Работа с картой исторического атласа. І. Организационный момент

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний

1. Соотнесите даты и события.

1 1861 г. А городская реформа
2 1864 г. Б завершения военной реформы
3 1870 г. В земская реформа
4 1874 г. Г отмена крепостного права

2. Соотнесите даты и события.

1 1853-1856 гг. А русско-турецкая война
2 1877-1878 гг. Б Сан-Стефанский договор
3 1856 г. В Крымская война
4 1878 г. Г Парижский мирный договор

3. Отметьте причины отмены крепостного права.

а) Помещики считали, что крепостное право тормозит развитие сельского хозяйства;

б) крепостное право тормозило, мешало осуществлению промышленного переворота;

в) крепостное право способствовало распространению внутреннего рынка;

г) крепостное право тормозило внедрение интенсивных форм хозяйствования;

д) крепостничество предопределило поражение России в Крымской войне.

III . Мотивация учебной деятельности

Учитель

До середины XIX в. Япония была закрытой для иностранцев, жила и развивалась по своим традициям. В конце XIX в. завершился передел мира между ведущими державами, сложилась мировая колониальная система. Огромные территории Азии и Африки были превращены в колонии и полуколонии. Только Япония сохранила свою независимость, причем не только сохранила независимость, но и сама вскоре превратилась в крупную колониальную державу. Каким образом это стало возможным?

IV . Изучение нового материала

1. Реформы эпохи Мэйдзи

Учитель

В то время, когда Европа шла по пути капиталистического развития, в Японии, казалось, остановилось время. Власть, как и ранее, была в руках сегуна, который отстранил императора от реальной власти. Император был затворником в своем дворце и владел лишь религиозной властью. Самураи существовали за счет барщины и оброка с крестьян, господствовала цеховая система.

Работа с документом

Задание. Прочитать документ и ответить на вопросы.

Текст 1. И. А. Гончарова «Фрегат «Паллада»». Япония 1853 г. Шевченко С. В. Новая история XIX век: 8 кл.: Контрольные и проверочные работы. - М.: АСТ, 2003. - С. 126-127.

«Иностранцам кажется, что в случае, если удастся добиться уступок со стороны правительства Японии, с японским народом не будет больших хлопот. Он испытывает сильную потребность в развитии. Порядочные люди, особенно среди переводчиков, которые общались с европейцами, скучают из-за отсутствия умственной и нравственной жизни. Низший класс тоже с завистью и удивлением рассматривает наши судна, людей, просит у нас вина, жадно пьет водку, хватает брошенный кусок хлеба, с детским любопытством всматривается в мелочи, ловит на лету в своих лодках какую-то тряпку, прячет... да и высший класс, кажется, обремененный отчуждением от мира и своей сонной, бесплодной жизнью... Стоит только кинуть клич - и японцы толпой вырвутся из ворот своей тюрьмы...»

Вопрос

1. Определите характерные признаки жизни Японии.

2. Что считает автор тюрьмой для японцев?

Учитель

После «открытия» Японии иностранными государствами в страну начали массово ввозить американские и европейские фабричные товары, которые взорвали японское мануфактурное и ремесленное производство, а также крестьянскую домашнюю промышленность. В Японии начало расти движение, участники которого требовали изгнать иностранцев из страны. Этим воспользовались сторонники восстановления власти императора. В результате сегун из рода Токугава был отстранен от власти.

В 1868 г. императора Муцухито коронуют императором Мэйдзи - императором «просвещенного правления».

Самостоятельная работа с учебником

Задание. Самостоятельно ознакомиться с материалом текстом учебника (с. 234-236) и заполнить таблицу «Реформы 1870 - 1880 гг. в Японии».

Название реформы Изменения Последствия
Аграрная    
Военная    
Административная    
Образовательная    
Финансовая    
Судебная    

2. Особенности экономического развития

Работа с документом

Задание. Прочитать документ и ответить на вопросы.

