Роявления глобализации на страховом рынке (тенденции развития)

Итак, глобализация на страховом рынке выражается в следующих процессах, активно протекающих с начала 90-х годов прошлого века:

1) Ускорение концентрации страхового и перестраховочного капитала преимущественно на основе массовых слияний и поглощений страховых и перестраховочных обществ, формирование на этой основе транснациональных страховых обществ. Так, например, в списке 25 крупнейших европейских компаний 9 позицию занимает немецкая страховая группа Allianz. Крупнейшая международная страховая группа Allianz была основана в 1890 году. В период пика слияний в 20-х гг. ХХ в. Allianz приобрел несколько компаний, в том числе Франкфуртскую страховую компанию и Баварский страховой банк. В послевоенные годы был куплен ряд компаний в США и Бразилии. В 1985 году компания Allianz была преобразована в международный холдинг. В 1997 году с покупкой 51 % акций Осюрос Женераль де Франс, Allianz становится крупнейшей страховой группой в мире. В настоящее время рыночная капитализация группы превышает 90 млрд. долл. Allianz занимает 27 место в рейтинге Fortune 500*. Объем бизнеса Группы Allianz в 2011 г. составили более 103,6 млрд евро.

2) Сращивание страхового, банковского и ссудного капитала в огромных масштабах, приводящее к формированию транснациональных финансовых групп. Первые финансовые супермаркеты (ФС) появились в США в начале 1920-х гг. ХХ в., но не получили развития из-за законодательных ограничений. В Западной Европе ФС появились в 1970-е гг. ХХ в. в результате слияний банков и страховых компаний. Этот процесс получил название Bancassurance - предоставление страховых услуг через банки. Соотношение финансовых услуг ФС может быть разным. Например, структура доходов ФС ING Group (Нидерланды): 19% - доходы от розничных банковских продуктов, 25% - инвестиционных услуг,56% - страховых продуктов. В Credite Agricole SA (Франция): 24% - розничные банковские продукты, 20% - корпоративные и инвестиционные продукты, 7% - международный розничный бизнес, 20% - страхование, 29% - специализированные финансовые услуги.

3) Рост концентрации на рынке страховых посредниковблагодаря сделкам M&A. Формирование крупнейших международных страховых брокеров.

Десятка крупнейших мировых брокеров (Источник: Business Insurance, 16июля2012 г.)

  Доход, млн $ Рост прибыли, % Сотрудники
Marsh & McLennan Cos. Inc. 11 519 8,7
Aon P.L.C. 11 228 5,9
Willis Group Holdings P.L.C. 3 414 3,5
Arthur J. Gallagher & Co. 2 092 16,9
Wells Fargo Insurance Services USA Inc. 1 627 1,4
Jardine Lloyd Thompson Group P.L.C. 1 267 11,3
Brown & Brown Inc. 1 112
BB&T Insurance Services Inc. 1 104 2,4
Lockton Cos. L.L.C. 9,4
Hub International Ltd. 15,3

Рассмотрим более подробно характеристику деятельности двух мега-брокеров.

Компания Марш была основана в 1871 г. в Нью Йорке и в настоящий момент является частью Группы компаний Марш и Макленан – ММС (www.mmc.com). Группа ММС занимает 145 место в рейтинге крупнейших корпораций мира.

Марш оказывает услуги 87% компаний из списка Fortune Global 500 и управляет 3-мя или более страховыми программами для 92% компаний из списка Fortune 100.

Марш размещает около 40 млрд. долларов в год страховых премий на рынках страхования.

Широкий международный охват – операции в 130 странах мира.

Более 26000 сотрудников и 400 офисов по всему миру

В настоящее время в группу ММС входят:

Marsh, Inc. – услуги по управлению рисками и страхованию;

Putnam Companies, Inc. – услуги по управлению инвестициями;

National Economic Research Associates, Inc. (NERA) – консультант в области экономического анализа по вопросам корпоративных структур и государственной политики;

Mercer Management Consulting, Inc. – консультант в области программ доходности и льготного обеспечения сотрудников;

William M. Mercer, Inc. – консультант по корпоративному менеджменту и управлению персоналом;

Guy Carpenter & Co – крупнейший в мире перестраховочный брокер;

Lippincott & Margulies, Inc. – мировой лидер в сфере консультационных услуг по корпоративному позиционированию на рынке и вопросам брэнда

Oliver Wyman -ведущий мировой стратегический консультант

Московский офис ЗАО «Марш – страховые брокеры» был открыт в 1993 году и к настоящему времени насчитывает 85 специалистов. ЗАО «Марш – страховые брокеры» выступает как операционный центр для России, Казахстана, Украины, Азербайджана и Грузии. Подчиняется головному офису компании Марш в Европе и связан единой технологической платформой со всеми офисами компании Марш.

Группа Aоn является лидером в области риск менеджмента, брокерских услуг по страхованию и перестрахованию, консалтингу по управлению персоналом. По итогам 2009 года рейтинговое агентство A.M. Best уже который год подряд назвало Аон Брокером № 1 по объему собранной брокерской комиссии. Аудитория профессионального издания Business Insurance проголосовала за Аон как за: лучшего перестраховочного посредника, лучшего брокера розничного страхования, лучшую консалтинговую компанию в области кадрового консалтинга.

ООО «Аон Рус – Страховые брокеры» является дочерней структурой Корпорации Аон, представляющей её интересы на территории Российской Федерации. Первый офис Аон в России был открыт в 1994г. в г.Санкт-Петербурге, а в 1996г. открыт офис в Москве.

ООО «Аон Рус – Страховые брокеры» обслуживает в России более 500 российских и иностранных компаний. Консультирует клиентов по всем аспектам страхования и управления рисками.

