успех. Для этого, например:

- решить вопросы об открытии нового высокопрестижного факультета

- закрыть прием абитуриентов по специальностям, которые не пользуются спросом на рынке труда;

- предварительно проработать вопросы ценообразования за обучение по новой специальности;

- подготовить договора с предприятиями малого и среднего бизнеса для заказа на обучение по новой специальности.

• ЦЕЛЬ № 4. Разработать пятилетний план маркетинга для обеспечения доминирующего положения и длительного успеха в регионе на рынке учебных услуг. Основное внимание уделить подготовке энергичного годового плана на будущий учебный год.

Задача № 4.1. Разработать раздел «Основные положения»:

• дать краткое описание основных целей и плана маркетинга учебных услуг в регионе в течении следующего года (на сколько процентов увеличить свою долю на рынке учебных услуг, количество студентов по каждому факультету специальности, набору дополнительных преподавателей, какую сумму годовых доходов (прибыли) намечается получить).

Наши рекомендации