Учет операций по расчетным,валютным и специальным счетам. 2 страница

22.Начисление заработной платы.Учет оплаты труда
Синтетический учет расчетов с персоналом (состоящим и не состоящим в списочном составе организации) по оплате труда (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации осуществляется на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". По кредиту счета отражают начисления по оплате труда, пособий за счет отчислений на государственное социальное страхование, пенсий и других аналогичных сумм, а также доходов от участия в организации, а по дебету - удержания из начисленной суммы оплаты труда и доходов, выдачу причитающихся сумм работникам и не выплаченные в срок суммы оплаты труда и доходов. Сальдо этого счета, как правило, кредитовое и показывает задолженность организации перед рабочими и служащими по заработной плате и другим указанным платежам.Операцию по начислению и распределению оплаты труда, включаемой в издержки производства и обращения, оформляют следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 20 "Основное производство" - оплата труда производственных рабочих;
Дебет счета 23 "Вспомогательные производства" - оплата труда рабочих вспомогательных производств;
Дебет счета 25 "Общепроизводственные расходы" - оплата труда цехового персонала;
Дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы - оплата труда управленческого персонала организации;Дебет счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" - оплата труда работников обслуживающих производств и хозяйств;
Дебет других счетов издержек (28, 44, 45, 91, 97)
Кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" Пособия по временной нетрудоспособности и другие выплаты за счет средств органов социального страхования отражают по дебету счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечениюОрганизация может создавать резерв на выплату вознаграждений за выслугу лет. Резервируемые суммы относят в дебет тех же счетов производственных затрат, на которые отнесена начисленная зарплата работников, и в кредит счета 96 "Резервы предстоящих расходов".
По мере ухода рабочих в отпуск фактически начисленные им суммы за отпускной период списывают на уменьшение созданного резерва. При этом составляют следующую бухгалтерскую запись:
Дебет счета 96 "Резервы предстоящих расходов" Кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

23.Удержания из заработной платы.Удержания и вычеты из заработной платы
Из заработной платы для погашения задолженности работодателю могут производиться следующие удержания:1.для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;2 для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;3для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое 4. при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотрабо-танные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по некоторым основаниям статей 81 и 83 ТК РФ.
Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50% заработной платы, причитающейся работнику.
При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% заработной платы. Эти ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыс-кании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении причиненного преступлением ущерба и др. Размер удержаний в этих случаях не может превышать 70%.
Кроме того, удерживаются:1.государственные налоги (когда объектом обложения служит заработная плата, - налог на доходы физических лиц);2.возмещение материального ущерба, причиненного работником предприятию;3. по взысканию некоторых видов штрафов;4.по исполнительным документам;5.за товары, проданные в кредит;6.за брак продукции.
Налог на доходы физических лиц удерживается в порядке и размерах, установленных Налоговым кодексом РФ. Он имеет несколько важных особенностей:
Налоговые ставки устанавливаются в размере:
• 13% — если иное не предусмотрено Налоговым кодексом;
• 35%—в отношении выигрышей, призов, страховых выплат по договорам добровольного страхования• 30% — в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;• 6% — по доходам от долевого участия в деятельности организаций, полученны

24.Оценка и учет материалов при их заготовлении и приобретении. Оценка и учет материалов при выбытии. В состав матер. Производ запасов входят товары, материалы, готовая продукция.Материалы приходуются по стоимости поставщика без НДС. При отпуске материалов в производство выбирается один из способов- по средней стоимости, ФиФо, по стоимости каждой единице.В случае выбытия объекта при списании, демонтаже в корреспод со сч.91 отраж списание остаточной стоимоти

25. Особенности учета материалов с использованиемс счетов 15 и 16. Применяется на крупносерийном и массовом производстве там где большой объем. При этом способе на складе счета 10 испол твердые учетные цены это не цена закупки а плановая цена которая рассчитывается с учетом закупочных цен и учетов коэф инфляции на будущий год. Принятые учетные цены испол на препр длительное время без изменений.

26.Учёт поступления основных средств.Для синтетического учета основных средств используются балансовые счета: 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 02 «Амортизация основных средств», 91 «Прочие доходы и расходы», а при необходимости и забалансовые: 001 «Арендованные основные средства», 011 «Основные средства, сданные в аренду», 010 «Износ основных средств», в том числе субсчета «Износ жилищного фонда», «Износ объектов внешнего благоустройства» и др.
Аналитический учет представляет собой пообъектный учет основных средств и ведется в инвентарных карточках по форме № ОС-6. Карточка открывается на каждый инвентарный объект или на группу однотипных объектов, которым присваивается инвентарный номер.
Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке применительно к классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов – по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации). В инвентарные карточки не следует вносить все показатели технической документации. Заполненные карточки регистрируют в описях типовой формы. Описи карточек ведутся бухгалтерией в одном экземпляре по классификационным группам (видам) объектов основных средств. Некоторые организации учитывают основные средства в инвентарной книге и описи не ведут.
Инвентарные карточки (индивидуальные и групповые) составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии организации. В случае когда в результате реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, частичной ликвидации и переоценки объекта основных средств произведены изменения, отражение которых в старой карточке невозможно, заполняется новая инвентарная карточка, а старая сохраняется как справочный документ.


