Порядок защиты работы, критерии оценки

ФЕДЕРАЛЬНОЕ государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

Институт транспорта

Кафедра сервис автомобилей и технологических машин

ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ СЕРВИСА

Методические указания

по выполнению курсовых работ по дисциплине «Основы маркетинга в сфере сервиса» для студентов специальности 190603.65 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (нефтепродуктообеспечение и газоснабжение)» очной формы обучения

Тюмень,

ТюмГНГУ

Утверждено редакционно-издательским советом

Тюменского государственного нефтегазового университета

Составители: к.т.н., доцент Ишкина Е.Г.

© Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2012г.

Содержание

1. Общие сведения
2. Цель работы
3. Содержание работы
4. Порядок выполнения работы
5. Структура Бизнес-плана
6. Порядок оформления работы
7. Порядок защиты работы, критерии оценки
8. Список рекомендуемой литературы
8.1. Основная
8.2. Дополнительная
Приложение

Общие сведения

Бизнес-план постепенно входит в практику российского предпринимательства, в том числе на автомобильном транспорте, как инструмент стратегического планирования и необходимый документ для ведения деловых переговоров с инвесторами, кредиторами, а также как информация для государственных органов управления (министерств, комитетов и т.п.).

Целями и задачами бизнес-плана являются:

- определение стратегии развития автотранспортного (сервисного, транспортно-экспедиционного) предприятия в условиях конкуренции, разработка руководства для исполнения и контроля стратегических направлений деятельности;

- обоснование предполагаемого развития автотранспортного бизнеса (перевозок, услуг, инфраструктуры и т.п.) и оценки результатов этого развития за определенный период времени;

- использование его как средства для получения необходимых инвестиций, как инструмента финансирования сервисного автотранспортного бизнеса;

- применение его как инструмента внутрипроизводственного (внутрифирменного) планирования и управления; в этом плане бизнес-план следует рассматривать как постоянно обновляемый документ, делающий сервисное, автотранспортное (транспортно-экспедиционное) предприятие восприимчивым к разного рода нововведениям (технологическим, техническим, организационным, информационным, экономическим и др.)

- использование его как рекламы деятельности сервисного, автотранспортного (транспортно-экспедиционного) предприятия как создания деловой репутации предприятия;

- использование его как инструмента самообучения для работников предприятия всех уровней.

Бизнес-план финансового оздоровления сервисных, автотранспортных (транспортно-экспедиционных) предприятий составляется для неплатежеспособных предприятий в обязательном порядке.

При этом он служит:

- для выработки стратегии выживания предприятия;

- для проведения реорганизационных процедур;

- для организации управления предприятием в условиях кризиса или предкризисной обстановки;

- для обоснования необходимости представления предприятию государственной поддержки.

Бизнес-план может разрабатываться как в целом по предприятию, так и по отдельным направлениям деятельности предприятия: перевозкам, услугам, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, терминальным системам и т.п. Во втором случае бизнес-план должен ориентироваться на нововведения, которые следует реализовать в этих направлениях деятельности.

Настоящее пособие призвано оказать помощь в разработке и составлении бизнес-планов сервисных, автотранспортных и транспортно-экспедиционных предприятий разных форм собственности.

Цель работы

Формирование у студентов знаний и навыков анализа рыночной ситуации и с учетом её составления бизнес-плана.

Содержание работы

На основе общих сведений и опыта полученного при прохождении практик и в соответствии со структурой предложенной структурой необходимо разработать бизнес-план на внедрение нововведения на существующие предприятие.

Результат разработки бизнес-плана, со всеми расчетами необходимо оформить в программе Word в соответствии с требованиями к оформлению печатных работ и защитить его. Основные этапы маркетингового раздела работы представляются в графическом исполнении на листе формата А1.

Порядок выполнения работы

Необходимо определить предприятие, на которое предлагается нововведение. Далее в соответствии с предложенной структурой описать все этапы внедрения предлагаемой идеи.

