Формы и методы финансового контроля

Успешная реализация контрольных мероприятий зависит от того, насколько они соответствуют сложившейся экономической ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля. Существуют различные формы финансового контроля, которые можно классифицировать по разным признакам: в зависимости от времени проведения, субъекта (кто осуществляет контроль) и т.п.

Финансовый контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости от периода проведения он классифицируется следующим образом:

  • предварительный контроль проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;
  • текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов;
  • последующий контроль – это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.

Субъекты контроля могут быть различными. В их число входят: органы государственной власти и управления (президент, правительство, парламентом, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы); контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств; финансово-экономические службы предприятий и организаций; аудиторские фирмы; неправительственные организации; а также граждане страны как налогоплательщики. Соответственно можно выделить различные виды финансового контроля:

· государственный;

· ведомственный;

· внутрихозяйственный;

· независимый

Становление гражданского общества связано с усилением общественного контроля за формированием и использованием государственных средств.

Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся:

а) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;

б) обследование. Основано на личном ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;

в) экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;

г) ревизия. Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.

В зависимости от того, насколько широко ревизии охватывает деятельность проверяемого объекта, можно выделить следующие их виды:

  • комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области;
  • тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.

ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием у хозяйствующих субъектов и государства денежных доходов и накоплений (см. Финансовые ресурсы), образованием и использованием денежных фондов целевого назначения. Финансовые отношения как часть производственных отношений общества составляют его экономический базис. Финансовые отношений развивались по мере развития общества, пройдя длительную эволюцию. Современное разнообразие видов и форм их проявления и использования обусловлено усложнением хозяйственных связей, усилением роли государства в регулировании экономических и социальных процессов. Будучи тесно связанными с другими видами денежных отношений (кредитными, ценовыми и т.п.), финансовые отношения совершенствовались вместе с ними. Современные задачи развития финансовых отношений в РФ вытекают из необходимости упрочения рыночных основ хозяйствования, укрепления демократических начал в управлении, дальнейшего усиления роли государства в управлении социально и экономическими процессами, расширения экономической и финансовой самостоятельности регионов и муниципальных образований. Финансовые отношения возникают в подразделениях обществ, производства, во всех его секторах, на всех этапах стоимостного распределения. Они опосредуют связи между: государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами - с другой (по поводу платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды и финансирования из них); государством и его кредиторами на внутренних и внешних финансовых рынках; органами государственного управления и самоуправления по оказанию друг другу финансовой помощи; хозяйствующими субъектами по поводу уплаты штрафов, пени, неустоек, обусловленными нарушениями платежной, договорной и финансовой дисциплины; предприятиями (организациями) и их работниками по поводу оплаты труда и материального стимулирования и т.д. Многообразию финансовых отношений содействует и государство, которое разрабатывает различные формы их использования (например, вводит или отменяет конкретные виды платежей и т.д.). Формы финансовых отношений устанавливаются государством в соответствии с общими задачами развития страны, особенностями исторического этапа и т.д. Финансовые отношения представляют собой неотъемлемую часть объективно обусловл. рыночных отношений и важный инструмент реализации финансовой политики государства. Наряду с разнообразием финансовых отношений присущи некоторые общие черты, позволяющие объединить их в относительно обособленные группы в зависимости оттого, участвуют ли финансовые отношения непосредственно в общественном воспроизводстве, обеспечивают ли страховую его защиту или осуществляют государственное регулирование социальных и экономических процессов. Такие группы включают финансовые отношения в сферах: функционирования хозяйствующих субъектов; страхования; государственного и муниципального управления. Совокупность финансовых отношений составляет финансовую систему страны. отчетные или расчетные данные, характеризующие различные стороны деятельности предприятия, связанные с образованием и использованием его денежных фондов и накоплений.

