Мотивация для созидания общества
Существует два мотива общественного служения. Рассмотрим их.
1. Желание славы.В каждом мужчине есть врожденное желание общественного положения или славы. Этот инстинкт заметен во всех самцах животного мира от льва, медведя и моржа до иерархии птичьего двора. Всегда происходит борьба за первенство.
Самец человека имеет желание достичь и завоевать позицию лидерства и признания. Мы становимся участниками или кричащими болельщиками на турнирах и соревнованиях, на которых борьба идет за величайшие почести. Все виды спорта — это большой бизнес, где все нацелено на победу. Косвенным путем мужчина считает себя победителем, когда побеждает его команда или его человек. Надо ожидать от мужчин того, что они будут направлять свою энергию на такие виды деятельности, которые приносят славу, признание и престиж. Они хотят стоять над другими мужчинами.
Под разумным контролем это явление полезно. Оно дает мужчине импульс, обеспечивая его дополнительным стремлением к успеху. Без него он не тот мужчина, которым мог бы быть. При его отсутствии мужчина не дотягивает до реализации своего потенциала.
С другой стороны, когда это стремление преувеличено и становится самой важной причиной достижений, превосходя более важные факторы, оно превращается в зло и подавляет в мужчине желание творить добро. Подобно стремлению к деньгам, эта тяга пробуждает негативные черты, толкая человека на ложь, обман, воровство и мошенничество. В своем честолюбии он может отталкивать других в сторону. Он может дискредитировать того, кого считает угрозой для себя. Из-за своей ненасытной жажды признания он может с пренебрежением относиться к своей работе и семье. Он становится жертвой зависимости. Хотя его целью и намерением было созидание общества, он разрушает его на своем пути.
2. Желание принести пользу человечеству.Для контраста рассмотрим мужчину, участвующего в строительстве общества ради пользы, которую он может принести другим. Возможно, он разрабатывает методы лечения болезней или передовые идеи, нацеленные на прекращение эрозии и загрязнения окружающей среды, или пишет книгу, которая, как он надеется, будет способствовать реформам. Он может быть человеколюбивым политиком, стремящимся к установлению справедливости, или ученым, посвятившим себя техническому прогрессу с целью экономии времени и облегчения жизни. Многие мужчины стремятся к лидерству в благотворительных обществах, в церкви или в общественных должностях, чтобы помогать другим. Какова бы ни была его работа, его главная цель — помогать другим людям.
Подобная благотворительность несет множество наград. Она движима любовью, состраданием, заботой, самоотверженностью и духом самопожертвования. Его не волнует, кто получит вознаграждение. Если кто-то другой выскажет лучшую идею, чем его собственная, он освободит ему путь, окажет поддержку и будет приветствовать вклад другого человека. Если кто-то обгонит его и раньше достигнет той же самой цели, он будет счастлив, что помощь людям оказана раньше, чем он ожидал. Если другой лучше справляется с работой, он поддерживает этого человека, имеющего больший талант.
Перед нами много вдохновляющих примеров подобного посвящения общим интересам. Мужчины проводили бесчисленные часы, а иногда и всю жизнь, в бескорыстном служении людям, не думая о славе. Часто мужчины работают вместе, чтобы достичь своих целей с наибольшей скоростью и эффективностью. Никому точно не известно, кто из них — автор гениальной идеи. Например, кто изобрел реактивный двигатель? Кто изобрел автоматическую стиральную машину? Кто ответственен за то, что несколько замечательных мужчин независимо друг от друга описали то, как выглядит вращение Земли при наблюдении с Луны? Бесчисленное множество мужчин делились своими идеями. Они не стали с жадностью держать свои идеи в секрете, чтобы заработать почтение людей. Их мотивацией была польза для человечества. Помните: трудно измерить добро, которое способен сотворить человек, не думающий о награде.
Один из отличительных признаков мужчины, имеющего правильную мотивацию, — это то, что он не концентрирует внимание на себе и своей работе. Он не хвастается своими достижениями и не трубит в трубу. Он следует принципам, которым учил Спаситель.
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:1–4).