Структура Бизнес-плана

Первые два раздела бизнес-плана – «Краткое резюме» и «Основная идея проекта» являются вступительными и, если взять их отдельно, могут выполнять роль краткого инвестиционного предложения, которые можно рассылать своим партнерам и инвесторам на предварительной стадии переговоров.

5.1.Раздел «Краткое резюме» составляется в последнюю очередь и содержит сжатое изложение сути проекта и характеристику важнейших показателей.

Примерный перечень вопросов для отражения в Кратком резюме:

1) Цель проекта?

2) Производством и реализацией каких услуг будет заниматься Ваше предприятия?

3) Какова сумма всех затрат на реализацию проекта?

4) Какова организационно-правовая форма предприятия?

5) Количество привлеченных работников?

6) Объем финансирования? Источники финансирования?

7) Основные показатели проекта: общая прибыль (доход) за период, величина денежных средств в конце первого года работы, рентабельность.

*Добавим, что это, пожалуй, самая важная часть бизнес-плана, так как потенциальные инвесторы и партнеры читают её в первую очередь. Именно Краткое резюме, если оно написано правильно, дает возможность быстро понять суть создаваемого предприятия, а заинтересовавшись, перейти к более подробному изучению других разделов Вашего бизнес-плана.

Объем резюме для любого проекта не должен быть больше 1 страницы.

2. Раздел «Основная идея проекта» должен в доступной и сжатой форме объяснить, на чем основана реальная возможность создания нового предприятия.

Примерный перечень вопросов для отражения в разделе «Основная идея проекта»:

1) В чем состоит основная цель проекта (бизнес-идеи)?

2) Какие конкретные задачи надо решить для достижения этой цели? (Поиск предприятия в которое можно внедрить услугу, поиск источников финансирования, проектирование, закупка оборудования и т.д.)

*Предоставьте информацию о предприятии (место расположение ,название, схема проезда и т.д)

3) Какие проблемы будут препятствовать успешному решению задач на Вашем предприятии? Как эти проблемы можно преодолеть? ( конкуренция, рынок сбыта, недостаток финансовых средств и т.д)

4) Какие конкретные действия и в какие сроки Вы намерены предпринять для достижения цели проекта? (от оформления документов до набора персонала)

5) Какими аргументами Вы можете подтвердить Вашу уверенность в успехе проекта?

5.3.Раздел «Маркетинга»

3.1 Виды товаров и услуг

В этой части бизнес-плана описываются товары и услуги, которые Вы хотите предложить будущим покупателям. Необходимо определить для себя и представить в бизнес-плане те преимущества своей продукции, которые отвечают желаниям и потребностям покупателей, но не удовлетворяются аналогичным товаром конкурентов.

То есть, основная цель этого раздела - доказать, что Ваши товары (услуги) имеют ценность для покупателей и будут пользоваться спросом.

За основу можно взять следующий перечень вопросов:

1.Какую именно услугу Вы предложите покупателям? (ассортимент)

2.Какие потребности будет удовлетворять данная услуга?

3.Имеете ли Вы уже опыт производства и реализации этой продукции?

4.В каких сферах ее можно использовать? ( АЗС, СТО)

5.В чем состоит преимущество Вашего предприятия с точки зрения потециального покупателя? ( режим работы, место расположение и т.д)

6.Почему покупатели отдадут предпочтения именно услугам Вашего предприятия? (Акции , скидки, качество услуг и т.д)

7.Какие недостатки может иметь Ваша услуга, и как Вы будете пытатся их преодолевать? ( ограниченная мощность, очередь, реклама )

8. Как Ваши товары или услуги будут доходить до потребителя? (СМИ, « из уст в уста»)

3.2 Рынок сбыта

Цель данного раздела - показать, что Вы сможете продать свой товар. Для этого требуется изучить рынок сбыта и выявить своих потенциальных клиентов, а также спрогнозировать их спрос на Ваши товары при Ваших ценах.

Перечень вопросов:

1.Где (в каком районе?) живут Ваши будущие покупатели?

