Чебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на преддипломной практике
Обязанности руководителей практики от кафедры
Кафедра решает на базах практики организационные вопросы:
1. Контролирует обеспечение условий труда студентов.
2. Осуществляет организационное и методическое руководство практикой студентов и контроль над ее проведением, в т.ч. готовит приказ о зачислении студентов на практику.
3. Проводит инструктаж по технике безопасности.
4. Контролирует выполнение плана прохождения практики.
5. Составляет итоговый отчет о прохождении студентами практики для обсуждения его на заседании кафедры, заполняет ведомость.
Консультации в учебном заведении проводятся руководителем практики от кафедры во внерабочее время студента-практиканта.
Руководитель обязан оценить следующие приобретенные и проявленные профессиональные качества студента:
− дисциплинированность;
− добросовестность и исполнительность в работе;
− коммуникабельность;
− нестандартность в поиске и принятии решения;
Руководитель практики может внести изменения в план практики, если это связано со спецификой объекта практики и темой дипломной работы. На основе уточненного плана практики студент разрабатывает тематическую программу практики с указанием сроков исполнения и ожидаемых результатов.
Руководитель принимает отчет по практике и выставляет итоговую оценку.
Обязанности руководителей от базы практики
Непосредственное руководство преддипломной практикой осуществляет руководитель (представитель) от предприятия.
Руководитель от базы практики обязан:
1. Организовать инструктаж по технике безопасности.
2. Назначить непосредственных руководителей практики в отделах из числа высококвалифицированных специалистов.
3. Организовать для студентов экскурсии по предприятию для более глубокого ознакомления с экономикой и финансовой деятельностью.
4. Создать условия и оказать студентам необходимое содействие и помощь в сборе и обобщении материалов для отчетной работы.
5. Регулярно проверять выполненную каждым студентом-практикантом работу, строго контролировать соблюдение им трудовой дисциплины.
6. Проверить отчет студента и дать развернутую характеристику его работы, оценить степень овладения им методикой и навыками практической работы и способности к самостоятельной работе, дать общую оценку выполнения в целом программы практики.
Обязанности студентов-практикантов
За время преддипломной практики студенты самостоятельно выполняют задания, предусмотренные программой практики. Студенты-практиканты осуществляют сбор, систематизацию, обработку и анализ первичной экономической и управленческой информации и иллюстративных материалов. Информационный и статистический материал подбирается на основе изучения нормативных документов и локальных актов, регламентирующих деятельность организации (предприятия).
В ходе практики студент обязан сделать необходимые выписки, копии из служебной документации организации (предприятия), необходимые ему для завершения дипломной работы. Студенты должны в полном объеме выполнить все задания, содержащиеся в программе практики, подготовить текстовый и графический материал дипломного проекта, сделать его экономическое и правовое обоснование.
Результатом прохождения практики является подготовка и защита отчета.
Студент в период прохождения практики обязан:
1. Являться на практику в установленные сроки.
2. Соблюдать трудовую дисциплину и выполнять все правила внутреннего распорядка в учреждении.
3. Систематически вести дневник по установленной форме, записывать в нем все виды проделанной работы, в том числе и темы прослушанных лекций, бесед, консультаций. Записи в дневнике заверяются руководителем практики от базы.
4. Заниматься сбором, систематизацией, обработкой и оформлением материалов, необходимых для составления отчета по практике.
5. По окончании практики в недельный срок оформить в соответствии с предъявляемыми требованиями и своевременно сдать на кафедру отчет по практике.
6. К отчету по практике приложить следующие материалы:
− отзыв (характеристика) руководителя базы практики, заверенный печатью учреждения;
− дневник практики;
− материалы самостоятельно выполненной работы и т.д.
Основным документом студента во время прохождения преддипломной практики, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом практики, является дневник (Приложение 3). В нем отражается текущая работа студента в процессе практики.
По окончании практики дневник, подписанный студентом и руководителем практики от предприятия, сдается вместе с отчетом на проверку руководителю практики от кафедры.
Методические рекомендации по составлению отчета
Преддипломная практика завершается составлением отчета. Оформление отчета по практике должно соответствовать требованиям, установленным в МФ ЧелГУ.
Рекомендуемая последовательность размещения материала в отчете:
− титульный лист (образец представлен в Приложении 4);
− содержание;
− введение;
− аналитическая часть с разбивкой на главы и разделы;
− заключение;
− список использованных источников;
− приложения.
Далее должны прикладываться следующие материалы:
1) дневник прохождения практики;
2) письмо с предприятия (организации) о прохождении практики;
3) отзыв (характеристика) руководителя практики от предприятия о работе студента в период практики с оценкой уровня и оперативности выполнения им задания по практике, отношения к выполнению программы практики, дисциплины и т.п., заверенный печатью организации.
