Государственный и муниципальный финансовый контроль

Под финансовым контролем понимается вид финансовой деятельности, осуществляемой системой органов государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами и заключающейся в проверке законности и целесообразности действий в области образования; распределения; использования денежных фондов государства.

Объектом контроля выступают денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, фондов денежных средств на всех уровнях и звеньях финансовой системы. Основу финансового контроля составляют документы бухгалтерского учета, бюджетной и налоговой отчетности.

Предметом контроля выступают прибыль, доходы, себестоимость, контрольные показатели бюджета и другие.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Назначение финансового контроля заключается в содействии реализации финансовой политики государства; обеспечении эффективного использования бюджетных финансовых средств.

Задачами финансового контроля являются:

¾ контроль за соблюдением бюджетного законодательства;

¾ обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетами бюджетной системы;

¾ выявление резервов роста финансовых ресурсов;

¾ обеспечение сохранности государственной и муниципальной соб­ственности.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают финансовый контроль:

• государственный;

• внутрихозяйственный;

• независимый (аудиторский).

Государственный финансовый контроль включает такие виды финансового контроля как:

¾ общегосударственный, имеющий наибольшее значение в силу особого статуса государственных органов (Федеральное Соб­рание РФ, Правительство РФ), которые осуществляют данный контроль на всех стадиях бюджетного процесса. Проводится с целью проверки законности и эффективности использования государственных средств, а также целесообразности осущест­вляемых расходов;

¾ вневедомственный, осуществляемый специальными финансово-кредитными органами, такими как Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Федеральное казначейство РФ, Феде­ральная служба финансово-бюджетного надзора, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований и др.) и направленный на объекты финансового контроля независимо от их ведомственной принадлежности;

¾ ведомственный финансовый контроль, проводимый министерст­вами, ведомствами и другими органами государственного упра­вления (их самостоятельными структурными контрольно-реви­зионными подразделениями) в целях контроля производственной и финансовой деятельности их подведомственных предприятий и учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется не­посредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях их руководителями и структурными подразделениями (эконо­мическими службами) и направлен на производственную и фи­нансовую деятельность самого предприятия.

Независимый (аудиторский) финансовый контроль проводится спе­циально аттестованными аудиторами и аудиторскими фирмами в целях установления достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими фи­нансовых и хозяйственных операций законодательству РФ.

В зависимости от времени проведения финансовый контроль можно подразделить на следующие формы:

• предварительный;

• текущий;

• последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется в ходе об­суждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам. Проводится с целью предупреждения финансовых нарушений законодательства, выявления на стадии планирования и прогнозирования дополнительных финансовых ресурсов.

Текущий финансовый контроль проводится в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях ко­митетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоупра­вления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. Осуществляется с целью предотвращения финансовых нарушений и возможных потерь в процессе расходования бюд­жетных средств в ходе финансовой деятельности государства.

Последующий финансовый контроль осуществляется в ходе рас­смотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Проводится с целью выявления нарушений финансового законо­дательства и оценки эффективности финансовой деятельности (например, целесообразности расходования государственных де­нежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финан­совых планов предприятий и организаций и т. д.) путем анализа и ревизии отчетной бюджетной документации.

Методами финансового контроля являются следующие приемы и способы его осуществления:

¾ наблюдение — ознакомление с финансовой деятельностью объ­екта финансового контроля;

¾ обследование хозяйственной деятельности — представляет собой изучение показателей финансового состояния объекта финан­сового контроля;

¾ проверка финансовой деятельности — проводится с целью финан­сового контроля основных вопросов финансовой деятельности объекта контроля с использованием балансовых, отчетных и рас­ходных документов;

¾ финансовый анализ — осуществляется в целях оценки финансо­вого состояния объекта контроля на основе использования сис­темного подхода и различных аналитических приемов;

¾ ревизия (плановая, внеплановая) — представляет собой всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта с целью выявления ее соответствия действующему законодательству с использованием комплекса методов, таких как:

• встречная проверка;

• восстановление количественного учета;

• контрольное сличение и др.;

¾ надзор, осуществляемый контролирующими государственными органами, за финансовой деятельностью субъектов контроля (например за субъектами, имеющими лицензию на определен­ный вид деятельности).

К субъектам финансового контроля, осуществляемого органами исполнительной власти, местными администрациями муниципа­льных образований, относятся.

• Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

• Федеральное казначейство РФ;

• финансовые органы субъектов РФ;

• финансовые органы муниципальных образований и (или) упол­номоченные ими органы;

• главные распорядители;

• распорядители бюджетных средств.

Наши рекомендации