2.Кто будущий покупатель Ваших товаров? (возраст, пол, социальное полжение, род занятий, уровень доходов и т.д.)

3.Какими соображениями Вы руководствовались при выборе той или иной группы покупателей (рыночного сегмента), которых заинтересует Ваш товар? (возраст , доход и т.д.)

4.По какой цене сейчас покупают аналогичный товар? ( укажите цены конкурентов)

5.Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)? (влияние времен года или другие факторы)

3.3. Конкуренция

В данном разделе необходимо описать своих потенциальных конкурентов и показать, в чем состоят их слабые и сильные стороны.

1.Какие из фирмы являются вашими прямыми конкурентами? (укажите место расположение по отношению к вашему предприятию, название и т.д.)

2.Кто из них производит аналогичные Вашим, услуги?

3. Предоставить примерную таблицу.

Конкуренты Характеристика
Сильные стороны Слабые стороны
1.      
2.      
3.    
Наше предприятие    

4.Каков уровень цен на услуги Ваших конкурентов?

Заполнить примерную таблицу.

Наименование услуг Цены
Конкурент 1 Конкурент 2 Конкурент 3
     
     
     

5.Каким образом конкуренты находят своих покупателей - реклама, каналы сбыта, другие формы продвижения?

6.Какая из фирм - конкурентов расположена по соседству? (непосредственный конкурент)

7.Как развивается бизнес у Ваших конкурентов? В чем причины происходящих изменений : наращивания или снижения объемов, расширения или сужения ассортимента, роста или сокращения персонала?

8.Какие Ваши услуги будут иметь конкурентные преимущества перед другими производителями аналогичных услуг?

*Необходимо иметь в виду, что тщательный анализ Ваших конкурентов поможет Вам избежать их промахов и использовать в своей работе их удачный опыт.

3.4 Прогноз продаж

Изучив рынок сбыта, попробуйте составить прогноз объема продаж своего товара на первый год работы. Прогноз должен быть составлен с помесячной разбивкой. При этом необходимо учитывать фактор сезонности (если таковой имеется), Вашу долю на рынке с учетом конкуренции, Ваши производственные возможности и другие факторы, которые могут иметь существенное значение.

Прогноз продаж следует составить для трех сценариев (пессимистического, оптимистического и реалистического), поместив его в таблицу:

Форма представления информации о прогнозе продаж

Период (месяц) Количество
Оптимистический прогноз. Реалистический прогноз .
Январь    
   
Декабрь    

3.5 План маркетинга

План маркетинга, или план продвижения товаров (услуг) должен дать описание программы Ваших действий по доведению товаров (услуг) до покупателей и рассчитать, сколько для этого потребуется денег.

В данном разделе Вы должны определить:

1.Как покупатели узнают о Вашей продукции?

2.Сколько денег Вы предполагаете выделить на рекламу?

3.Как Вы будете продавать свой товар?

Форма предоставления

Показатель   Характеристики  
Предоставляемые услуги  
Цены  
Каналы сбыта  
Продвижение и реклама  
     

Установление уровня цен

Цена товара может определяться исходя из следующих условий:

•Цены конкурентов на аналогичный товар или товары - заменители

•Цены, определяемые спросом на данный товар

•Себестоимость продукции + целевая прибыль

•Уникальные качества товара

План сбыта

В данном разделе нужно описать, как Вы намерены продавать товары и услуги (какие методы их реализации Вы будет использовать): самостоятельно или через посредников, оптом или в розницу, по предварительным заказам по телефону или иным способом.

Ваша задача сводится к тому, чтобы облегчить клиенту процесс совершения у Вас покупки, сделать Ваш товар для него доступным.

План рекламных мероприятий

В этом разделе необходимо описать, как Вы собираетесь доводить информацию о Ваших товарах (услугах) до клиентов.

