Регулирование естественных монополий
B Федеральном законе РФ «O естественных монополиях» дается следующее определение: «Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкyренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».
Основными признаками естественных монополий являются следующие:
- производство продукции эффективнее в условиях отсутствия конкуренции, что связано c существующей экономией на масштабах производства и высокими условно постоянными издержками;
- высокие барьеры входа на рынок. Фиксированные издержки, связанные со строительством, столь высоки, что затраты, связанные c созданием подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции, вряд ли могут окупиться;
- низкая эластичность спроса. Спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественных монополий, не может быть замененпотреблением других товаров;
- сетевой характер организации рынка, т. е. наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги,
- ярко выраженный территориальный характер, привязка к конкретной местности, либо по условиям функционирования, либо по основным потребителям услуг, либо по способу соединения различных территорий.
Монополии называются естественными, потому что их формирование, функционирование и развитие на рынке определенных товаров происходит объективно, в силу не зависящих от воли и сознания людей специфических свойств, присущих этим товарам, работам и услугам.
Естественной монополией обладают собственники и иные хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства. Сюда относятся целые базовые отрасли производственной инфраструктуры, которым свойственно особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс, электроэнергетика и т. п.).
Зачастую наличие естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Естественные монополии возникают там, где невозможно или экономически нецелесообразно строить аналогичные предприятия, скажем, космодром, железную дорогу или газопровод параллельно уже действующим.
Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются соответствующие органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 ФЭК преобразован в Федеральную службу по тарифам (далее ФСТ России), функции ФЭК по принятию нормативных правовых актов переданы Минэкономразвития России, по надзору и контролю – ФАС (Федеральной антимонопольной
службе), а к ней самой перешли функции по установлению тарифов Минэкономразвития России и упраздненного МАП.
Регулирование является основной формой воздействия государства на естественные монополии, и его специфика проявляется в его методах:
Во-первых, органы регулирования естественных монополий могут применять ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Второй специфический метод регулирования – определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре