Инструменты и методы контролинга

Служба контролинга в процессе выполнения своих функций прибегают к многих методов - как общеметодологических и общеэкономических (наблюдение, сравнение, группирование, анализ, тенденциозный анализ, синтез, систематизация, прогнозирование), так и специфических.

К главным специфическим методам контролинга принадлежат такие:

· бенчмаркинг;

· стоимостный анализ;

· факторный анализ отклонений;

· анализ точки безубыточности;

· портфельный анализ;

· опрашивание (анкетирование);

· Софт-Анализ (анализ сильных и слабых мест);

· АВС-Анализ;

· Нуль-базис бюджетирования.

Опрашивание (анкетирование)

Чтобы правильно диагностировать предприятие, которое находится в льде, проявив слабые стороны и санационные резервы, с методологической точки зрения целесообразным есть опрашивания работников всех структурных разделов и руководства предприятием. Успешно использовать этот от контролинга можно лишь в случае соблюдения таких условий:

1. руководство предприятия должны принимать непосредственное участие в организации опрашивания (анкетирование);

2. с руководством нужно заранее согласовать вопрос, которые вносятся в анкету для опрашивания;

3. руководство должно быть готовым воспринять конструктивную критику и пожелание подчиненных;

4. опрашивание не должно спровоцировать конфликт или усложнить отношения между руководством и работниками;

5. участие руководства и сотрудников в опрашивании должны быть добровольной;

6. анонимность анкетирования и оценки;

7. участие в организации анкетирования нейтральной стороны;

8. результаты анализа опрашивания должны быть материализованы в форме конкретных мероприятий по усовершенствованию того или другого функционального участка предприятия.

Факторный анализ отклонений

Цель метода состоит в определении и оценивании причины отклонений фактических показателей затрат от нормативных (плановых). налез отклонений считается основным инструментом оценивания деятельности центров затрат (прибыльности). Отклонения вычисляют каждым местом возникновения затрат и за каждой их группой. Отклонение может возникнуть в результате действия трех основных факторов:

-изменения объемов производства продукции;

-изменения цен на ресурсы;

-изменения норм затрат на единицу продукции.

Факторный анализ отклонений характеризуется двумя главными недостатками.

1. Учитываются лишь внутренние соотношения между плановыми и фактическими показателями, поскольку базой для сравнения есть результаты деятельности одного предприятия.

2. Период, в котором возникли отклонения, не совпадает с периодами, когда осуществляется анализ и настал соответствующая реакция на отклонение.

Ценность анализа значительно повышается, если контролеру удается подобрать информацию для сравнения показателей деятельности исследуемого предприятия с аналогичными показателями других субъектов хозяйствования, в частности тех, которые осуществляют тот самый вид деятельности или используют родственные методы, процессы или технологии. Это можно сделать средствами бенчмаркинга.

Анализ точки безубыточности

Этот метод контролинга сводится к определению минимального объема реализации продукции (в случае неизменных цен и условнопостоянных затрат), за который предприятие может обеспечить безубыточную операционную деятельность в краткосрочном периоде. Точка безубыточности характеризует такой объем производства и реализации продукции, которому отвечает нулевая прибыль предприятия - выручка от реализации продукции равняется валовым затратам на ее производство и реализацию.

Анализируя точку безубыточности, можно определить, насколько успешно предприятие работает (в случае его прибыльности) и насколько глубокой есть кризис (в случае убыточности).

Бенчмаркинг

Бенчмаркинг - это перманентный, беспрерывный процесс сравнения товаров (работ, услуг), производственных процессов, методов и других параметров исследуемого предприятия (структурного подраздела) с аналогичными объектами других предприятий или структурных подразделов. Основная цель бенчмаркинга состоит в выявлении отрицательных отклонений значениях сравниваемых показателей и причин таких отклонений и разработке предложений относительно их ликвидации.

Бенчмаркет должен найти ответ на вопрос: чему другие работают успешнее, чем мы?

Различают три вида бенчмаркинга:

1. Внутренний (анализ и сравнение показателей деятельности разных структурных подразделов одного и того самого предприятия);

2. Бенчмаркинг, сориентированный на конкурентов (сравнительный анализ товаров (работ, услуг), производительности производственных процессов и других параметров исследуемого предприятия с аналогичными характеристиками предприятия-конкурента.

3. Функциональный бенчмаркет (анализ отдельных процессов, функции, методы и технологии в сравнении с другими предприятиями, которые не являются конкурентами рассмотренного.

Стоимостный анализ

Стоимостный анализ - это метод контролинга, который заключается в исследовании функциональных характеристик продукции, которые производятся, с точки зрения эквивалентности их стоимости и полезности. Итак, в центре внимания находятся функциональные и стоимостные параметры продукции.

Рассматривают два задачи стоимостного анализа:

-уменьшение стоимости отдельных компонентов продукции без уменьшения объемов ее производства и реализации;

-улучшение функциональных параметров продукции за минимальных затрат.

Учитывая эти задачи стоимостный анализ сосредоточивает внимание минимизации затрат во время просмотра функциональных параметров в случае:

-уменьшение требований к качеству продукции (если потребители пренебрегают повышенным качеством продукции или не готовы платить надлежащую цену за высшее качество);

-повышение требований к качеству (если потребители готовы платить высшую цену за качественную продукцию). Стоимостный анализ рассматривается как один из давних инструментов сокращения себестоимости продукции, в частности затрат на сырье и материалы.