Форма предоставления информации о рекламе

Вид рекламы Стоимость
Установка вывески-указателя  
Реклама на радио    
Реклама на телевидении  
Итого :

*Также для увеличения количества клиентов и повышения эффективности рекламных мероприятий необходимо создать «Рекламный Девиз»(слоган).

В графической части предоставляется макет рекламного щита.

5.4. Раздел «Описание производственных мощностей»

Главная задача этого подраздела - доказать, что Ваше предприятие будет в состоянии производить необходимое количество товаров (оказывать услуги) в нужные сроки и с требуемым качеством.

Форма предоставления информации по производственным мощностям

Наименование производственных мощностей   Существующее состояние (имеется, отсутствует)   Доп.потребности и мероприятия по их удовлетворению ( закупка, приобритение, строительство и т.п.)
Помещение    
Оборудование    
Сырье    
Энергоносители    

*В пункте «Помещения» приводится информация о производственных помещениях, их месторасположении и характеристике, а также даются предварительные сведения об условиях аренды.

*В графе «Оборудование» необходимо показать Ваши потребности в оборудовании в денежном выражении, рассказать о планах его получения. Аналогичным образом заполняются и остальные строки.

При этом Вам будет необходимо ответить на следующие вопросы:

1.Насколько правильно выбрано месторасположение предприятия, исходя из близости к клиентам, поставщикам сырья, доступности рабочей силы, транспорта?

2.Какие потребуются производственные мощности: помещение, оборудование, сырье, энергоносители?

5.5.Раздел «Капитальные затраты»

Форма предоставления информации по капитальным затратам

Наименование производственных мощностей. Существующее состояние производственных мощностей (имеется, отсутствует) Дополнительные потребности и мероприятия по их удовлетворению (строительство, приобритение) Ориентировочная цена ( указать кол-во, ед.изм, цена)
Помещение.      
Оборудование:        
Энергоносители      
Сырье      
Итого:

5.1 Амортизация основных производственных фондов ( способ начисления, размер)

5.2 Затраты на сырье и материалы

Цель подраздела - обосновать материальные затраты на оказываемые услуги

5.3 Персонал и расходы на оплату труда

В данном разделе необходимо обосновать потребность в персонале для Вашего предприятия. Определитесь, нужно ли Вам нанимать сотрудников, если да, то опишите:

•Какова потребность в сотрудниках в настоящее время?

•В каком профессиональном практическом опыте будет нуждаться Ваше предприятие?

•Где можно найти таких людей?

•Каким будет режим работы Вашего предприятия и Ваших сотрудников?

•Какую систему оплаты труда работников Вы предполагаете установить: повременную, сдельную, твердый оклад, их сочетание?

5.4Сводный календарный план реализации проекта.

Форма предоставления информации

Периоды мероприятие Январь Февраль Март Апрель Май Июнь ….. ….. Декабрь
1... +                
  +              

5.6.Раздел «Организационный план»

6.1.Выбор организационно-правовой формы предприятия.

Перечень вопросов:

•Сведения о руководящем составе предприятия, распределение обязанностей и ответственности

•Опыт работы в данной области бизнеса

•Источники профессиональной поддержки

6.2. Опыт в избранной области бизнеса

В данной части бизнес-плана необходимо описать Ваш опыт работы именно в той области, в которой Вы намерены его применить. Причем речь идет и об опыте хозяйственной деятельности, и об опыте работы руководителем. Не забывайте про опыт, которой Вы получили, будучи руководителем или организатором общественных мероприятий.

Предоставьте схему показывающая управленческую структуру Вашего предприятия

6.3. Источники профессиональной поддержки

Любое предприятие, вне зависимости от того, чем оно занимается и каковы его размеры, должно прибегнуть к услугам бухгалтера, юриста, банка, страховой компании и т.д. Лучше заранее навести справки, выбрать лучшее из того, что Вам по средствам, установить контакты и включить себя в число потенциальных клиентов этих организаций.

