Обработка хозяйственных операций
Міністерство освіти і науки України
Донбаська державна машинобудівна академія
Т. А. Радомська
Методичні вказівки
Для виконання лабораторних робіт
З дисципліни
«Програмне забезпечення обробки фінансово-економічної інформації»
для студентів спеціальності «Фінанси»
усіх форм навчання
Затверджено
на засіданні
вченої ради
Протокол № від 2009
Краматорськ 2009
УДК 657.1:004.03
ББК 65.052
Рецензенти:
Радомська Т. А.
Програмне забезпечення обробки фінансово-економічної інформації: Методичні вказівки для виконання лабораторних робіт (для студентів спеціальності «Фінанси» усіх форм навчання). – Краматорськ: ДДМА, 2009. –
ISBN XXXXX.
Містить основні теоретичні положення та завдання для самостійного виконання з питань автоматизації діяльності підприємств різних галузей господарства.
УДК 657.1:004.03
ББК65.052
ISBN XXXXX | © Т. А. Радомська, 2009. © ДДМА, 2008. |
РАБОТА СО СПРАВОЧНИКАМИ
1 В справочнике «Счета нашей фирмы» создать элементы «Касса», «Основной счет» , валюта – гривна
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ: Меню «Справочники» – «Счета нашей фирмы» – INSERT – Заполняем поля (рис 1):
- наименование – КАССА
- фирма – ДОБРО
- валюта – грн.
- счет – 301
ОК
Рисунок 1
2 В справочнике «Сотрудники» создать карточку сотрудника Громов Сергей Иванович (должность – менеджер, оклад 1200 грн., аванс – 500 грн.)
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ: Меню «Справочники» – «Сотрудники» – INSERT – Заполняем поля (рис 2,3):
Закладка ОСНОВНЫЕ
- табельный номер – ДО 0008
- Ф.И.О. – Громов С.И.
- фамилия – Громов
- имя – Сергей
- отчество – Иванович
- должность – менеджер
- дата приема на работу – 01.01.08
Закладка ДАННЫЕ ПО З/П
- оклад – 1200
- аванс – 500
- вид затрат – з/п админ. персонала
ОК
Рисунок 2
Рисунок 3
3 В справочник «Номенклатура» внести группу «Материалы», элемент «Цемент» (вид – материал, цена 1200 грн. без НДС, ед. изм. – т.)
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ: Меню «Справочники» – «Номенклатура»; Меню «Действия» – «Новая группа», в окне заполняем поля: название – «Материалы» – ОК; Открываем папку «Материалы» – INSERT – Заполняем поля (рис 4) «описать заполнение полей как в заданиях 1,2»
Рисунок 4
ВНЕСЕНИЕ ОСТАТКОВ
1 Внести остаток по взаиморасчетам с контрагентом АТБ №12 в сумме 200 грн. (контрагент – сторонняя организация)
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ: Меню «Документы» – «Ввод остатков» – «Остатки взаиморасчетов», заполняем поля (рис 5) «описать заполнение полей»
Рисунок 5
2 Внести остаток материалов – глина в количестве 2т. по цене 800 грн.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ: Меню «Документы» – «Ввод остатков» – «Остатки ТМЦ», заполняем поля (рис 6) «описать заполнение полей»
Рисунок 6
3 Внести остаток по кассе в сумме 100 грн.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ: Меню «Журналы» – «Журнал операций» – INSERT, заполняем поля (рис 7) «описать заполнение полей»
Рисунок 7
СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТОВ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ: Меню «Отчеты» – «Кассовая книга»;
«Оборотно-сальдовая ведомость»
«Регламентированные» «Баланс»
Указать период формирования, например 10.01.08 – 10.01.08 или 10.01.08 – 15.01.08 или 1 квартал и т.д. (рис. 8)
.