4) Изменение системы продаж страховых полисов: растет ежегодный интернет-оборот, составляющийуже более 2 млрд. долл. Не менее 5% всех договоров страхования в мире заключаются через Интернет. Ежегодные темпы роста этого рынка в последнее время достигают 10%. В Германии интернет-договор страхования заключает каждый третий житель страны, в Великобритании - почти каждый четвертый

Интернет - лучший канал продаж по соотношению затраты/качество, а также по возможностям для точного попадания в целевую аудиторию. Интернет-порталы – самый перспективный инструмент развития прямого страхования. Реализация страховых полисов напрямую через веб-сайт позволяет значительно снизить операционные и временные затраты на дистрибуцию за счет исключения из цепочки продаж страховых посредников и увеличить приток новых клиентов.

Порталы онлайн-страхования поддерживают полный спектр решений для организации удаленного обслуживания клиентов:

Оформление страхового полиса на сайте:

n Онлайн-калькуляция стоимости страхового полиса по основным видам страхования: автострахование (ОСАГО, Каско), страхование имущества, медицинское страхование и др.

n Заказ и оплата страхового полиса на сайте

n Отслеживание статуса страхового полиса

Управление операциями и доступ к статистике взаимодействия со страховой компанией:

n Просмотр в личном кабинете пользователя статистики договоров и платежей

n Подача заявления о наступлении страхового случая

n Мониторинг статуса урегулирования убытков

n Пролонгация договоров страхования, внесение изменений в режиме онлайн

n Расторжение договоров страхования и др.

Организация эффективной обратной связи с клиентами страховой компании:

n Интерактивный веб-чат со страховым консультантом

n Заявка на обратный звонок

n Рассылка SMS- и E-mail-уведомлений зарегистрированным пользователям

n Регистрация жалоб клиентов и др.

Поддержка маркетинговых кампаний:

n Проведение промо-акций и маркетинговых кампаний

n Гео-таргетинг — отображение содержимого сайта в зависимости от местоположения пользователя

n Расширенная статистика посещений портала и др.

Поддержка различных информационных блоков:

n Публикация перечня продуктов и услуг страховой компании

n Новости, опросы и голосования и др.

n Видео-материалы и интерактивный контент

n Удобный механизм поиска отделений страховой компании

5) Концентрация потребителей страховых услуг, проявляющаяся в росте капитализации ТНК и изменяющая их спрос на традиционные страховые услуги. Укрупнение компании ведет к сокращению ее потребностей в обычном страховании (например, к отказу от страхования мелких, некатастрофичных рисков, или росту франшизы). Это обусловлено повышением возможностей самострахования, так как уровень допустимых рисков становится гораздо выше.

6) Изменение спроса на «массовые» страховые услуги, в частности активизация участия страховщиков в пенсионном страховании на фоне демографического старения населения и сокращения государственных социальных программ. Годовая страховая премия мирового рынка страхования превышает 4,3 трлн долл., из которых 60% приходится на страхование жизни;

7) Изменение традиционных форм и видов страховых услуг, ведущее к сращиванию страховых и финансовых услуг, и появление на этой основе альтернативного страхования и перестрахования, секъюритизация как новый способ организации страховой защиты, основанный на управлении активами страхователей и страховщиков;

8) Рост опустошительности страховых убытков как результат развития урбанизации, технического прогресса, удорожания собственности, влияния глобальных климатических изменений. Постепенно растет размер страхового убытка, вызванного действием одного страхового риска (стихийным бедствием, терактом, техногенной катастрофой). Так, например, в 2011 году сумма ущерба мировой экономики от природных и антропогенных катастроф достигла $370 млрд. и стала рекордной за всю историю человечества. Для сравнения, в 2010 году совокупный ущерб от катастроф, по оценкам швейцарского перестраховочного общества (Swiss Re), составил $226 млрд долларов. Если в 1970-х ежегодно происходило в среднем 78 катастроф, то в новом тысячелетии уже в 4.5 раза больше - 351. Растут и затраты властей на борьбу с ними. В 1970-х на эти цели тратилось около 12 млрд долл. в год, сейчас - 83 млрд.

Объем застрахованных убытков от стихийных бедствий по итогам 2011 года составил 116 миллиардов долларов. Это более чем в два раза больше по сравнению с 2010 годом.

Страховые компании, учитывая данную тенденцию, должны тщательно отслеживать развитие убытков, своевременно изменять тарифную политику и усиливать перестраховочные программы.

9) Повсеместная либерализация торговли страховыми услугами и расширение доступа иностранных страховщиков и перестраховщиков на ранее «закрытые» национальные рынки стран Центр. и Вост. Европы, Латинской Америки и Азии.

10) Изменение структуры мирового рынка страхования. В 1985 г. доля страховой премии, полученной страховым рынком США, в общем объеме составляла 50%, доля европейских стран - 26%, а Азии - 20%. В 2010 г. доля Америки сократилась до 32,5%, доля Европы возросла до 37%, а Азии – до 27%.

роявления глобализации на страховом рынке (тенденции развития) - student2.ru Пять крупнейших страховых рынков мира

Пять наиболее развитых страховых рынков по показателю плотности

роявления глобализации на страховом рынке (тенденции развития) - student2.ru

Таким образом, глобализационные процессы в страховании непосредственно проявляются в изменениях участников страховых рынков и самих страховых услуг. Интенсивная глобализация мирового страхового рынка, имеющая различный формы своего проявления, требует от национальных страховых рынков адаптации к новому режиму международной торговли страховыми услугами, который определяется процессами либерализации страхового надзора и дерегулирования страховых рынков, и одновременно по-новому ставит задачу эффективного взаимодействия в рамках мирового страхового рынка.


Наши рекомендации