Отчет отражает проделанную во время практики работу и должен содержать 40-50 страниц машинописного текста формата А4 (210х297 мм). Шрифт «Times New Roman», размер шрифта 14 пунктов, межстрочный интервал полуторный. В заголовках таблиц, названиях рисунков допускается одинарный межстрочный интервал. Отступы (поля) сверху и снизу страницы по 20 мм. Отступ справа 10 мм, слева 25 мм.
Заголовки отделяют от текста двумя интервалами. Название разделов (заголовки) печатают прописными буквами без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Таблицы подписываются сверху, а рисунки – снизу (Приложение 5, 6). Ссылки на таблицы, рисунки и приложения в тексте обязательны. Нумерация рисунков и таблиц сквозная (1, 2, 3 и т.д.) или по разделам (1.1, 1.2, 1.3 и т.д.). Страницы нумеруют от титульного листа до последнего. Номер на титульном листе не проставляется. Нумерация страниц выполняется арабскими цифрами в нижней части страниц по центру. Абзацный отступ автоматический (1,25 см). Текст выравнивается по ширине, а заголовки – по центру. Приложения нумеруются арабскими цифрами (без знака №). Каждый раздел начинается с новой страницы.
Список использованной литературы включает перечень источников, в том числе законодательных и нормативных актов, научной и учебной литературы, периодических изданий, изданий на иностранных языках, адреса интернет-сайтов, нормативно-справочной документации и отчетности предприятия. В основном тексте отчета по практике и приложениях обязательны ссылки на все использованные источники.
Список рекомендуемой литературы оформляется по ГОСТ 7.1. – 2003 (Приложение 7).
Приложения (первичные документы, учетные регистры, нормативно-справочная документация, расчеты, формы отчетов, налоговые декларации и прочие материалы, собранные во время практики) оформляются в форме схем, таблиц, рисунков, диаграмм и др. Все расчеты, выполненные с применением вычислительной техники, следует внести в приложения.
Отчет должен быть сброшюрован.
В отчете по преддипломной практике освещается вся выполненная работа. Во время практики студент должен творчески и научно обоснованно подходить к изучению, разработке и решению поставленных задач. Необходимо найти и умело использовать предоставленную в организации информацию, отобрать статистические данные для расчетов, составления схем, проведения анализа. Рекомендуется постоянно консультироваться в процессе работы с руководителями практики от организации и от университета.
Все работы, начатые и проводимые студентом в ходе практики, должны быть полностью завершены и сопровождаться экономическими расчетами, теоретическими обоснованиями. Только в этом случае полученные в ходе практики материалы будут полезны для написания разделов и отдельных параграфов дипломного проекта.
В процессе проведения анализа студент должен использовать все знания, полученные в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также дисциплин специализации.
Отчет должен отражать существо ответов на вопросы программы практики в их логической последовательности, кратко. Как правило, в программу практики включаются следующие основные вопросы:
1. Общая характеристика организации и описание организационной структуры управления объекта (основные функции специалистов и их роль в системе финансового планирования, управления платежами, контрольно-аналитической работы в соответствии с должностной инструкцией и с учетом специфики их должности, структурного подразделения, в котором они работают, отраслевых особенностей предприятия).
2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности организации.
3. Управление персоналом и информационная система управления.
4. Финансовое состояние организации.
5. Управление инновационной деятельностью организации.
6. Отношения объекта исследования с объектами и субъектами внешнего окружения: потребителями, конкурентами, государственными органами, элементами финансовой системы (кредитными организациями, страховыми организациями и пр.).
По усмотрению руководителя практики от кафедры вместо некоторых разделов студенту может быть предложено более глубокое изучение разделов, связанных с выбранной тематикой дипломной работы.
Отчет о преддипломной практике должен завершаться указанием достигнутых в ходе выполненных исследований результатов (уточнение прибыли, начисленные, взысканные суммы платежа и т.д.), а также предложений по улучшению практики работы предприятия. Отчет должен отражать только самостоятельно выполненную работу (без переписывания в отчет инструктивных указаний).
Примерные планы прохождения практики представлены в табл.2–5.
