Роль примера. Воспитание человека

Проблемы

1. Нравственные качества человека

2. Честь и достоинство как высшие ценности человека

3. Конфликт человека и общества

4. Человек и социальная среда

5. Межличностные отношения

6. Страх в жизни человека

П. Утверждающие тезисы

1. Человек всегда должен оставаться человеком.

2. Человека можно убить, но у него нельзя отнять честь.

3. Нужно верить в себя и оставаться самим собой.

4. Характер раба определяет социальная среда, а сильная личность сама влияет на окружающий мир.

ПI. Цитаты

1. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (английский писатель).

2. Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек (Х. Р. Хименес, испанский писатель).

4. Идти вперед и никогда не умирать (У. Теннисон, английский поэт).

5. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (д. Ору­элл, английский писатель).

6. Человека создает его сопротивление среде (М. Горький, рус­ский писатель).

IV. Аргументы

Честь - бесчестие. Верность - предательство

3) Во время катастрофы «Титаника» барон Гуггенхайм усту­пил свое место в шлюпке женщине с ребенком, а сам тщатель­но побрился и с достоинством принял смерть.

.6) Историки сообщают о том, что после отречения царя Николая II от престола некоторые офицеры, присягавшие на верность государю, покончили жизнь самоубийством, поскольку считали бесчестным служить кому-то другому.

7) Выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу Нахимову в самые трудные дни обороны Севастополя прислали известие о высокой награде. Узнав об этом, Нахимов раздраженно ска­зал: «Лучше бы мне прислали ядра и порох для пушек!»

11) Во время покушения на царя Александра 11 взрывом бомбы повредило карету. Кучер умолял государя не выходить из нее и скорее ехать во дворец. Но император не мог бросить истекающих кровью охранников, поэтому вышел из кареты. В это время прогремел второй взрыв, и Александр -2 получил смертельное ранение.

12) Предательство во все времена считалось гнусным по­ступком, позорящим честь человека. Так, например, провока­тору, который выдал полиции членов кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. Достоевс­кий), пообещали в качестве награды устроить его на хорошо оплачиваемую работу. Но, несмотря на усердные хлопоты по­лиции, все петербургские столоначальники отказались от услуг предателя.

19) Парижане во время Второй мировой войны нашли очень действенный способ борьбы с фашистами. Когда вражеский офицер входил в трамвай или в вагон метро, то все дружно выходили. Немцы, видя такой молчаливый протест, понимали, что им противостоит не жалкая кучка несогласных, а целый народ, спаянный ненавистью к захватчикам.

20) Чешскому хоккеисту М. Новы, как лучшему игроку ко­манды, подарили «Тойоту» последней модели. Он попросил выплатить ему стоимость автомобиля и разделил деньги между всеми членами команды.

Роль примера. Воспитание человека

1) Важную воспитательную роль играет пример и в жизни животных. Оказывается, не все кошки ловят мышей, хотя эта реакция считается инстинктивной. Ученые выяснили, что ко­тята, прежде чем начать ловить мышей, должны увидеть, как это делают взрослые кошки. Котята, выращенные вместе с мышами, редко потом становятся их убийцами.

2) Всемирно известный богач Рокфеллер уже в детстве про­являл качества предпринимателя. Купленные мамой конфеты он делил на три части и с наценкой продавал их своим малень­ким сестрам-сладкоежкам.

3) Многие люди склонны во всем винить неблагоприятные условия: семью, друзей, жизненный уклад, правителей. Но ведь именно борьба, преодоление трудностей есть важнейшее усло­вие полноценного духовного формирования. Не случайно в народных сказках подлинная биография героя начинается толь­ко тогда, когда он проходит испытание (сражается с чудови­щем, спасает украденную невесту, добывает волшебный предмет).

4) И. Ньютон учился в школе посредственно. Однажды его обидел одноклассник, который носил звание первого ученика. И Ньютон решил отомстить ему. Он стал учиться так, что звание лучшего досталось ему. Привычка добиваться поставлен­ной цели стала главной чертой великого ученого.

9) На формирование выдающегося русского полководца Александра Суворова огромное влияние оказали два примера: Александр Македонский и Александр Невский. Про них ему рассказывала мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Стремясь подражать этим Александ­рам, хрупкий, болезненный мальчик вырос и стал замечательным военачальником.

13) Науке известно немало случаев, когда ребенок, похищенный волками, медведями или обезьянами, воспитывался: в течение нескольких лет вдали от людей. Затем его ловили и возвращали в человеческое общество. Во всех этих случаях человек, выросший среди животных, становился зверем, утрачивал почти все человеческие признаки. Дети не могли усвоить человеческую речь, ходили на четвереньках, что у них исчезала способность к прямохождению, они едва выучивались держаться на двух ногах, жили дети примерно столько же лет, сколько в среднем живут воспитавшие их звери ...О чем это говорит этот пример? О том, что ребенка нужно ежедневно, ежечасно воспитывать, целенаправленно управлять его развитием. О том, что вне общества человеческий ребенок превращается в животное.

Наши рекомендации