5.7. Раздел «Экономическая часть»

7.1 Определение источников финансирования

В этом разделе Вам необходимо дать подробные пояснения об источниках финансирования проекта создания Вашего предприятия – государственные субсидии, привлечение личных средств (инвестиций), банковский кредит, лизинг или что-то иное. Условия, касающиеся привлечения источников финансирования, определяются Вами самостоятельно.

Форма предоставления информации о финансировании

Наименование источника Сумма, руб.
1. Государственные субсидии  
2. Личные средства: · Денежные · Активы ( оборудования, запасы ТМЦ, нематериальные активы и т.п.)  
3. Заемные средства (Указать источник)  
4. Кредиты финансовых учреждений (Указать источник)    
5. Иные источники финансирования (Указать источник)  
Итого источников: Итого:

*кредиты требуют расчета

7.2. Налогообложение

В данном разделе бизнес-плана Вы должны выбрать систему налогообложения и правильно рассчитать величину налогов, которые будет платить Ваше предприятие. Их перечень зависит от выбранных Вами, организационно-правовой формы предприятия и системы налогообложения.

7.3. Важнейшие принципы экономического управления

1. Планирование.

2.Организация.

3.Мотивация.

4.Контроль.

7.4. Проект плана финансовых результатов деятельности

Форма предоставления информации

Счет Рублей, в ср. за мес. Процентов, в ср. за мес.
Выручка    
Расходы    
В том числе: – на рекламу      
– на зарплату мойщиков без премий    
– на технические нужды (закупка химикатов, косметических и других расходных материалов, солярки для подогрева воды, запчастей)    
– на коммунальные услуги (вода, канализация, электроэнергия)          
-на утилизацию грязной воды    
Прибыль (без вычета налогов)          

5.8.Раздел « Оценка рисков»

Указать виды рисков с которыми может столкнуться Ваше предприятие ( Имущественный ущерб , инфляция, авария, стихийное бедствие и т.д.)

Указать меры предотвращения рисков ( охрана объекта, сигнализация и т.д.)

Заключение

Графически предоставляется макет рекламы. Заполняется итоговая таблица подтверждающая эффективность проекта

Порядок оформления работы

Курсовая работа по дисциплине «Основы маркетинга в сфере сервиса» оформляется в соответствии с «Методическими указаниями по выполнению письменных работ» [2].

Курсовая работа выполняется на формате А4 в следующей последовательности:

- титульный лист (приложение);

- оглавление;

- разделы;

- список литературы.

Порядок защиты работы, критерии оценки

Защита готовой курсовой работы производится в конце семестра, промежуточные этапы проверяются на текущей аттестации.

Критерии оценки

Виды контрольных испытаний Баллы
Определение направления работы (идея) 0-15
Разработка плана маркетинга 0-25
Разработка остальных разделов работы 0-60

Список рекомендуемой литературы

8.1. Основная

1. Нагапетьянц, Н.А. Маркетинг в отраслях [Текст] / Н.А. Нагапетьянц; - М.: Вузовский учебник, 2007 – 224 с.

2. Соловьев, Б.А. Маркетинг [Текст] / Б.А. Соловьев; Институт экономики и финансов "Синергия". - М.: ИНФРА-М, 2007. – 256 с.

8.2. Дополнительная

3. Синяева, И.М. Маркетинг в малом бизнесе [Текст] / И.М. Синяева; - М.: ЮНИТИ, 2006. - 288 с.

Методические указания

по выполнению курсовых работ по дисциплине «Основы маркетинга в сфере сервиса» для студентов специальности 190603.65 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (нефтепродуктообеспечение и газоснабжение)» очной формы обучения

Составители: Ишкина Е.Г., доцент, к.т.н.

Подписано в печать ____________ Формат 60´90 1/16. Усл. печ. л. _____
Тираж 36 экз. Заказ № _______
   
   

Издательство федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

²Тюменский государственный нефтегазовый университет²

625000, Тюмень, ул. Володарского, 38

Отдел оперативной полиграфии издательства

625039, Тюмень, ул. Киевская, 52

ПРИЛОЖЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Наши рекомендации