Текст 2. Особенности промышленного развития Японии

Хрестоматия по новой истории: Второй период: Пособие для учителя / Сост. П. И. Остриков и др. - М.: Просвещение, 1993. - С. 132-133.

«...Судьба Китая была для правителей Мэйдзи постоянным напоминанием о внешней опасности... Лидеры правительства Мэйдзи рассуждали примерно так: «Что нам необходимо, чтобы избежать судьбы Китая? Современная армия и флот. От чего зависит создание и состав современных вооруженных сил? Главным образом от тяжелой промышленности, машиностроения, горной промышленности, судостроения - одним словом, от промышленности, что имеет стратегическое значение. Таким образом, первая стадия индустриализации Японии была тесно связана с военной проблемой, и уже в этот период определился направление ее дальнейшего развития...

Именно поэтому машинное производство в Японии было введено сначала в отраслях промышленности, которые имели стратегическое значение...

Промышленная политика правительства Мэйдзи заключалась вот в чем: взять под государственный контроль арсеналы, чугунолитейные и судостроительные заводы и шахты, ранее принадлежавшие разным кланам. Затем централизовать их и довести до высокого уровня развития... Только после этого правительство намерено продать большую часть этих заводов стаи финансовых магнатов, которые пользовались его доверием...»

Вопрос

1. Назовите особенности промышленного развития Японии.

2. Как вы считаете, почему основное внимание в экономическом развитии

Японии уделялось милитаризации промышленности?

Работа с картой исторического атласа

Задание. Рассмотреть карту исторического атласа «Национально-освободительная борьба народов Азии XIX - нач. XX ст.» и ответить на вопросы:

1. Назовите район действий японской армии во время китайско-японской войны.

2. Назовите территории, которые были захвачены Японией.

3. Конституция Японии 1889 г.

Работа с документом

Задание. Прочитать документ и ответить на вопросы.

Текст 3. Конституция Японии 1889 г.

«Раздел I. Об императоре

1. Японская империя управляется единственной на все времена императорской династией...

3. Особа императора священна и неприкосновенна.

4. Император - глава государства, он обладает верховной властью и осуществляет ее согласно постановлениям настоящей конституции.

5. Император осуществляет законодательную власть в согласии с имперским парламентом...

Раздел II. О правах и обязанностях подданных.

19. Любой японский подданный имеет одинаковый доступ к гражданским и военным должностям и к любой другой публичной службы...

22. Японским подданным предоставляется в установленных законом пределах свобода выбора и перемены места жительства.

23. Никто из японских подданных не подлежит аресту, заключению, вызова на допрос или наказанию иначе как в соответствии с законами...

27. Собственность каждого японского подданного неприкосновенна. Изъятие, необходимые в интересах общественной пользы, определяются законом...

29. Японские подданные пользуются в установленных законом пределах свободой слова, печати, собраний и союзов...

Раздел III. О имперский парламент

33. Имперский парламент состоит из двух палат: палаты пэров и палаты депутатов.

34. Палата пэров в соответствии с указом о палате пэров состоит из членов императорской семьи, с носителей дворянских титулов и лиц, предназначенных к ней императором...

37. Ни один закон не может быть издан без одобрения имперского парламента.

38. Обе палаты голосуют за предлагаемые правительством законопроекты. Каждой из них принадлежит также право законодательной инициативы...

Раздел VI. О финансах

64. Государственные доходы и расходы должны утверждаться имперским парламентом в форме годового бюджета».

Вопрос

1. Назовите органы законодательной власти.

2. Кто обладал исполнительной властью?

3. Назовите демократические права жителей Японии.

V. Закрепление изученного материала

Метод «Пресс»

Вопрос.Каким образом Япония превратилась в великую колониальную державу.

• Я считаю, что...

• Потому что...

• Например...

• Таким образом...

VI. Домашнее задание

1. Учебник п. 20 изучить.

2. Составьте схему государственного устройства Японии.

3. Учебник п. 10-19 повторить.

Наши рекомендации