Финансовыми отношениями являются денежные отношения хозяйствующего субъекта с:

- другими хозяйствующими субъектами в процессе формирования и распределения выручки. Речь идет об отношениях по поставке сырья и сбыту продукции, уплате и взысканию штрафных санкций, выплате арендной платы, оплате фрэнчайзинга и т.п.;

- хозяйствующими субъектами при выпуске и распространении ценных бумаг, при взаимном кредитовании и долевом участии в совместной деятельности и т.п.;

- работниками данного хозяйствующего субъекта в процессе использования прибыли, при выпуске акций, распространяемых среди членов трудового коллектива, выплате дивидендов по этим акциям, выплате паевых долей, выплате заработной платы и т.п.;

- его структурными подразделениями, работающими на внутрихозяйственном подряде по арендным и другим платежам;

- его дочерними предприятиями;

- налоговой службой при внесении налогов и других платежей;

- банковской системой при получении и погашении кредитов, залоге имущества, факторинге, покупке и продаже валюты и ценных бумаг, при депозитных вкладах и т.п.;

- страховыми компаниями (обществами) по всем видам страхования;

- органами государственного управления (фондом госимущества, таможней, МВЭС, МИД и др.) по различного рода платежам (визовый сбор, таможенные пошлины и сборы и т.п.) и при приватизации объектов;

- финансовыми и финансово-кредитными хозяйствующими субъектами при осуществлении трастовых, залоговых и трансфертных операций, хеджирования, лизинга, селенга и т.п.

  1. Финансовая политика – это совокупность методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов.

Финансовая политика – это совокупность гос. мероприятий направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

Виды:

· Классическая – невмешательство государства в экономику, свободная конкуренция, регулирование за счёт рыночного механизма;

· Регулирующая – необходимость вмешательства государства в связи с циклическим развитием экономики. Основной инструмент – гос. расходы.

· Планово-директивная финансовая политика.

  1. Финансовый механизм – представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений, которые выражаются в организации, планирование и стимулировании финансовых ресурсов.

Задачи:

  • Стабильность кругооборота фин. Ресурсов;
  • Обеспечение перераспределения фин. Ресурсов и уменьшение финансовых потерь.

Структура:

· Система управленческого воздействия, которая выделяет финансовые рычаги, финансовые методы;

· Система обеспечения управления: правовое, информационное, нормативное.

Финансовый механизм делится на:

  • Фин. Мех. организации;
  • Страховой мех.;
  • Мех. функционирования гос. органов;
  • Кредитная политика.

17. Финансовые риски

  • Систематические (инфляционный, валютный, социально-экономический);
  • Несистематические (снижение ликвидности, платёжеспособности, ухудшения финансовой устойчивости).

Финансовые риски – это коммерческие риски, которые делятся на системные и несистемные.

К системным относится группа рисков характеризирующих уровень риска в экономической системе в целом. Системные риски носят объективный характер.

Несистемные – субъективные риски, менеджмент выбирает принять этот риск или отклонить.

Меры по устранению рисков:

  • Определить набор информации;
  • Сценарный подход;
  • Дерево решений;
  • Разработка мероприятий;
  • Анализ.

Методы управления рисками:

  • Диверсификация;
  • Лимитируемый (лимит объёмов продаж);
  • Страхование.

Финансовые методы (инвестирование, налогообложение, система расчётов, кредитование, самофинансирование, лизинг и т. д.)

Финансовые рычаги (ставка ссудного %, дивидендная политика, ставки налогов и т. д.)

Методы и инструменты государственного воздействия на экономику

По характеру используемых средств разграничивают прямое и косвенное воздействие государства на экономику.

Метод прямого воздействия иногда называют административным. В качестве инструментов такого воздействия прежде всего следует назвать законодательные и нормативные акты. В рыночной экономике, как и в любой иной экономической системе, государство выступает как экономический субъект, обладающий правом и возможностью осуществлять принуждение по отношению к остальным субъектам экономики – домохозяйствам и фирмам. Кроме прямого принуждения государство с целью воздействия на экономических субъектов может использовать запреты, разрешения, регламенты.

