Принципы бюджетной системы РФ. II. Бюджет-основное ядро государственных и муниципальных финансов

II. Бюджет-основное ядро государственных и муниципальных финансов

Социально-экономическая сущность бюджета

1. Государственный и местный (муниципальный) бюджет — утвер­жденный соответствующим представительным органом государст­венной власти или местного самоуправления финансовый план.

• создания;

. распределения;

• использования централизованного денежного фонда государствен­ного или муниципального образования.

2. Роль государственного и местного (муниципального) бюджета
в материальном смысле проявляется в том, что он
:

является:

• основой функционирования как государства в целом, так иего
национально-государственных и административно-террито­риальных образований;

• важнейшим источником денежных средств, находящихся в пол­ном и непосредственном распоряжении органов государст­венной власти или органов местного самоуправления;

способствует:

. реализации региональной и национальной политики;

• созданию единого экономического пространства;

. полноправному социальному и национально-культурному развитию народов России;

• укреплению единства страны.

Экономическая роль бюджета состоит в том, что он:

• создает финансовую базу функционирования государства и муниципальных образований, выполнения ими своих задач;

• регулирует отношения между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта;

создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры государства, а также рационального раз­мещения в нем производительных сил;

аккумулирует крупные денежные средства, в том числе предна­значенные:

• для обеспечения обороны и безопасности страны;

. осуществления государственной социально-экономической политики;

. оплаты труда государственных служащих, иных работников бюджетной сферы;

. реализации государственных и местных программ по развитию и функционированию отраслей экономики, охране окру­жающей среды, развитию научно-технического потенциала и культуры, а также выравниванию социально-экономи­ческого уровня субъектов федерации и муниципальных образований и др.

Роль бюджета как главного финансового плана страны (юридиче­ский аспект) проявляется в том, что он:

• закрепляет права и обязанности участников бюджетных отно­шений;

• организует деятельность всех звеньев финансовой системы госу­дарства, составной частью которой является бюджетная система;

• отражает размеры необходимых государству финансовых ре­сурсов;

/ определяет налоговую политику государства;

• фиксирует конкретные направления расходования средств,
перераспределения национального дохода и внутреннего вало­
вого продукта;

• выступает в качестве эффективного регулятора экономики.

3. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатыва­ются и утверждаются в форме соответствующих законов, а ме­стные бюджеты — в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления (решений).

Бюджету как финансовому плану присуши следующие характерные черты:

• балансовый характер составления и исполнения;

• сочетание централизованных начал с инициативой органов ме­стного самоуправления.

Бюджетная система

Бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством РФ совокупность:

. федерального бюджета;

• бюджетов субъектов РФ;

• местных бюджетов;

. бюджетов государственных внебюджетных фондов.

2. Бюджетная система РФсостоит из трех уровней.

• федерального, включающего:
. федеральный бюджет;

• бюджеты государственных внебюджетных фондов;

• субъектов РФ, состоящего:

• из бюджетов 83 субъектов РФ и бюджетов территориальных
государственных внебюджетных фондов (21 бюджет республик
в составе РФ, 9 краевых, 46 областных бюджетов, 4 бюджета
автономных округов, бюджет Еврейской автономной области,
бюджеты городов федерального значения Москвы иСанкт-
Петербурга);

• местного, который образуют бюджеты:

• муниципальных районов;
. городских округов;

. внутригородских муниципальных образований городов феде­рального значения Москвы и Санкт-Петербурга; . городских и сельских поселений.

Каждый из бюджетов на своем уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.

3. Совокупность всех перечисленных бюджетов образует консоли­дированный бюджет РФ, а совокупность регионального бюджета субъекта РФ и местных бюджетов на территории данного
субъекта составляет консолидированный бюджет субъекта РФ.

Принципы бюджетной системы РФ

1. Бюджетная система Российской Федерации основана на прищипах.

• единства бюджетной системы РФ;

• разграничения доходов, расходов и источников финансирования
дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;

• самостоятельности бюджетов;

• равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных об­разований;

• полноты отражения доходов, расходов и источников финанси­рования дефицитов бюджетов;

• сбалансированности бюджета;

• результативности и эффективности использования бюджетных
средств;

• общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

• прозрачности (открытости);

• достоверности бюджета;

• адресности и целевого характера бюджетных средств:
. подведомственности расходов бюджетов;

• единства кассы.

2. Почти все указанные принципы получили новое содержание (новую трактовку) в результате нововведений законодательства 2007 года.

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает:

единство:

• бюджетного законодательства РФ;

• принципов организации и функционирования бюджетной
системы РФ;

• форм бюджетной документации и бюджетной отчетности;
. бюджетной классификации бюджетной системы РФ;

• санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ;

единый порядок:

. установления и исполнения расходных обязательств; ' . формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;

• ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчет­ности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений;

• единство порядка исполнения судебных актов по обращению
взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финан­сирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ означает:

• закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов,
расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
за бюджетами бюджетной системы РФ;

определение полномочий органов государственной власти (органов
местного самоуправления) и органов управления государственными
внебюджетными фондами по
:

. формированию доходов бюджетов, источников финансиро­вания дефицитов бюджетов;

. установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Органы государственной власти (органы местного самоуправ­ления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством РФ финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих пол­номочий.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

право и обязанность органов государственной власти и органов
местного самоуправления
:

• самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответст­вующих бюджетов и эффективность использования бю жетных средств;

• самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исклю­чением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ;

право органов государственной власти и органов местного само­управления:

• устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах
и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачис­лению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;

• в соответствии с Бюджетным кодексом РФ самостоятельно
определять формы и направления расходования средств бюд­жетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение
которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий
и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);

• предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

недопустимость:

• установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также
расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обя­зательств;

. введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного са­моуправления изменений бюджетного законодательства РФ и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюд­жетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов; . изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюд­жетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муници­пальных образований означает:

• определение бюджетных полномочий органов государственной
власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

• установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ
и местных бюджетов;

• определение объема, форм и порядка предоставления межбюд­жетных трансфертов в соответствии с едиными принципами
и требованиями, установленными настоящим Бюджетным

_ кодексом РФ.

Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъ­ектов РФ, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие Бюджетному кодексу РФ, являются недействительными.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что в обяза­тельном порядке и в полном объеме отражаются в соответст­вующих бюджетах все:

• доходы;

• расходы;

• источники финансирования дефицитов бюджетов.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем преду-' смотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммар­ному объему доходов бюджета и поступлений источников фи­нансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефи­цита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета упол­номоченные органы должны исходить из необходимости ми­нимизации размера дефицита бюджета.

Принцип результативности и эффективности использования бюд­жетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного проиесса в рамках установ­ленных им бюджетных полномочий должны исходить из необхо­димости достижения:

• заданных результатов с использованием наименьшего объема
средств;

• достижения наилучшего результата с использованием опреде­ленного бюджетом объема средств.

Наши рекомендации