27.Оценка, переоценка и изменение стоимости основных средств
Своевременная переоценка основных средств предприятия является крайне важной процедурой. Благодаря переоценке Вы можете установить действительную стоимость основных активов вашей компании относительно состояния рынка на текущий момент. В противном случае, при пренебрежении данным процессом, появляется высокий риск снижения рентабельности предприятия.
Процедура переоценки проводится по трем пунктам:
Вычисляется стоимость основных активов компании путем сравнения их с аналогичными элементами и их заявленной стоимостью. В данном расчете за действительную принимается стоимость на 1 января следующего за отчетным года.
Осуществляется переоценка основных средств в валюте компании. Для установления общей стоимости, в расчет принято брать курс центрального банка на конец отчетного года, а именно на 31 декабря.
Производится индексация всех фондов компании с проведением определенных вычислений по первоначальной цене и общей амортизации активов. Данная процедура так же, как и первый шаг переоценки, берется на 1 января будущего отчетного года.
Согласно закону Российской Федерации, на выполнение оценка и переоценка основных средств отводится определенное время. Стоит заранее продумать то, что на саму процедуру может быть затрачено до трех, четырех месяцев, в зависимости от размеров компании. В связи с этим, разумно начинать переоценку в конце года, чтобы к началу следующего гарантированно завершить данное мероприятие.

28.Способы начисления и учёт амортизации основных средств.
§ линейный способ;
§ способ уменьшаемого остатка;
§ способ списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования;
§ способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Способ уменьшаемого остатка для определения срока полезного использования устанавливают в том случае, когда эффективность использования объекта основных средств с каждым последующим годом уменьшается.
При данном способе годовая норма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе – число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
При способе списания стоимости основного средства пропорционально объему продукции (работ, услуг) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

29.Учёт выбытия основных средств.Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Выбытие объекта основных средств признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия всех условий принятия их к бухгалтерскому учету.
Списание стоимости объекта основных средств отражается в бухгалтерском учете на субсчете учета выбытия основных средств, открываемом к счету учета основных средств. При этом в дебет указанного субсчета списывается первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета учета основных средств, а в кредит указанного субсчета – сумма начисленной амортизации за срок полезного использования в организации данного объекта в корреспонденции с дебетом счета учета амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта основных средств списывается с кредита субсчета учета выбытия основных средств в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», по субсчету «Выбытие основных средств» в качестве прочих расходов.
Расходы, связанные с выбытием объекта основных средств, учитываются по дебету счета прочих доходов и расходов в качестве прочих расходов. По кредиту этого счета в качестве прочих доходов учитывается сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к выбывшему объекту основных средств, стоимость оприходованных материальных ценностей, полученных от разборки объекта основных средств по цене возможного использования.
Выбытие объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал, паевой фонд, в размере его остаточной стоимости отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 75-1 «Расчеты с учредителями» и кредиту счета 01 «Основные средства». Ранее на возникающую задолженность по вкладу в уставный (складочный) капитал, паевой фонд производится запись по дебету счета учета финансовых вложений в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов на величину остаточной стоимости объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал, паевой фонд, а в случае полного погашения стоимости такого объекта – в условной оценке, принятой организацией, с отнесением суммы оценки на финансовые результаты.

30.Понятие, состав и характеристика нематериальных активов. Оценка нематериальных активов.Нематериальные активы – это условная стоимость промышленной и интеллектуальной собственности и другие имущественные права, на которые распространяется право собственности предприятия. НА используются в течение длительного периода (свыше 1 года) и приносят доход.
К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты - объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):1 исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезная модель;2исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;3. имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;4.исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;5. исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.
В составе нематериальных активов учитываются также:
• деловая репутация организации
• организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).
Нематериальные активы похожи на основные средства: используются в течение длительного периода, приносят прибыль, с течением времени большая часть из них теряет свою стоимость. Но они имеют и особенности – отсутствие материально-вещественной структуры, сложность определения стоимости, большая неопределенность при определении прибыли от ее применения.
Права на нематериальные активы могут возникнуть на основании:
1. авторских договоров2. патентов (свидетельств)3. договоров о передаче «ноу-хау»
4.учредительных документов5. договоров купли-продажи.

