Учет основных средств и нематериальных активов
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
по МДК 1.«Практические основы бухгалтерского учета имущества организации»
на 2012/2013 учебный год
для студентов - заочников I курса,
обучающихся в финансово-экономическом колледже
по специальности 080114
«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Шадринск 2013 г.
Контрольное задание составлено в соответствии
с рабочей программой профессионального модуля
«Документирование хозяйственных операций и
ведение бухгалтерского учета имущества органи -
зации»для специальности 080114 «Экономика
и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Составитель:
Барашева О.М., Бологова Т.А., Ломако Н.А. - преподаватели Шадринского финансово-экономического колледжа-филиала федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии __учетно – экономических дисциплин ____
Протокол № _5_ от _ «11» ___января___ 2013 г.
Председатель цикловой комиссии _________ (__М.В. Шпилева__)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Согласно учебному плану студенты-заочники, обучающиеся по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), МДК 1.«Практические основы бухгалтерского учета имущества организации» выполняют контрольную работу № 1 на I курсе после изучения дисциплины «Основы бухгалтерского учета».
Контрольная работа составлена в двух вариантах. Вариант работы студенты определяют по начальной букве своей фамилии.
Студенты, фамилии которых начинаются с букв А по М включительно, выполняют работу по заданиям I варианта; с букв Н по Я включительно - по заданиям II варианта. Если студент выполняет задание, не соответствующее начальной букве его фамилии, работа не будет принята к проверке.
Контрольная работа выполняется после тщательного изучения рекомендованной литературы и внимательного ознакомления с методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету в организациях.
Каждый вариант включает в себя один теоретический вопрос, пять практических заданий и контрольный тест. Ответ на теоретический вопрос должен быть дан четко, грамотно, без сокращения слов.
Контрольная работа выполняется в полном объеме, в ученической тетради или с использованием компьютерной техники.
В конце работы необходимо указать перечень литературы, использованной при выполнении работы, дату ее выполнения, подпись.
Рекомендации по составлению корреспонденции счетов по совершенным хозяйственным операциям и их учет
Учет основных средств и нематериальных активов
1. Учет приобретения основных средств и нематериальных активов до
принятия к учету ведется в сумме фактических затрат на счете 08 «Вложения во
внеоборотные активы».
На счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» поступившие основные средства и нематериальные активы отражаются без налога на добавленную стоимость. Поэтому при поступлении основных средств и нематериальных активов, полученных от поставщиков, составляются две корреспонденции счетов:
а) на стоимость основных средств, нематериальных активов:
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
б) на сумму налога на добавленную стоимость:
Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Оплата счетов поставщиков отражается бухгалтерской записью:
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит счетов 51 «Расчетные счета», 55/1 «Специальные счета в банках».
При принятии к учету основных средств и нематериальных активов составляется корреспонденция счетов:
Дебет счетов 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы»
Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
После оплаты счета поставщика и принятия к учету основных средств и нематериальных активов налог на добавленную стоимость принимается к возмещению из бюджета, что отражается корреспонденцией счетов:
Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» / НДС
Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
2. Учет выбытия основных средств и нематериальных активов отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» отражаются поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств и нематериальных активов, а по дебету - расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и нематериальных активов, а также остаточная стоимость выбывающих основных средств и нематериальных активов.
Поэтому при выбытии основных средств и нематериальных активов составляется корреспонденция счетов:
а) на сумму предъявленных покупателям счетов:
Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Кредит счета 91/1 «Прочие доходы и расходы» / «Прочие доходы»;
б) на сумму налога на добавленную стоимость (НДС), начисленного с
операционного дохода:
Дебет счета 91/2 «Прочие доходы и расходы» / «Прочие расходы»; Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» / НДС;
в) на сумму начисленной амортизации до момента выбытия:
Дебет счетов 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов»
Кредит счетов 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы»;
г) на сумму остаточной стоимости выбывающих объектов основных средств,
нематериальных активов:
Дебет счета 91/2 «Прочие доходы и расходы» / «Прочие расходы»
Кредит счетов 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы».
3. Стоимость объектов основных средств и нематериальных активов погашается посредством начисления амортизации.
Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельных счетах - 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов».
Амортизация введенных в эксплуатацию объектов начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем введения в эксплуатацию в размере 1/12 годовой суммы амортизации и прекращает начисляться с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия объектов.
Начисление амортизации отражается записью:
Дебет счетов 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» и др. счета для учета затрат, т.е. где эксплуатируются объекты основных средств и нематериальных активов.
Кредит счетов 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов».