А. де Мюссе. Разочарование

Модуль 5

Романтизм

Новалис. Гимн к ночи

Задание 1.Указать, на какой антитезе построен гимн (см. начало гимна). Подчеркнуть члены оппозиции. Какой элемент оппозиции лирическое «я» не принимает? Почему? По какому тоскует? Почему?

Задание 2. Обозначить в тексте гимна квадратной скобкой характеристику дня, фигурной – характеристику ночи, указать, с чем лирическому герою ассоциируется ночь (минимум 3 ассоциации).

Задание 3. Продолжить предложения

Если ночь имеет «владычество», то она (какая?)… .

Если приход ночи назван «небесным», то ночь (какая?)… .

Если ночной сон вечен, то ночь (какая?)… .

Задание 4. Описать царство ночного сна, руководствуясь следующими указаниями:

· обратить внимание на то, чем владеет сон, как это можно истолковать символически?

· подумать, почему «к небу причислено лоно» сна, о чем это свидетельствует?

· предположить, вспоминая романтическую концепцию человека и мира, ключом от чего владеет сон?

· о каких «обиталищах блаженных» знает сон? о чем идет речь в этой фразе?

· найти доказательства, что сон обладает трансценденцией*.

К. Брентано. Соловушка, бывало…

Задание 1.Составить перечень фольклорных черт, присущих стихотворению (обратить внимание на параллелизм состояния природы и человека, на образы). Как романтики используют фольклор для демонстрации своего мировоззрения: трансформируют традиции? Берут фольклорные образы за основу? Подражают народному творчеству?

Задание 2. Заполнить сравнительную таблицу

Прошлое Настоящее
природа лирическое «я» природа лирическое «я»
Пел соловушка «Я тогда не тосковала» «Ты был тогда со мной»    
       

Задание 3. Творчески сформулировать романтическую концепцию любви, представленную в балладе. Графически (в виде столбцов, в виде информации в рамочке, в виде цветных строчек, в виде импровизированных открывающихся оконных рам и т.п.) изобразить романтическое двоемирие; найти способ поместить лирическое «я» среди этих миров (см. картины К.Д.Фридриха).

Э.Т.А. Гофман. Крошка Цахес

Задание 1.Составить «словесный портрет» Цахеса. Определить роль романтического безобразного в портрете.

Задание 2.Представить в виде сравнительной таблицы два мира в новелле

  Мир поэтической мечты Мир повседневной реальности
Представители мира    
Главные ценности в мире    
«Форма» существования мира    

Задание 3. Доказывая двойственность феи Розабельверде и волшебника Альпануса, распределить представленные тезисы по героям, дополнить собственными примерами из текста.

1. Беседует с чудесными голосами, исходившими из деревьев, кустов, родников.

2. По ночам летает.

3. Перевоплощается в жука-рогача.

4. Имеет волшебный гребень.

5. Умеет вызывать бурю и град.

6. Имеет волшебное хрустальное зеркало.

7. Прогуливается на волшебной повозке.

А. де Мюссе. Разочарование

Задание 1.Вписать ответы, выполнить задания.

  1. Подсказывает ли название стихотворения его национальную принадлежность?
  2. (да/нет) – выбрать правильный ответ.
  3. Выписать наиболее характерные глаголы (2-3 примера), которые характеризуют ситуацию лирического героя _________________________________
  4. Определить их эмоциональную насыщенность (они патетичны, комичны, безэмоциональны, страдательны, и т.п.) ____________________________________.
  5. Записать качественные (смысловые) характеристики глаголов (что они отражают?)

______.

  1. Выписать наиболее характерные существительные, отражающие состояние лирического героя _______________________________________________________.
  2. Определить их внутренний смысл, содержание (отражают ли они бунтарский дух? характеризуют ли умонастроение? являются ли философским символом?) – подчеркнуть правильный ответ
  3. Описать, в какой пространственной ситуации находится лирический герой, ламентации которого слышит читатель (это могло бы происходить: а) на лоне природы? б) в некоем безграничном, неопределенном пространстве? в) в замкнутой от мира комнате? - подчеркнуть правильный ответ, представить свои варианты ответа)
  4. Описать, умонастроение героя (необходимо ли герою присутствие собеседника, слушателя? или это разговор с самим собой? можно ли такого героя представить с охотничьим ружьем в действии? а возлежащим в халате на козетке, мечтательно созерцающего обстановку? - подчеркнуть правильный ответ, дополнить образ)

__________

Ф. Р. де Шатобриан. Рене

Задание 1.(к приложению «Меня порицают…»)

К 1 абзацу

1.Выписать обвинения в адрес Рене.

2.Что ищет Рене? Почему герой не может конкретно определить предмет своих поисков?

3.В чем парадоксальность ситуации героя? На это указывает слово «однако». Показать это схематически.

4.Сделать вывод (ждет ли герой еще чего-нибудь от жизни? представляет ли жизнь хотя незначительный интерес для героя? можно ли говорить о тотальном разочаровании?)

Ко 2 абзацу

Выписать в 2 столбца разнокачественные характеристики, описывающие состояние героя

Качества, свидетельствующие о потере интереса к жизни Качества, свидетельствующие о наличии жизненных сил
Одиночество Избыток жизненных сил
Не изведал любви «Пылает» изнутри, внутренне переполнен энергией
Осознание того, что его существование бессмысленно Способен взволноваться («лицо покрывалось румянцем»)
  и т.д.

Сформулировать вывод, принимая во внимание следующие вопросы:

· потеряна ли страсть к жизни?

· полностью ли апатичен герой?

· есть ли у героя какие-либо стремления, желания?

· в чем его трагедия? (чтобы ответить на этот вопрос, следует порассуждать над следующими проблемами: виноват ли герой в таком состоянии? есть ли у героя выбор? делает ли он его? к чему это приводит?)

К 3 абзацу

Нравится ли Рене состояние, в котором он пребывает? Почему?

Задание 3. Собрать доказательства в пользу тезиса о меланхоличности Рене (выписать в виде цитат).

Д.Г. Байрон. Корсар.

Задание 1.Анализируя песнь 1, части VIII-X, найти цитатные подтверждения следующим характеристикам Конрада (к каждой характеристике подобрать цитаты в виде расходящихся стрелочек):

· обладает могуществом духа;

· обладает магической силой;

· ему присуще бунтарство духа;

· внутри у него - злой дух, дух непокорности;

· его страсти загадочны и непостижимы, равно как и его думы;

· демоничен.

Задание 2.Проиллюстрировать, используя песнь 1, часть XI, тот «путь разочарования», который прошел герой.

Указания для выполнения задания:

· задание можно выполнить в виде сравнительной таблицы: Конрад в начале жизненного пути и Конрад разочаровавшийся;

· можно нарисовать «лестницу» разочарований, т.е. каждая ступень лестницы - это разочарование в чем-то;

· можно представить спираль разочарований, дав название каждому из витков;

· в итоге следует сформулировать 2 вывода: а) касающийся того решения, которое принял герой; б) каким стал Конрад (какой образ использует автор?).

Задание 3.Найти иллюстрации Степанова, Корбо, Корболда или Медокса Брауна к поэме «Корсар», отксерокопировать, описать изображающие Медору и Гюльнар иллюстрации, подобрав цитаты из текста. Цитаты расположить так, чтобы получилась сравнительная характеристика женских образов. Медора и Гюльнар - это две стороны одного Конрада, это отражение его противоречивой, двойственной натуры. Описать стороны натуры корсара, соответствующие темпераменту двух героинь.

Реализм

Наши рекомендации