31.Учёт наличия и движения нематериальных активов. Синтетический учет нематериальных активов ведется на счетах: 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 19-2 «НДС по приобретенным нематериальным активам», 91 «Прочие доходы и расходы». Счет 04 «Нематериальные активы» – активный, предназначен для обобщения информации о наличии и движении нематериальных активов, которые находятся у организации на правах собственности. Аналитический учет по счету 04 ведется по видам и отдельным объектам в зависимости от их состава.
Основным документом в аналитическом учете нематериальных активов является карточка учета нематериальных активов (форма № НМА-1).
Поступление нематериальных активов от внешних организаций отражается следующими основными бухгалтерскими проводками:
• по приобретенным нематериальным активам: Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-5 «Приобретение нематериальных активов»; К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
• НДС по приобретенным нематериальным активам: Д-т 19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 19-2 «НДС по приобретенным нематериальным активам»; К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
• расходы, связанные с доведением нематериальных активов до состояния готовности их к использованию: Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-5 «Приобретение нематериальных активов»; К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;


32.Учёт амортизации нематериальных активов.Стоимость нематериальных активов (НА) с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования (выраженного в месяцах, – период, в течение которого организация предполагает использовать НА с целью получения экономической выгоды).
Амортизация не начисляется по НА с неопределенным сроком полезного использования, по НА некоммерческих организаций.
Определение ежемесячной суммы амортизационных отчислений по НА производится одним из следующих способов: 1) линейный способ; 2) способ уменьшаемого остатка; 3) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Выбор способа определения амортизации НА производится организацией исходя из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования актива, включая финансовый результат от возможной продажи данного актива. В том случае, когда расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования НА не является надежным, размер амортизационных отчислений по такому активу определяется линейным способом.
Ежемесячная сумма амортизационных отчислений рассчитывается:
а) при линейном способе – исходя из фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости (в случае переоценки) НА равномерно в течение срока полезного использования этого актива;
б) при способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости (фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости (в случае переоценки) за минусом начисленной амортизации) НА на начало месяца, умноженной на дробь, в числителе которой – установленный организацией коэффициент (не выше 3), а в знаменателе – оставшийся срок полезного использования в месяцах;
в) при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) – исходя из натурального показателя объема продукции (работ) за месяц и соотношения фактической (первоначальной) стоимости НА и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования НА.
Амортизационные отчисления по НА начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого актива к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости либо списания этого актива с бухгалтерского учета.
Амортизационные отчисления по НА отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.
В учете для начисления амортизации используется пассивный счет 05 «Амортизация нематериальных активов». На этом счете ведется учет информации о накопленных амортизационных отчислениях по объектам НА, принадлежащих организации на правах собственности, по которым производится погашение стоимости. По кредиту счета 05 учитывается начисление амортизации, по дебету – ее списание по выбывшим НА.

33.Расходы организации: их понятие и группировка.Расходы организации: их понятие и группировка
Расходование — это процесс, связанный с возмещением (в основном денежными средствами) потребленных активов, оплатой труда работников, начислениями отдельных видов обязательств и отчислениями (например, амортизационными) в соответствии с действующим законодательством и договорами.
Согласно ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Таким образом, расходы организации представляют собой совокупность использованных ею средств, относящихся к активам, если они способны приносить доходы в будущем, или к пассивам, если этого не произойдет, т.е. доходы организации уменьшатся.
Большое значение для эффективной организации учета расходов имеет их группировка. Все расходы организации можно подразделить на расходы: по обычным видам деятельности; прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, оказанием услуг или выполнением работ, т.е. проведением той деятельности, с целью осуществления которой и создан хозяйствующий субъект (организация, предприятие).
В свою очередь прочие расходы подразделяются на: операционные; внереализационные; чрезвычайные.
Операционными расходаминазываютсярасходы, возникающие по нетипичным для данной организации и относительно редким фактам хозяйственной деятельности.

