Функции и задачи контроллинга
Цель контроллинга – организовать процесс управления таким образом, чтобы достичь все цели, которые ставит руководство организации.
Цель системы контроллинга определяет основные ее функции и задачи.
Задачи контроллинга:
1. Создание информационной системы поддержки принятия управленческих решений на базе данных, поступающих из бухгалтерского, производственного и управленческого учетов.
2. Планирование деятельности организации.
3. Оперативный контроль деятельности всех структурных подразделений и всей организации в целом.
4. Координация деятельности системы управления организацией.
Функции контроллинга:
1. Сбор и обработка информации на разных «ярусах» системы управления, необходимой для принятия управленческих решений и планирования деятельности организации.
2. Формирование системы стратегического и оперативного планирования и поиск информации для осуществления данного процесса.
3. Координация управленческой деятельности по достижению поставленных целей.
4. Разработка методов контроля по реализации планов (бюджетов).
5. Ведение контроля по реализации планов (бюджетов).
6. Сбор, обработка информации в ходе и после реализации плана, ее анализ и предоставление руководству организации для принятия управленческих решений.
7. Обеспечение рациональности управленческого процесса.
Разделы контроллинга
1. Установление целей – определение качественных и количественных целей организации и выбор критериев, по которым можно оценить степень достижения поставленных целей.
2. Планирование – превращение целей организации в прогнозы и планы. Первый шаг планирования – анализ сильных и слабых сторон организации, возможностей и опасностей (SWOT-анализ). На основе этого анализа разрабатывают сначала стратегию организации, а затем – план. Планы разрабатывают как по всей организации в целом, так и по каждому подразделению.
3. Оперативный управленческий учет – отражение всей финансово-хозяйственной деятельности организации. Как элемент системы контроллинга он принципиально отличается от бухгалтерского учета. Управленческий учет ориентирован на информационные потребности руководителей организации и подразделений, на поддержку принятия управленческих решений, а бухгалтерский учет направлен, прежде всего, на внешних пользователей (государственные органы, банки и др.).
4. Система информационных потоков – важнейший элемент системы контроллинга. Контроллинг является поставщиком информации, необходимой для функционирования системы управления на предприятии. Информация, которую поставляет система контроллинга, должна отвечать следующим требованиям: достоверность; полнота; релевантность (существенность); полезность (эффект от использования информации должен превышать затраты на ее получение); понятность; своевременность; регулярность.
5. Мониторинг – отслеживание протекающих в организации процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы организации за наиболее короткие промежутки времени (день, неделя, месяц); сравнение целевых результатов с фактически достигнутыми. На основании такого сравнения делают выводы о сильных и слабых сторонах организации, динамике их изменения, а также о благоприятных и неблагоприятных тенденциях развития внешних условий.
6. Контроль занимается фиксированием и оценкой свершившихся фактов в деятельности организации, а контроллинг нацелен на перспективу.
7. Анализ в контроллинге служит для исследования планов, результатов и отклонений на основе данных предыдущих разделов.
8. Рекомендации для принятия управленческих решений вырабатываются на основе анализа. На основе настоящей ситуации и перспективных возможностей и рисков контроллинг определяет, какие альтернативы действий есть у организации в настоящее время, и оценивает эти альтернативы с точки зрения достижения целей организации. Эти рекомендации помогают руководителю принять оптимальное решение.