Три парадигмы учета и их границы

Парадигма - это совокупность общих убеждений, которые разделяют профессионалы. Одни из них верят, что надо вести учет имущества и его изменений; другие считают, что этого мало и требуют, чтобы каждое такое изменение фиксировалось дважды; третьи полагают, что приобретенное имущество выпадает из хозяйственного оборота, в результате чего его денежная оценка теряет смысл. Далее делается вывод, что в учете следует фиксировать только расходы и доходы. Отсюда в бухгалтерском учете существует три парадигмы: униграфическая, диграфическая и камеральная.

Униграфический учет

Иначе он называется простой бухгалтерией. Она не требует двойной записи.

У бухгалтера есть две задачи:
1) определить свои возможные решения в границах, представленных нормативными документами, и
2) понять возможности решения этой же проблемы в общеметодологических границах, которые всегда шире нормативных.

Например, если оприходованы товары, поступившие от поставщиков, то в учете показывается увеличение товаров и, одновременно, рост кредиторской задолженности.

Погашены долги: уменьшается расчетный счет и снижается кредиторская задолженность.

Но вот другой пример: оприходована спонсорская помощь. В этом случае увеличиваются деньги (или другие ценности) и не увеличивается больше ничего.

Или по убеждению, или по наитию, по естественным причинам, счетные работники в течение многих веков писали так. И границ эта униграфическая бухгалтерия не знала. Ее пределом была или фантазия бухгалтера, или воля работодателя. Не случайно у нее и сегодня есть сторонники.

Главным ее недостатком было то, что она не позволяла без проведения инвентаризации исчислять финансовые результаты. Поэтому после XV века в Европе и после XVIII века в России эта парадигма уступила место двойной бухгалтерии.

Диграфический учет

Это первое в бухгалтерии торжество теории над здравым смыслом. В действительности, как мы только что видели, никакой двойной записи не было и нет. Ее чисто эмпирически изобрели практики. Было это так. Всякий человек ошибается. Ошибки - часть нашей жизни, и почти половину своей жизни человек отдает поиску и, если повезет, исправлению ошибок. И вот для предотвращения возможных погрешностей, заранее предполагая, что они есть, бухгалтер стал сумму одного и того же факта писать дважды. Но для этого пришлось существенно изменить образ мышления. Возьмем наши примеры.

Поступили товары. Раньше были два увеличения и писались они по одной стороне счетов. Теперь пришлось увеличение товаров писать по одной стороне, а рост кредиторской задолженности на другой. Так родились учетные координаты: дебет и кредит.

Погашена кредиторская задолженность: деньги писали по одной стороне, а кредиторов - на другой.

Но это еще туда-сюда. Это изначально был просто весьма удобный прием. А вот следующий пример: получена спонсорская помощь, записывать стало сложно. Было очевидно, что денег становилось больше, а что еще изменилось в связи с этим, оставалось не ясным. И тогда, дабы сохранить порядок с "перевернутыми" счетами, стали записывать корреспонденцию на чистый лист, а вместо понятий увеличение (как правило, приход) и уменьшение (как правило, расход), ввели новые, ранее невиданные термины: дебет и кредит.

Вскоре бухгалтеры поняли, что на чистом листе собираются самые важные данные, ибо они-то и характеризуют объем капитала и его изменения.

Потом было не сложно понять, что именно на этом изначально чистом листе отражается не просто капитал и его изменения, а сам финансовый результат - прибыль по кредиту и убыток по дебету. И инвентаризацию для этого проводить не следует. Этот переворот в мышлении людей коммерции многие не понимают до сих пор, но самые умные знают, что на рубеже XV и XVI веков это событие стало по значимости равным открытию Америки и формированию гелиоцентрической системы мира.

Во всяком случае, до сих пор ничего лучше не придумано.

Камеральная бухгалтерия

У нас ее называют проще - бюджетная. Но старая традиция предполагает более изысканные слова: камеральная бухгалтерия. Это название происходит от слова камера, что когда-то, в средние века, было тождественно современному офису или, может быть, более привычно - комната.

Когда-то чиновники, которые работали в таких комнатах, собирали налоги, фиксировали другие государственные доходы и финансировали заранее намеченные по смете расходы.

Учет в таких организациях выглядел совершенно по-другому - здесь не было прибыли и, в сущности, не было капитала, т. е. "стоимости, приносящей прибавочную стоимость" (К. Маркс). А, следовательно, бессмысленно исчислять финансовый результат там, где его нет.

Итоги

Понятие "парадигма" позволяет выделить то общее и самое главное, что лежит в основе методологии реально работающей организации.

Считается, что основные специалисты не сомневаются в правильности положений, лежащих в основе одной из парадигм. Внутри каждой из них возможны улучшения: кто-то введет новые колоночки, кто-то применит новую компьютерную технику, кто-то введет новые счета, предложит необычные методы оценки и т. д., и т. п.

Но все это в рамках одной парадигмы.

Но мир не стоит на месте. Время от времени в науке бывают революции.

И может быть мы на ее пороге.

Как знать?

Наши рекомендации