Урок 35 формы и виды финансового контроля

Тема 1.6 Государственный и муниципальный финансовый контроль

План:

1.Определение и виды финансового контроля.

2.Объекты и субъекты финансового контроля.

3. Формы финансового контроля по времени проведения

4. Задачи и методы бюджетного контроля.

5.Органы, осуществляющие бюджетный контроль.

Домашнее задание: БК РФ гл. 26; Федеральный Закон от 05.04.2013г. 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

1. Обязательным условием эффективного функционирования экономики, составным элементом управления экономическими процессами и финансовой системой является финансовый контроль. Такое управление влечет за собой ответственность перед обществом.

Контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.

Он является формой реализации контрольной функции финансов и его назначение состоит в содействии финансовой политике государства.

Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансов и вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и

методов его организации.

Финансовый контроль осуществляется с помощью приемов документального и фактического контроля, направленных на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершения хозяйственных операций. В сферу финансового контроля входят все операции, связанные с использованием денег, включая выделение бюджетных средств, соблюдение финансовой дисциплины, сохранение государственной собственности, достоверность

ведения учета и отчетности с целью выявления недостатков и нарушений в деятельности ревизуемого объекта и пресечения фактов бесхозяйственности, расточительности и т.д.

В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль (субъект контроля), различают:

 государственный финансовый контроль, осуществляемый органами государственной власти. Он обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и целевое использование бюджетных ассигнований;

 ведомственный контроль, проводимый контрольно ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций;

 общественный контроль осуществляется неправительственными организациями и учреждениями;

 независимый контроль проводится специализированными аудиторскими фирмами и службами;

 внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами предприятий, организаций и учреждений;

 правовой контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерский экспертизы;

 гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, а также при получении средств из бюджета (заработной платы,

Урок 35 Формы и виды финансового контроля

пенсий, пособий и т.д.).

2. Объектом государственного финансового контроля являются:

 денежные распределительные процессы, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов, включая процедуру исполнения бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;

 организация денежного обращения;

 использование кредитных ресурсов;

 состояние государственного долга РФ и государственных резервов;

 предоставление финансовых льгот и преимуществ.

Субъектами государственного финансового контроля являются:

 Счетная палата РФ;

 Центральный банк РФ;

 Министерство финансов РФ;

 Федеральное казначейство;

 Федеральная налоговая служба;

 Федеральная таможенная служба;

 Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др.

Под функциями по контролю и надзору понимаются:

 осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

 выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

 регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Организация действенного финансового контроля за полнотой формирования и своевременностью поступления государственных доходов, а также за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжения государственной собственностью становится одним из направлений современной российской экономической политики. Либерализация экономики, развитие рыночных отношений не могут и не должны означать отмену строгого государственного финансового контроля за бюджетным процессом и целевым расходованием финансовых ресурсов страны. Напротив, современные социально-экономические условия требуют дальнейшего развития единой системы государственного финансового контроля.

3.Законодательные (представительные) органы власти и органы местного самоуправления осуществляют различные формы финансового контроля, которые по времени проведенияподразделяется на:

 предварительный – проводится в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам;

 текущий – осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов, представительных органов местного самоуправления в ходе рассмотрения слушаний и в связи с депутатскими запросами;

 последующий – проводится в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Значение предварительного финансового контроля состоит в том, что он позволяет предупредить нарушения законодательства. Текущий финансовый контроль способствует изысканию внутрихозяйственных резервов, обеспечивающих рост накоплений. Последующий – взаимосвязан с предварительным финансовым контролем, с его помощью проверяется целесообразность расходования денежных средств за определенный период времени.

Финансовый контроль органов законодательной власти, осуществляют: Федеральное Собрание РФ, Счетная Палата РФ, законодательные органы субъектов федерации и муниципальных образований.

Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти и местного самоуправления, возлагается законодательством на Министерство финансов РФ, Федеральное

Урок 35 Формы и виды финансового контроля

Казначейство, федеральную службу финансово-бюджетного надзора, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, на главных распорядителей и распорядителей

бюджетных средств.

В рамках контроля контрольные органы имеют право на:

 получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

 получение оперативной информации об исполнении бюджета;

 утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;

 вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

4. Бюджетный контроль – составная часть государственного финансового контроля – рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами

по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РФ, субъектов РФ и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в бюджет, улучшении бюджетной дисциплины.

В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля. Его предназначение состоит в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования средств общегосударственного денежного фонда.

Задачи бюджетного контроля:

 обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;

 соблюдение бюджетного и налогового законодательства;

 контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

 проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;

 улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

 выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;

 контроль за функционированием системы межбюджетных отношений;

 проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных организациях;

 контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов и др.

Государственный бюджетный контроль охватывает не только общественный сектор экономики, он, как видно из перечня его задач, распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность при:

 проверке правильности составления налоговых расчетов и деклараций;

 выполнении предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета;

 предоставлении предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, налоговых льгот.

Следовательно, объектом бюджетного контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений.

Успешное выполнение сложных задач бюджетного контроля в различных сферах финансово-экономической жизни общества зависит от соответствующей организации, видов контроля, форм и методов его проведения.

Все виды финансового контроля осуществляются с применением определенных форм и методов их проведения.

Основные методы бюджетного контроля – документальная и камеральная проверки, экономический анализ, ревизия, обследование.

Наиболее распространенная и ведущая форма бюджетного контроля – ревизия. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности

предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета.

Объектами ревизии выступают:

 государственные и территориальные органы власти и управления, их структурные подразделения;

 производственно-коммерческие и акционерные предприятия и организации с государственным участием;

Урок 35 Формы и виды финансового контроля

 предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственную помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов, ссуды;

 общественные неправительственные организации и учреждения;

 внебюджетные социальные фонды;

 предпринимательские структуры и физические лица в части получения адресной финансовой помощи от государства, уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Самые распространенные и прогрессивные методы финансового контроля - комплексные ревизии, включающие всех участников и стороны деятельности ревизуемого предприятия (организации). Ревизии подвергаются финансовая и хозяйственная деятельность предприятия, взаимосвязь между финансово-экономическими показателями, технологией и организацией производства товаров (работ, услуг), с бюджетом и внебюджетными фондами, сохранность и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, состояние бухгалтерского учета, достоверности отчетности, соблюдение финансовой дисциплины и другие вопросы.

На основании акта ревизии, в котором фиксируются все нарушения, принимается решение по их устранению, применению финансовых санкций к нарушителям бюджетно-налогового законодательства.

Наши рекомендации