Рисунок 8
ОБРАБОТКА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
1 На текущий счет получен краткосрочный кредит от банка Аваль на сумму 20000 грн.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ: Меню «Документы» – «Банк» – «Банковская выписка», заполняем поля (рис 9) «описать заполнение полей»
Рисунок 9
2 Принято в кассу с текущего счета для ведения хозяйственной деятельности 10000 грн
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ: Меню «Документы» – «Касса» – «Приходный кассовый ордер», заполняем поля (рис 10) «описать заполнение полей»
Рисунок 10
3 Выдано под отчет финансовому директору Нагайко Е.В. 800 грн.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ: Меню «Документы» – «Касса» – «Расходный кассовый ордер», заполняем поля (рис 11) «описать заполнение полей»
Рисунок 11
4 Принят авансовый отчет от Нагайко Е.В.: суточные – 5 дней, проезд – 150 грн., проживание – 400 грн., мобильная связь – 30 грн.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ: Меню «Документы» – «Прочие» – «Авансовый отчет», заполняем поля (рис 12) «описать заполнение полей»
При заполнении графы «Затрата» необходимо из Справочника «Виды затрат» выбрать «Административные» – «Командировочные», а в графе «Содержание» вручную указать назначение расхода (проезд, проживание и т.д.)
Рисунок 12
5 Начислена заработная плата следующим работникам предприятия:
- Адаменко Д.С. – отпускные 2800 грн.
- Нагайко Е.В. – оклад 1080 грн.
- Македонинко В.А.– оклад 900 грн.
- Груздев П.О. – оклад 600 грн.
- Шелестова Н.Т. оклад 2100 грн
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ: Меню «Документы» – «Зарплата» – «Начисление з/п», заполняем поля (рис 13) «описать заполнение полей»
Кнопкой «Заполнить» в документ вносятся все работники предприятия, оклад проставляется программой автоматически из карточек сотрудников Справочника «Сотрудники».
Кнопкой «Рассчитать» рассчитываются удержания из заработной платы и сумма к выплате.
Меню «Документы» – «Зарплата» – «Выплата з/п», заполняем поля (рис 14) «описать заполнение полей»
При нажатии кнопки «Заполнить» в табличную часть документа переносятся данные из документа «Начисление з/п»
Рисунок 13
Рисунок 14
6 Приобретено у ПП «Кристалл» на условия последующей оплаты с текущего счета предприятия материалы (цена с НДС):
- бумага А4 – 10 пачек по цене 30 грн.;
- бумага А5 – 15 пачек по цене 18 грн.;
- бумага А3 – 20 печек по цене 45 грн.;
- картон белый 40х40 – 25 листов по цене 15 грн.;
- картон цветной 40х40 – 30 листов по цене 48 грн.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ: Меню «Документы» - «Приход» - «Приходная накладная» заполняем поля (рис 15) «описать заполнение полей»
Меню «Журналы» - «Приход»; выделяем приходную накладную; Меню «Действия» - «Ввести на основании» выбираем «Запись книги приобретения» - Ок (рис 16) документ заполнен автоматически
Меню «Журналы» - «Приход»; выделяем приходную накладную; Меню «Действия» - «Ввести на основании» выбираем «Платежное поручение» (рис 17)
Меню «Документы» - «Банк» - «Банковская выписка», нажать кнопку «Заполнить по платежкам» документ будет сформирован автоматически на основании выписанного Платежного поручения (рис 18)
Рисунок 15
Рисунок 16
Рисунок 17
Рисунок 18
7 На производство продукции «Рекламные проспекты» в количестве 1000 шт.отпущено:
- Бумага А3 - 1пачка;
- Краска №1- 1 банка;
- Краска № 5 – 2 банки;
- Краска № 7 – 0,5 банки;
- Клей – 1 банка;
- Разрезание – 150 грн.;
- Зарплата – 500 грн.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ: Меню «Документы» - «Производство» - «Калькуляция» заполняем поля (рис 19) «описать заполнение полей»
Меню «Журналы» - «Производство», помечаем Калькуляцию Первоначальную, Меню «Действия» - «Ввести на основании», выбираем «Калькуляция окончательная», документ формируется автоматически (рис 20).
Рисунок 19
Рисунок 20
8 Покупателю ЧП Строитель реализована готовая продукция «Блок цементный» в количестве 80 шт. Оплата получена на текущий счет.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ: Меню «Документы» - «Расход» - «Расходная накладная» заполняем поля (рис 21) «описать заполнение полей»
Цена и себестоимость в расходной накладной проставляются согласно калькуляции.
Меню «Журналы» - «Журнал операций»; выделить приходную накладную; Меню «Действия» - «Ввести на основании»; выбрать «Налоговая накладная» (рис 22), документ формируется автоматически.
Меню «Документы» - «Банк» - «Банковская выписка» заполняем поля (рис 23) «описать заполнение полей»
При заполнении поля «Заказ» сумма проставляется автоматически согласно расходной накладной.
Рисунок 21
Рисунок 22
Рисунок 23