Таблица 2 – Примерный план практики в Федеральной налоговой службе
№ п/п | Программа практики |
1. | Правовые основы и принципы деятельности налоговой службы |
2. | Знакомство со структурными подразделениями налоговой службы |
3. | Деятельность в финансовой системе 3.1. Общие налоги с физических лиц 3.2. Общие налоги с юридических лиц 3.3. Отчисления и платежи за пользование природными ресурсами 3.4. Другие налоги с юридических и физических лиц |
4. | Нормативные документы, регулирующие деятельность налоговой службы |
5. | Основные документы планирования деятельности налоговой службы. Учет и отчетность в налоговой службе |
6. | Применяемые формы и методы анализа и контроля базы налогообложения в налоговой службе. Информационное обеспечение деятельности налоговой службы |
Таблица 3 – Примерный план практики в бюджетных органах
№ п/п | Программа практики | |
1. | Характеристика деятельности бюджетного органа | |
2. | Методические вопросы деятельности бюджетного органа 2.1. Основы организации бюджетного процесса 2.2. Порядок принятия проектов бюджетов муниципального образования 2.3. Порядок исполнения поступлений налоговых платежей и пр.в бюджетный орган | |
3. | Осуществление контроля за использованием бюджетных средств муниципального образования | |
4. | 4.1. Изучение методологии планирования доходов бюджета муниципального образования 4.2. Анализ исполнения доходной части бюджета в текущем году 4.3. Анализ расходов бюджета | |
5. | 5.1. Учет исполнения бюджета муниципального образования 5.2. Участие в проверках постановки учета в бюджетных учреждениях |
Таблица 4 – Примерный план практики на предприятиях (организациях)
№ п/п | Программа практики | |
1. | Общая характеристика предприятия (организации) | |
2. | Принадлежность предприятия (организации) к определенной сфере финансовой системы | |
3. | Структура финансов предприятия | |
4. | Анализ финансового состояния предприятия за последние три года с разбивкой по показателям | |
5. | Порядок финансового планирования | |
6. | Отношения с физическими лицами | |
7. | Отношения с юридическими лицами | |
8. | Взаимодействие с финансовым рынком 8.1. Анализ отношений с кредитным рынком 8.2. Анализ отношений с рынком ценных бумаг 8.3. Анализ отношений со сферой страхования | |
9. | Претензионная работа | |
10. | Основные документы финансовой отчетности и денежных расчетов на предприятии |
Таблица 5 – Примерный план практики в коммерческих банках
№ п/п | Программа практики | |
1. | Характеристика банка как предприятия | |
2. | Правовые основы банковской деятельности | |
3. | Общие вопросы деятельности 3.1. Ресурсы банка и его капитал 3.2. Структура и качество активов 3.3. Доходы и прибыль, рентабельность 3.4. Ликвидность и платежеспособность 3.5. Банковская отчетность | |
4. | Услуги и операции банка 4.1. Пассивные операции банка 4.2. Система оценки кредитоспособности клиентов банка 4.3. Организация отдельных видов кредита 4.4. Содержание кредитных договоров банка с клиентами 4.5. Формы обеспечения возвратности ссуд 4.6. Межбанковские корреспондентские отношения 4.7. Особенности взаимоотношений коммерческого банка с ЦБ РФ 4.8. Лизинговые операции 4.9. Операции с ценными бумагами 4.10. Валютные операции банка | |
. | 4.10. Валютные операции банка 4.11. Создание резервов в коммерческом банке 4.12. Прочие операции банка 4.13. Новые банковские продукты и услуги | |
5. | Место и роль коммерческого банка на финансовом рынке | |
6. | Прогноз дальнейшего развития банка и выработка рекомендаций |
Таблица 6 – Примерный план прохождения практики в страховых организациях
№ п/п | Программа практики | |
1. | Изучение правовых и экономических основ деятельности страховой компании | |
2. | Анализ деятельности структурных подразделений страховых компаний | |
3. | Организация обязательных и добровольных форм страхования | |
4. | Тарифная политика компании | |
5. | Имущественное страхование 5.1. Страхование имущества юридических лиц 5.2. Страхование имущества граждан | |
6. | Личное страхование 6.1. Страхование жизни и здоровья 6.2. Страхование от несчастных случаев 6.3. Медицинское страхование 6.4. Прочее | |
7. | Виды страхования ответственности, перестрахования | |
8. | Организация финансов страховой организации | |
9. | Изучение регионального аспекта деятельности страховых организаций | |
10. | Финансовое планирование страховой организации | |
11. | Налогообложение страховых компаний | |
12. | Анализ финансового состояния страховых компаний | |
13. | Прогноз дальнейшего развития и выработка рекомендаций |
Кроме предложенных выше к примерных планов прохождения практики студенты могут при согласовании с руководителем практики от кафедры самостоятельно разработать планы практики в аудиторских фирмах, в инвестиционных институтах, в фондах, на биржах и в иных организациях.