Принципы бюджетной системы РФ. II. Бюджет-основное ядро государственных и муниципальных финансов
II. Бюджет-основное ядро государственных и муниципальных финансов
Социально-экономическая сущность бюджета
1. Государственный и местный (муниципальный) бюджет — утвержденный соответствующим представительным органом государственной власти или местного самоуправления финансовый план.
• создания;
. распределения;
• использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования.
2. Роль государственного и местного (муниципального) бюджета
в материальном смысле проявляется в том, что он:
• является:
• основой функционирования как государства в целом, так иего
национально-государственных и административно-территориальных образований;
• важнейшим источником денежных средств, находящихся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной власти или органов местного самоуправления;
способствует:
. реализации региональной и национальной политики;
• созданию единого экономического пространства;
. полноправному социальному и национально-культурному развитию народов России;
• укреплению единства страны.
Экономическая роль бюджета состоит в том, что он:
• создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач;
• регулирует отношения между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта;
создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры государства, а также рационального размещения в нем производительных сил;
• аккумулирует крупные денежные средства, в том числе предназначенные:
• для обеспечения обороны и безопасности страны;
. осуществления государственной социально-экономической политики;
. оплаты труда государственных служащих, иных работников бюджетной сферы;
. реализации государственных и местных программ по развитию и функционированию отраслей экономики, охране окружающей среды, развитию научно-технического потенциала и культуры, а также выравниванию социально-экономического уровня субъектов федерации и муниципальных образований и др.
Роль бюджета как главного финансового плана страны (юридический аспект) проявляется в том, что он:
• закрепляет права и обязанности участников бюджетных отношений;
• организует деятельность всех звеньев финансовой системы государства, составной частью которой является бюджетная система;
• отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов;
/ определяет налоговую политику государства;
• фиксирует конкретные направления расходования средств,
перераспределения национального дохода и внутреннего вало
вого продукта;
• выступает в качестве эффективного регулятора экономики.
3. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме соответствующих законов, а местные бюджеты — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления (решений).
Бюджету как финансовому плану присуши следующие характерные черты:
• балансовый характер составления и исполнения;
• сочетание централизованных начал с инициативой органов местного самоуправления.
Бюджетная система
Бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством РФ совокупность:
. федерального бюджета;
• бюджетов субъектов РФ;
• местных бюджетов;
. бюджетов государственных внебюджетных фондов.
2. Бюджетная система РФсостоит из трех уровней.
• федерального, включающего:
. федеральный бюджет;
• бюджеты государственных внебюджетных фондов;
• субъектов РФ, состоящего:
• из бюджетов 83 субъектов РФ и бюджетов территориальных
государственных внебюджетных фондов (21 бюджет республик
в составе РФ, 9 краевых, 46 областных бюджетов, 4 бюджета
автономных округов, бюджет Еврейской автономной области,
бюджеты городов федерального значения Москвы иСанкт-
Петербурга);
• местного, который образуют бюджеты:
• муниципальных районов;
. городских округов;
. внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; . городских и сельских поселений.
Каждый из бюджетов на своем уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.
3. Совокупность всех перечисленных бюджетов образует консолидированный бюджет РФ, а совокупность регионального бюджета субъекта РФ и местных бюджетов на территории данного
субъекта составляет консолидированный бюджет субъекта РФ.
Принципы бюджетной системы РФ
1. Бюджетная система Российской Федерации основана на прищипах.
• единства бюджетной системы РФ;
• разграничения доходов, расходов и источников финансирования
дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
• самостоятельности бюджетов;
• равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
• полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
• сбалансированности бюджета;
• результативности и эффективности использования бюджетных
средств;
• общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
• прозрачности (открытости);
• достоверности бюджета;
• адресности и целевого характера бюджетных средств:
. подведомственности расходов бюджетов;
• единства кассы.
2. Почти все указанные принципы получили новое содержание (новую трактовку) в результате нововведений законодательства 2007 года.
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает:
•единство:
• бюджетного законодательства РФ;
• принципов организации и функционирования бюджетной
системы РФ;
• форм бюджетной документации и бюджетной отчетности;
. бюджетной классификации бюджетной системы РФ;
• санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ;
• единый порядок:
. установления и исполнения расходных обязательств; ' . формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
• ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений;
• единство порядка исполнения судебных актов по обращению
взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ означает:
• закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов,
расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
за бюджетами бюджетной системы РФ;
• определение полномочий органов государственной власти (органов
местного самоуправления) и органов управления государственными
внебюджетными фондами по:
. формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов;
. установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством РФ финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
• право и обязанность органов государственной власти и органов
местного самоуправления:
• самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бю жетных средств;
• самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ;
• право органов государственной власти и органов местного самоуправления:
• устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах
и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;
• в соответствии с Бюджетным кодексом РФ самостоятельно
определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение
которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий
и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);
• предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
• недопустимость:
• установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также
расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
. введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов; . изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает:
• определение бюджетных полномочий органов государственной
власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
• установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ
и местных бюджетов;
• определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами
и требованиями, установленными настоящим Бюджетным
_ кодексом РФ.
Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие Бюджетному кодексу РФ, являются недействительными.
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах все:
• доходы;
• расходы;
• источники финансирования дефицитов бюджетов.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем преду-' смотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного проиесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения:
• заданных результатов с использованием наименьшего объема
средств;
• достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.