Портфельный анализ

Портфельный анализ - эффективный инструмент стратегического контролинга. Традиционно этот инструмент используется с целью оптимизации портфеля ценных бумаг инвесторы, Финансист под сроком "портфолио" понимает "оптимальный .и взгляда комбинации риска и прибыльности набор инвестиций". Итак, в основу портфельный анализ положен два оценочных критерия: настоящая стоимость ожидаемых доходов от владения ценными бумагами (проценты, дивиденды) и уровень рискованности вложений.

Во время анализа используются две широкоизвестные в теории и практике портфельные матрицы:

-портфель "рост рынка - частица рынка" (матрица Бостонской консультативной группы);

-портфель "привлекательность рынка - конкурентные преимущества" (матрица Мак- Кинси).

АВС-Анализ

АВС -Анализ состоит в выявлении и оценивании количественных значений немногих величин, частица которых в общей совокупности стоимостных показателей наибольшая. Благодаря этому удается сконцентрировать внимание на приоритетных направлениях снижения себестоимости продукции, а также определить реальные пути повышения объемов реализации.

Эффективность АВС- Анализа сырья (материалов) можно существенным образом повысить, воспользовавшись испытанной в зарубежной практике классификацией отдельных ее видов:

1.А- Сырье - виды сырья (материалов), на которые приходится свыше 50% затрат в общей структуре закупок;

2.В- Сырье- виды сырья (материалов), соответствующая частица которых превышает 25%;

3.С- Сырье - другие, незначительные за взносом в себестоимость виды сырья (материалов).

Понятно, что наибольшие резервы снижения затрат на элементом "сырье (материалы)" могут быть выявленные во время анализа А- Сырья. Чтобы раскрыть такие резервы, составляют перечень соответствующих мероприятий:

-по возможности точнее оценивать потери сырья (материалов) на каждой стадии производства;

-минимизация потерь качества сырья (материалов);

-вычисление норм затрат на методом нуль-базис бюджетирования;

-отбор технологий которые экономичнее;

-оптимизация запасов;

-переговоры с поставщиками относительно снижения закупочных цен;

-поиск альтернативных поставщиков;

-усиленный контроль за сохранением сырья (материалов).

С целью оптимизации запасов на практике довольно часто АВС- анализ комбинируют с другим методом контролинга - XYZ- Анализом. метод контролинга широко используется с целью нормирования оборотного средства, для создания производственных запасов. Во время XYZ -анализа чаще всего применяемые виды сырья (материалов) в зависимости от уровня их потребления разделяют на три класса.

1.X- Сырье - равномерно потребляемая в процессе производства без важных колебаний.

2.Y- Сырье - потребляемая с ощутимыми колебаниями, зависимыми, например, от производственного цикла или сезонности производства.

3.Z- Сырье - потребляемая нерегулярно через значительные колебания соответствующей потребности.

Укажем, что АВС- Анализ применим для поиска резервов снижения себестоимости за отдельными центрами затрат, инвестиционных проектов или видов продукции. Этот метод пригодный и для оптимизации портфеля продукции, которая ее вырабатывает и реализует предприятие, или, скажем, для максимизации объемов реализации продукции.

Бюджетирование

На основании стратегических целей и долгосрочных планов развития предприятия разрабатывают оперативные планы. Основной формой оперативного планирования есть бюджетирование. Поскольку план санации можно рассматривать как систему бюджетов, остановимся на характерных признаках бюджетирования:

-краткосрочность;

-высокий уровень конкретизации;

-внутренняя направленность;

-тесная интеграция с контролем и анализом отклонений.

Бюджетирование включает в себя разработку двух основных видов бюджетирования операционного бюджета и оперативного финансового плана.

Операционный бюджет состоит из производственной программы, плана реализации, плана затрат и т.п.. В ходе оперативного финансового планирования составляется баланс поступлений и расходов, платежный календарь, а также планирование показателя прибылей и ущерба, баланса предприятия.

Различают два основные метода бюджетирования: традиционное бюджетирование и ноль-базис- бюджетирование (ZBB - Zero-Base- Budgetіng). Основное отличие ZBB от традиционного планирования заключается в том, что последнее в значительной мере сориентировано на показатели деятельности и, в частности, показатели уровня затрат предыдущих периодов (которые могут быть неоправданно завышенными). Базой для нуль-базис- бюджетирование есть так называемая " точка-нуль". Плановые показатели за этим методом исчисляются на основании нового обсчета всех норм и нормативов затрат, их состава и структуры. Главной целью ZBB есть определения оптимального уровня валовых затрат предприятия, а также приоритетных направлений использования ограниченных финансовых ресурсов. В рамках 2ВВ анализируются все статьи затрат и за каждой из них определяются возможности экономии.

Метод ZBB есть составной контролинга затрат предприятия и используется не только в процессе планирования, а и во время проведения санационного аудиту. Санационные мероприятия, направленные на снижение затрат производства, целесообразно осуществлять именно на основе бюджетирования.

Наши рекомендации