Метод косвенного воздействия государства иначе называют экономическим. Его суть состоит в том, что государство для достижения желаемых целей воздействует на интересы субъектов рыночной экономики, стимулируя у них те или иные действия. В этом случае не нарушается действие рыночного механизма, так как полностью сохраняется за участниками рынка свобода выбора в принятии экономических решений. Например, если государство пойдет на снижение налогов, это послужит хорошим стимулом для расширения инвестиций в экономику без какого-либо принуждения со стороны государства.

Разделение используемых государством методов вмешательства в экономику на прямые и косвенные весьма условно. В реальной действительности второй метод практически невозможен без использования в той или иной мере первого. В частности, любые меры косвенного воздействия должны иметь под собой правовую базу. В только что приведенном примере с налогами следует отметить, что новые налоговые ставки будут государством узаконены и станут принудительными нормативами. Обычно для реализации той или иной задачи государство использует комплекс инструментов, сочетая прямой и косвенный метод воздействия.

По совокупности используемых экономических инструментов и сфере их применения в государственной деятельности выделяют следующие направления:

1. бюджетно-налоговая (фискальная) политика;

2. денежно-кредитная (монетарная) политика;

3. социальная политика;

4. внешнеэкономическая политика.

  1. Цели и задачи финансового механизма:

Основными задачами являются:

  • Обеспечение стабильности кругооборота финансовых ресурсов;
  • Обеспечение перераспределения финансовых ресурсов и уменьшение риска финансовых потерь.

Цель – обеспечение благоприятных условий для экономического развития. Обеспечение сбалансированного развития всех отраслей экономики.

  1. Финансовые рынки:

Финансовый рынок – это рынок, на котором осуществляется рыночное перераспределение свободных денежных капиталов и сбережений между различными субъектами экономики путём совершения сделок с финансовыми активами.

Включает в себя:

· Денежный рынок – это рынок краткосрочных операций (не более 1 года), на котором происходит перераспределение ликвидности, то есть свободной денежной наличности, на нём совершаются сделки с активами в ликвидной форм, которые могут быть использованы как средство платежа для погашения разнообразных обязательств (рынок межбанковского кредитования);

· Рынок ценного капитала – это рынок, на котором происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые активы.

Основная функция денежного рынка – регулирование ликвидности.

Функции рынка капиталов:

  • Формирование и перераспределение капиталов экономических агентов;
  • Осуществление корпоративного контроля посредствам движения цен на акции, что в свою очередь отражает рыночную стоимость предприятия.
  • Инвестирование капиталов на развитие и проведение спекулятивных операций, которые представляют собой инструмент достижения финансовой сбалансированности рынка.

4 сегмента финансовых рынков:

    1. Валютный – сделки по купле, продаже валюты в наличной и безналичной форме. В России валютные операции регламентируются федеральным законом о валютном регулировании и контроле.
    2. Рынок ценных бумаг – на нём заключаются сделки между эмитентами ценных бумаг и инвесторами, как правило, при содействии посредников.
    3. Рынок золота – торговля золотом, драгоценными металлами и камнями.
    4. Кредитный рынок – определяется цена кредитных денег.

21. Страховая система РФ

Страхование – это экономические отношения по защите имущественных и иных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных средств формируемых из уплаченных страховых взносов.

Среди основных форм страховых фондов выделяют:

  • Государственные (пенсионный, медиц., соц. Страх.) – создаются на различных уровнях бюджетной системы для возмещения потерь связанных с форс-мажорными обстоятельствами.
  • Фонды страховых организаций – формируются на уровне страховой организации за счёт страховых взносов участников предназначенных для осуществления страховых выплат.
  • Фонды самострахования – в целом формируются на добровольной основе на предприятиях и в домашнем хозяйстве.

