Влияние нематериальных активов на стоимость банка

Под нематериальными активамипонимается объем прав предприятия на определенную группу объектов, не имеющих материально-вещественного содержания и приносящих предприятию доход в течение периода, оговоренного национальным законодательством. Объекты, относящиеся к НА, обладают следующими основными свойствами:

· у них отсутствует материально-вещественная структура;

· используются в хозяйственной деятельности;

· они отчуждаемы, т. е. могут быть переданы другому владельцу (гудвилл – единственный вид неотчуждаемого НА)

В российском законодательстве к нематериальным активам относятся:

1. используемые в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящие доход права, возникающие:

- из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы и искусства и объекты смежных прав на программы ЭВМ, базы данных и др.;

- из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения;

- из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

- из прав на ноу-хау и др.;

2. организационные расходы, результаты законченных научно-исследовательских, опытно-конструкторских разработок и проектно-изыскательских работ, а также деловая репутация (гудвилл).

В зависимости от назначений и функций, выполняемых в производственной деятельности, выделяют следующие виды нематериальных активов:

· интеллектуальная собственность;

· имущественные права;

· отложенные затраты;

· деловая репутация (гудвилл).

Метод «освобождение от роялти»предполагает, что оцениваемы объект интеллектуальной собственности не принадлежит истинному владельцу, а предоставлен ему на лицензионной основе за определенные процентные отчисления от выручки – роялти. В этом методе делается допущение, что объектом ИС владеет третья сторона и, следовательно, истинный владелец должен платить роялти за право использования ОИС. В силу того, что патент на самом деле является собственностью его истинного владельца, ему не нужно платить роялти – отсюда название метода – « освобождение от роялти».

Для установления размера роялти определяется разумный размер отчислений, который можно было бы обосновать путем анализа рынка или исследования затрат (в мировой практике размер роялти колеблется в пределах от 3% до 10% от выручки за продукцию или услуги , произведенные с использованием объекта интеллектуальной собственности). Поэтому данный метод несет в себе черты как доходного, так и сравнительного подхода.

Основные этапы метода:

1. составляется прогноз объема продаж, по которым ожидаются выплаты роялти;

2. определяется ставка роялти. Данные берутся из стандартных размеров роялти (обычно принято считать, что в отрасли оказания услуг ставка роялти находится в пределах 1% - 5%);

3. определяется реалистический прогнозируемый период отчислений по роялти;

4. рассчитываются ожидаемые выплаты по роялти путем пересчета процентных отчислений от прогнозируемого объема продаж;

5. рассчитываются дисконтированные потоки прибыли от выплаты по роялти;

6. определяется сумма текущих стоимостей потоков прибыли от выплаты по роялти.

Если рассматривается новый вид продукции, то весьма желателен прогноз объемов продаж на каждый год в течение всего срока ожидаемых платежей. Следующий шаг состоит в математическом вычислении ожидаемых выплат роялти путем расчета процентных отчислений от прогнозного объема продаж. Из прибыли от роялти следует вычесть все расходы, связанные с обеспечением ОИС или лицензии (различные организационные, экономические, административные издержки, затраты на маркетинг, на поддержку патента и т.д.).

«Интеллектуальный капитал –это знания, имеющие потенциальную ценность, то есть идеи и люди – специалисты, которые их создают. Интеллектуальный капитал не имеет реальной ценности, пока он соответствующим образом не учтен и не защищен в правовом отношении» [80]. То есть интеллектуальный капитал выступает в роли носителя интеллектуального потенциала фирмы, однако только до тех пор, пока рожденные идеи не будут юридически оформлены и переведены в разряд интеллектуальной собственности фирмы, которая в настоящее время в бухгалтерской отчетности фигурирует в качестве нематериальных активов организации.

