Предмет и метод изучения курса.
Эконом. теория изучает законы общественного производства и распределения материальных благ в обществе на различных этапах его развития, т.е. экономическая теория изучает экономические законы, общие для всего общественного производства для всех отраслей хозяйства страны.
ЭП изучает конкретные формы проявления общих экономических законов в отрасли и использование этих законов и закономерностей в управлении отраслью.
Предметом изучения ЭП является изучение действия и форм проявления в промышленности объективных экономических законов, условий и факторов, обеспечивающих при производстве продукции достижение max результатов при оптимальных затратах живого и овеществлённого труда.
Для правильного отражения объективных процессов, происходящих в экономик общественного производства важное значение имеет методология изучения. Основные этапы методологии: как явление возникло, какие основные этапы проходило, чем явление стало сейчас.
Изучение действия экономических законов в промышленности и отдельных отраслях базируется на основе марксистской диалектики: движение и развитие, взаимодействие и взаимосвязь, с учётом конкретных особенностей каждого периода в развитии общественного производства.
Методы для изучения экономических процессов:
1. комплексного системного анализа;
2. экономико-математические;
3. промышленной статистики;
4. прогнозирования;
5. мат. моделирования;
6. линейного и динамического программирования;
7. аналитические;
8. балансовые;
9. индексные;
10. теории игр ..и т.д.
2. Объект изучения «ЭП». Цели и задачи производственной деятельности предприятия.
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринима-телем или группой предпринимателей для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Приступая к созданию предприятия, предприниматель должен чётко представлять цель или идею создания предприятия. Эта цель должна быть подкреплена системой постоянного получения заказов на свою продукцию (маркетинг). Намечаемый выпуск продукции должен быть обеспечен необходимыми материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Нужно продумать возможность постоянного пополнения своего капитала.
Все эти вопросы и многие другие достаточно подробно рассматриваются в основном документе предприятия – предпринимательском бизнес-плане.
Цели разработки бизнес-плана: спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайший и отдалённый периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Разделы бизнес-плана:
1. возможности фирмы (резюме) – краткое содержание следующих 10 пунктов 6+ программа мероприятий по реализации проекта, сроки реализации и ответственные по каждому разделу;
2. виды товаров (или услуг);
3. рынки сбыта товаров – какой рынок, объём потенциального потребления;
4. конкуренция на рыках сбыта (достоинства и недостатки);
5. план маркетинга – какие вопросы анализировать, чтобы не ошибиться в своих прогнозах, обеспечить сбыт;
6. план производства – объём ОФ, материальных и энергетических ресурсов для изготовления продукции;
7. организационный план – характеристика аппарата управления, планирование потребности численности рабочих по всем категориям, увеличение квалификации (через каждые 5-7 лет), система продвижения по службе;
8. правовое обеспечение деятельности фирмы;
9. оценка риска и страхование;
10. финансовый план – баланс предприятия, отчёты о движении денежных средств, отчёты о прибыли и убытках, операционный план;
11. стратегия финансирования – объём капитальных вложений, инвестиций для развития, эк. эффективность, сроки окупаемости.