Основные черты страхования:

  • Вероятностный характер отношения;
  • Возвратность средств при условии наступления страхового случая;
  • Целевое использование страхового фонда;
  • Выражение ущерба в денежной и натуральной форме;
  • Самоокупаемость страховой деятельности;
  • Замкнутый характер перераспределения отношений.

Формы:

· Обязательное;

· Добровольное.

5 основных отраслей:

· Личное;

· Имущественное;

· Ответственности;

· Экономических рисков;

Социальное.

22. Функции страхования:

Выделяют следующие функции страхования, выражающие общественное назначение этой категории:

1. Рисковая функция, которая состоит в обеспечении страховой защитой от различного рода рисков – случайных событий, ведущих к потерям. В рамках действия этой функции происходит перераспределение денежных ресурсов между всеми участниками страхования. Данная функция отражает основное назначение страхования – защиту от рисков.

2. Инвестиционная функция, которая состоит в том, что за счет временно свободных средств страховых фондов (страховых резервов) происходит финансирование экономики. Вследствие того, что страховые компании накапливают у себя большие суммы денежных средств, которые предназначены на возмещение ущерба, но до тех пор, пока на наступил страховой случай, они могут быть временно инвестированы в различные ценные бумаги, недвижимость и по другим направлениям. Объем инвестиций страховых компаний в мире составляет около 19 трлн. долларов США.

3. Предупредительная функция страхования состоит в том, что за счет части средств страхового фонда финансируются мероприятия по уменьшению страхового риска. Например, за счет части средств, собранных при страховании от огня, финансируются противопожарные мероприятия, а также мероприятия, направленные на уменьшение возможного ущерба от пожара.

4. Сберегательная функция. В страховании жизни категория страхования в наибольшей мере сближается с категорией кредита, так как происходит накопление по договорам страхованияопределенных страховых сумм. Сбережение денежных сумм, например с помощью страхования на дожитие, связано с потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка. Тем самым страхование может иметь и сберегательную функцию.

5. Контрольная функция страхования заключена в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда. Данная функция вытекает из указанных выше и проявляется одновременно с ними в конкретных страховых отношениях, в условиях страхования. В соответствии с контрольной функцией на основании законодательных и инструктивных документов осуществляется финансовый страховой контроль за правильным проведением страховых операций.

  1. Виды страхования:

В качестве видов личного страхования граждан могут быть названы:

- смешанное страхование жизни;

- страхование детей;

- страхование от несчастных случаев;

- страхование на случай смерти и утраты трудоспособности;

- страхование дополнительной пенсии;

- медицинское страхование;

- другие виды личного страхования.

Видами страхования ответственности являются:

- страхование автогражданской ответственности (владельца автотранспортных средств);

- страхование ответственности работодателя на случай причинения вреда здоровью работника;

- страхование персональной ответственности перед третьими лицами из-за небрежности страхователя или членов его семьи;

- страхование ответственности производителя товара (посредника или продавца) перед потребителями и другими за вред, болезнь или убыток (ущерб), возникающие в результате поставки товара;

- страхование ответственности судовладельцев;

- страхование профессиональной ответственности (например, адвоката, нотариуса, врача и других специалистов);

- другие виды страхования ответственности.

Видами имущественного страхования, например, являются:

- страхование имущества от огня;

- страхование имущества от бури;

- страхование грузов;

- страхование от убытков вследствие остановки производства;

- страхование отдельных видов транспортных средств;

- многие другие виды имущественного страхования.

  1. Виды тарифных ставок страхования:

· Брутто ставки – это ставка, по которой заключается договор страхования, она отражает все расходы по страхованию риска, включает прибыль страховой компании и состоит из двух частей: нетто ставки и нагрузки.

· Нетто ставка – выражает цену страхового риска. В основе расчёта нетто ставки по любому виду страхования лежит вероятность наступления страхового случая.

·

25. Государственные финансы

являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Они представляют собой единый комплекс финансовых операций к органам гос. управления с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежные расходы.