Понятие интеллектуального капитала банка включает:

1. человеческий капитал – навыки, опыт, компетентность банка в отношении реакции на изменение рыночного спроса и потребностей клиентов (включая навыки лидерства и управленческий опыт);

2. организационный капитал – способности, инфраструктура, бизнес-процессы и оргструктура банка в отношении производства и поставок на рынок продуктов и услуг;

3. рыночный капитал – способности банка по взаимодействию с внешними субъектами (клиенты, партнеры, другие заинтересованные стороны), что тесно связано с понятием «конкурентные преимущества – внешние компетенции»;

4. инновационный капитал – способность банка осуществлять инновации, улучшать и развивать неиспользованный потенциал и создавать долгосрочное богатство.

Европейская комиссия реализует проект MAGIC (Measuring and Accounting Intellectual Capital), целью которого является разработка методологии оценки интеллектуального капитала.

Рассмотри пример оценки стоимости такой составляющей интеллектуального капитала банка как его клиентская база. Оценка стоимости клиентской базы (CLV) основана на тщательном анализе бизнеса клиентов и прогнозировании их доходов и расходов (денежных потоков) за период облуживания клиента в банке (Т).

Стоимость для банка одного j-го клиента определяется по формуле (метод DCF):

Влияние нематериальных активов на стоимость банка - student2.ru

где Влияние нематериальных активов на стоимость банка - student2.ru - доход от клиента в t-ый год,

Влияние нематериальных активов на стоимость банка - student2.ru - расходы банка на клиента в t-ый год,

i – ставка дисконтирования, зависящая от лояльности и удовлетворенности клиента обслуживанием банка: чем лояльнее клиент, тем меньше ставка дисконтирования.

Аналогичный расчет, сделанный для существующих и потенциальных клиентов банка, может быть использован при оценке стоимости банка в случае его продажи или продажи (залога) его акций. Наличие лояльной, стабильно растущей клиентской базы является важным конкурентным преимуществом банка и должно иметь самостоятельную оценку.

Аналогичные расчеты (с приоритетом метода DCF) могут быть сделаны и для оценки стоимости банковской лицензии, программных продуктов, бренда банка и т. д.

[1] Федотова М.А., Рослов В.Ю. Наиболее актуальные направления развития оценки в банковском секторе / «Оценочная деятельность». 2008. №2. – С. 22-27.

[2] Владимирова Т.А., Хлебников А.А. Применение сравнительного подхода к оценке стоимости коммерческого банка в условиях финансового кризиса / Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2009. № 4.

[3] Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Д. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: Олимп-Бизнес, 2000. 565 с.

[4] Секачев С.А.Сравнительный подход к оценке рыночной стоимости коммерческого банка // Управление в кредитной организации. 2007. № 4. С. 15–21.

[5] Головина Г.П. Оценка стоимости коммерческого банка на основе доходного подхода / Вестник самарского государственного экономического университета. 2010. № 7. – С. 21-26.

[6] Рутгайзер В.М., Будицкий А.Е. Оценка рыночной стоимости коммерческого банка. Методические разработки. – М.: Маросейка. 2007. – 224.

[7] Головина Г.П. Оценка стоимости коммерческого банка на основе затратного подхода / Математические и инструментальные методы экономики. 2010. №8. – с. 224-227.

[8] Астрелина В. В., Бондарчук П. К. Оценка деловой репутации банка / Деньги и кредит. 2012. № 12. – С. 16-23

[9] Решоткин К.А.Оценка рыночной стоимости коммерческого банка. М., 2002. С. 68.

[10] Рутгайзер В.М., Будицкий А.Е.Оценка рыночной стоимости коммерческого банка. М., 2007.

[11] Леонтьев Б.Б., Мамаджанов Х.А.Принципы и подходы к оценке интеллектуальной собственности и нематериальных активов. М., 2005. С. 265.

[12] Головина Г.П. Оценка стоимости коммерческого банка на основе затратного подхода / Математические и инструментальные методы экономики. 2010. №8. – с. 224-227.

[13] Щербакова Г.Н. Анализ и оценка банковской деятельности. М.: Вершина. 2007. – 464 с.

Наши рекомендации