34.Система учёта расходов по обычным видам деятельности. Учёт прочих расходов организации. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, оказанием услуг или выполнением работ, т.е. проведением той деятельности, с целью осуществления которой и создан хозяйствующий субъект (организация, предприятие).
В тех организациях, предметом деятельности которых является предоставление в аренду своих активов, участие в капиталах других организаций, а также предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы, другой интеллектуальной собственности, указанные операции относятся к обычным видам деятельности.
Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной величине оплаты в денежной (иной форме) или величине кредиторской задолженности.
Расходы по обычным видам деятельности формируют расходы: связанные с потреблением сырья, материалов, топлива и иных производственных запасов; возникающие непосредственно в процессе обработки материально-производственных запасов или производства продукции (выполнения работ, оказания услуг); связанные с управлением организацией вцелом; связанные с продажей готового продукта производственного процесса.
Расходы, производимые организацией в процессе предпринимательской деятельности, но по действующему положению ПБУ 10/99 отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
В свою очередь прочие расходы подразделяются на: операционные; внереализационные; чрезвычайные.
Операционнымирасходаминазываютсярасходы, возникающие по нетипичным для данной организации и относительно редким фактам хозяйственной деятельности.
К операционным относятся расходы, связанные с:
• предоставлением за плату во временное пользование активов организации или прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и пр. (если эти операции не являются предметом деятельности); участием в уставных капиталах других организаций; продажей и выбытием активов организации (объектов внеоборотных активов, материалов и др., кроме денежных средств в национальной валюте);
• оплатой услуг кредитных организаций, а также проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование кредитов и займов; отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и пр.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
• а также прочие операционные расходы.
Внереализационнымирасходами называются случайные, нетипичные для хозяйственной деятельности организации траты.
Внереализационными расходами являются:1.штрафные санкции за нарушение условий договоров (штрафы, пени, неустойки);2.возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
3.суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных к взысканию;4.курсовые разницы; суммы уценки активов;5. перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на проведение спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и т.п.;6.прочие внереализационные расходы.
К чрезвычайным относятся расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности. Чрезвычайными обстоятельствами называются такие операции, которые нехарактерны для обычной деятельности, возникают редко, непредвиденно и не являются следствием управленческих решений персонала организации.
Необходимо отметить, что отнесение сумм к расходам по обычным видам деятельности или к прочим расходам условно, их перечни являются открытыми и организация сама решает, к какой группе отнести те или иные расходы, так как это не влияет на величину конечного финансового результата.

35.Понятие и классификация затрат на производство.Потребленные в процессе производства продукции (работ и услуг) материально-сырьевые, топливно-энергетические, трудовые, финансовые и иные экономические ресурсы, выраженные в стоимостной форме, принято называть производственными затратами. В их состав включаются только те расходы, которые непосредственно связаны с производством и реализацией продукции.
Себестоимость продукции (работ, услуг) — стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат. В себестоимость включаются:
♦ затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции;
♦ затраты на обеспечение предприятия рабочей силой (персоналом);
♦ отчисления в различные фонды и бюджеты;
♦ затраты на содержание, обслуживание и управление предприятием;
♦ платежи сторонним организациям за оказание услуг по производству продукции;
♦ затраты на подготовку и освоение новой продукции;
♦ прочие затраты.
Все многообразие видов затрат на производство и реализацию продукции в силу ряда причин и в первую очередь в целях учета, анализа и формирования себестоимости продукции необходимо классифицировать по некоторым объективно присущим им признакам, наиболее важными из которых являются следующие:
а) по калькуляционным статьям;
б) по степени обобщения все производственные затраты подразделяются на:
• простые, включающие в себя только одноименные и состоящие из одного экономического элемента расходы (затраты по основному виду сырья, электроэнергии, заработной плате и т.д.);
• комплексные (сложные), включающие в себя несколько экономически разнородных элементов расходы одного и то го же целевого назначения (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые расходы и т.д.);
в) по роли в производственном процессе все затраты дифференцируются на:
• основные, главное назначение которых – осуществление технологического процесса производства продукции (затраты по сырью, материалам, полуфабрикатам, топливу, энергии, заработной плате основных производственных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования);
• накладные, предназначенные для организации, обслуживания и управления производством и реализацией продукции (цеховые, общезаводские, внепроизводственные (коммерческие) и др. расходы);
г) по методу отнесения на отдельные виды продукции все расходы подразделяются на:
• прямые, которые непосредственно связаны с производством конкретного вида продукции и могут быть отнесены на себе стоимость именно этого вида продукции в соответствии с установленными нормами (чаще всего — это затраты по основному виду сырья, полуфабрикатам, топливу, энергии и др.);
• косвенные, которые связаны с производством нескольких видов продукции и нуждаются в процессе их отнесения на себестоимость того или иного вида продукции в использовании специальных методов их распределения (цеховые, общезаводские расходы и расходы на содержание и эксплуатацию оборудования);
д) по характеру связи с объемом производства продукции все за траты дифференцируются на:
• переменные затраты, общая сумма которых на весь выпуск продукции изменяется пропорционально изменению объемов ее производства, оставаясь в расчете на единицу продукции постоянными (к ним относятся затраты по тем ресурсам, размер которых на единицу продукции устанавливается действующими нормами расхода: сырье, топливо и энергия на технологические цели, заработная гагата основных производственных рабочих при сдельной системе оплаты труда, расходы на реализацию продукции);
• постоянные затраты, общая сумма которых на весь выпуск продукции не изменяется в связи с изменением объемов ее производства (к ним относятся: амортизационные расходы, большая часть затрат по содержанию и эксплуатации оборудования, заработная плата управленческого персонала, оплата процентов за кредиты, цеховые и общезаводские расходы).

Наши рекомендации