Основным финансовым фондом страны является гос. бюджет, доходная часть бюджета определяется налоговыми поступлениями в размере до 98%.

Наряду с государственными бюджетами существенную роль играют внебюджетные фонды. (соцстрах и пенсионное).

26. Финансы внебюджетных государственных фондов:

Государственные внебюджетные фонды – это государственные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, управляемые органами государственной власти Российской федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

· Социальное обеспечение по возрасту;

· Социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потерь кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;

· Социальное обеспечение в случае безработицы;

· Охрану здоровья и получения бесплатной медицинской помощи.

Спецификой бюджетных фондов является чёткое закрепление их доходных источников и, как правило, строго целевое использование средств.

Состав:

· Пенсионный фонд;

· Фонд социального страхования;

· Федеральный и территориальные фонды ОМС РФ.

  1. Финансы субъектов хозяйствования – доходная часть формируется за счёт доходов от всех видов деятельности.

Финансы субъектов хозяйствования – это относительно самостоятельная сфера системы финансов государства охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов денежных фондов в процессе кругооборота их средств.

Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов, которые в последующем по различным каналам перераспределяются в народно-хозяйственном комплексе и служат основным источником экономического роста.

Доходы делятся на первичные и вторичные.

Первичные доходы у предприятий у предприятий образуются в форме прибыли, остающейся в их распоряжении, и амортизационных отчислений (чистый денежный поток).

Вторичные – получаемые после перераспределения первичных доходов.

  1. Финансы домашних хозяйств

В экономической системе домашние хозяйства играют следующие роли:

1. выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, производимых фирмами;

2. предоставляют тем же самым фирмам факторы производства;

3. сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, приобретая реальные и финансовые активы.

Финансы домашних хозяйств выступают одним из элементов финансовой системы. Они представляют собой экономическую категорию, характеризующую формирование и использование семейных бюджетов. Домашнее хозяйство — группа людей, живущих в одном жилище, объединяющих весь свой доход или его часть и богатство, совместно потребляющих продукты и услуги определенных видов, главным образом, продукты питания и жилищные услуги. Богатство государства определяется уровнем благосостояния основной массы населения и прирастает за счет сбережений в секторе домашних хозяйств. Такой прирост является свидетельством стабильности и роста реального сектора экономики.

Финансы граждан объективно необходимы как инструмент разрешения противоречий между возможностью получения доходов в различные периоды жизни гражданина, случайным характером экономических результатов в период активной деятельности и потребностью в создании семьи, воспитании детей, в обеспечении стабильности, в улучшении социального положения.

Финансы домашнего хозяйства - это совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных средств, создаваемых в результате индивидуальной трудовой деятельности

Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества. В отличие от финансов коммерческих предприятий и организаций, имеющих решающие значение в создании, первичном распределении и использовании стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода, финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.

Функции:

  • распределительная функция (между участниками домашнего хозяйства);
  • контрольная функция;
  • регулирующая (поддерживает сбалансированное развитие д.х. как единого целого)
  1. Бюджетная система РФ

Бюджетная система РФ – это совокупность всех бюджетов действующих на территории страны.

Бюджетная система состоит их трёх уровней:

  1. Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. Бюджеты субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. Местные бюджеты.

Помимо выше перечисленных существует консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

  1. Государственный бюджет

представляет собой основной финансовый план государства на текущий год имеющий силы закона.

Государственный бюджет – это ведущее звено финансовой системы, он объединяет основные финансовые категории: налоги, гос кредит, гос. расходы. Через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

· Фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности).

· Функция экономического регулирования - это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики.

· Социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

· Контрольная функция позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его потребностей. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

· перераспределение ВВП;

· государственное регулирование и стимулирование экономики;

· финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

· контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

· Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней распределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения, а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

31. Принципы бюджетной системы РФ

Наши рекомендации