От 12 августа 2016 г. N д28и-2136

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении порядка применения профессиональных стандартов при установлении требований к квалификации работников контрактной службы и контрактных управляющих и сообщает.

Приказами Минтруда России от 10 сентября 2015 г. N N 625н и 626н утверждены профессиональные стандарты "Эксперт в сфере закупок" и "Специалист в сфере закупок", квалифицирующие профессиональные требования к специалистам в сфере закупок (далее - Стандарты).

Стандарты разработаны во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и призваны в том числе обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный статьей 9 Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" с 1 июля 2016 г. в ТК РФ внесены изменения, согласно которым профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части указанных в ТК РФ, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции (часть 1 статьи 195.3 ТК РФ).

При этом согласно требованиям части 6 статьи 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Таким образом, должностное лицо, имеющее среднее профессиональное образование и прошедшее дополнительную профессиональную переподготовку в сфере закупок по программе повышения квалификации или программе профессиональной переподготовки, может являться работником контрактной службы или контрактным управляющим, трудовые функции которого определены Стандартами.

В части иных требований, например требований к опыту работы (трудовому стажу), трудовым функциям, навыкам, знаниям, указанные Стандарты применяются как рекомендательные методические документы, которые могут быть использованы работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации сотрудников, подбора и расстановки кадров, организации труда, разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников, определения трудовых обязанностей работников.

Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 148н утверждены уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, согласно которым они применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Соответственно, с учетом специфики деятельности работодатель по соглашению сторон трудового договора в порядке, установленном статьей 72 ТК РФ, может расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям, профессиям, специальностям по сравнению с перечнем, предусмотренным профессиональным стандартом по соответствующим трудовым функциям, за счет трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций одного профессионального стандарта или трудовых функций из смежных профессиональных стандартов.

Таким образом, работодатель может распределять или объединять трудовые действия, содержащиеся в описании отдельных трудовых функций, предусмотренных профессиональными стандартами, в рамках одной или нескольких должностей, профессий, специальностей, самостоятельно определяя содержание и объем выполняемой соответствующим работником работы.

Учитывая, что допуск работника к выполнению определенной трудовой функции является полномочием работодателя, установление уровня квалификации работникам контрактной службы, в равной степени выполняющим все трудовые функции, предусмотренные Стандартами, или контрактному управляющему, работающему в единственном числе, также является полномочием работодателя.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем отмечаем, что частью 3 статьи 195.3 ТК РФ определено, что правом давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов наделен Минтруд России.

Директор Департамента

развития контрактной системы

М.В.ЧЕМЕРИСОВ

12.08.2016

Вопрос: О требованиях к квалификации работников контрактных служб, контрактных управляющих и ответственности за несоблюдение обязательных требований к квалификации.

Ответ:

Наши рекомендации