Аудит системы внутреннего контроля и состояния бухучета НМА

Аудит НМА

(цели проверки и источники информации, проверка операций по приобретению и движению НМА, правильности начисления амортизации, определения балансовой стоимости, документального оформления, обобщение результатов проверки).

Цель аудита НМА заключается в составлении обоснованного мнения о достоверности и полноте информации о них, отраженной в финансовой отчетности проверяемой организации

Задачами аудита НМА являются:

— изучение состава НМА по данным первичных документов и учетных регистров, подтверждение права собственности на них;

— оценка состояния синтетического и аналитического учета НМА;

— подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета НМА;

— проверка своевременного и полного отражения в БУ операций с НМА при соблюдении требований законодательства РФ;

— своевременное проведение инвентаризации НМА, выявление ее результатов и отражение на счетах БУ.

Источники информации включают:

1) нормативные документы по учету НМА (ПБУ 14/07 Учет НМА, НК РФ, ФЗ о БУ,ГК РФ, План счетов, Законы РФ Об авторском праве и смежных правах, Патентный закон, О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров,О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных, Об охране топологии интегральных микросхем, О селекционных достижениях ) ;

2) приказ по учетной политике (порядок учета поступления и выбытия НМА; выбранный метод начисления амортизации; правила проведения инвентаризации и порядок осуществления

контроля за сохранностью и эксплуатацией НМА);

3) финансовую (бухгалтерскую) отчетность предприятия (ББ — показатели о НМА сгруппированы в первом разделе актива баланса; в форме Приложении к ББ — информация о движении НМА, начисленной амортизации за отчетный период; а также в пояснительной записке, прилагаемой к балансу; ОДДС Ф4);

4) бухгалтерские регистры синтетического и аналитического учета НМА (журналы-ордера,

ведомости по счетам 04, 05, 60, 76, 91, 97 и др., Главная книга);

5) первичные документы по оформлению операций с НМА (Договор и первичные документы, подтверждающие передачу НМА; доверенности на получение НМА; акты приемки-передачи объектов НМА; протоколы собраний учредителей; протоколы учредителей о внесении объектов НМА в уставный капитал (простое товарищество) и согласовании их стоимости; карточки учета НМА (форма № НМА-1); инвентарные книги; акты списания НМА; Патент, выданный Роспатентом (НМА создан в организации); Договор и исключительная лицензия (если организация приобрела исключительные права на данный НМА; Акт ввода НМА в эксплуатацию или свидетельство о регистрации права на данный НМА))

Аудит системы внутреннего контроля и состояния бухучета НМА

Для определения объема работ, необходимых для формирования мнения о достоверности отражения информации о НМА, нужно рассмотреть состояние внутреннего контроля бухгалтерской отчетности.

При анализе СВК аудитор обращает внимание на следующее:

- определен ли круг лиц, ответственных за сохранность НМА;

- каким образом организация обеспечивает неразглашение коммерческой тайны;

- создана ли комиссия по приемке НМА;

- проводится ли инвентаризация НМА.

Чтобы сделать вывод об организации бухгалтерского учета, аудитор анализирует учетную политику на момент раскрытия в ней информации:

- о способах оценки НМА, приобретенных не за денежные средства;

- принятых организацией сроках полезного использования НМА (по отдельным группам);

- способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам НМА;

- способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по НМА.

Отсутствие контроля со стороны руководства организации над НМА, а также неудовлетворительная организация системы их БУ повышает аудиторский риск. В таком случае аудитор увеличивает объем выборки

Наши рекомендации