Организация маркетинга на предприятии

Анализ организации маркетинга на предприятии может производиться при комплексном анализе деятельности всего предприятия. В этом случае он является полезным, диагностическим инструментом, а может и преследовать более узкую цель – анализ эффективности данной службы и различных аспектов маркетинговой деятельности.

При анализе структуры служба маркетинга в первую очередь необходимо ответить на следующие вопросы:

  • какое место занимает служба маркетинга в организационной структуре предприятия(подчиненность, форм взаимодействия с другими службами);
  • в чем заключаются ее основные функции, какие направления деятельности охватывает данная служба;
  • какова численность и образовательный уровень сотрудников;
  • какую материальную базу имеет служба;
  • размер и принцип формирования бюджета службы маркетинга.

Структура и функции службы маркетинга зависят от:

  • величины предприятия;
  • номенклатуры продукции;
  • количества рынков, на которых действует предприятие.

На небольших фирмах функции отдела маркетинга, как правило, ограничивается рекламой и сбытом, на крупных используют все функции маркетинга.

Существуют разные количества построения структур данной службы. При всем многообразии принципиальными являются два момента:

  • подчиненность службы;
  • взаимодействие сбыта и оптимальных функций маркетинга.

Западные корпорации используют, как правило, две модели организационных структур с позиций взаимодействия сбыта и маркетинга:

а) сбыт является частью службы маркетинга;

б) имеется две самостоятельные службы под единым началом и схемой взаимодействия.

Проблема места в структуре сбыта объясняется тем, что единственное направление на прямую связанное с производством, кроме того, сбыт имеет место всегда, маркетинг при определенных условиях.

С позиции автора работы наиболее значим факт подчинения маркетинга и сбыта единому центру (руководителю) ибо

параллельное существование приводит к ряду проблем:

  • сокрытие (осознанное или неосознанное) информации;
  • дублирование части работы;
  • нежелание работников сбыта собирать информацию о рынке.

В то же время объединение сбыта с остальными подразделениями службы маркетинга может иметь место давление краткосрочных задач над перспективой. Сбыт – критерии оценки объема продаж, маркетинг – стабильность и увеличение продаж.

Автор обратил внимание, что даже форма должности руководителя коммерческой службы влияет на акценты, так если службу возглавляет коммерческий директор – упор делается на сбыт, если директор по маркетингу – все зависит какая философия у данного руководителя.

Отличие сбытовой концепции от маркетинговой в масштабах предприятия заключается, прежде всего, во взаимодействиях различных служб предприятия (производство, финансы, сбыт, НИОКР и т.п.). Маркетинг увязывает деятельность всех служб общей концепцией маркетинговой деятельности. При сбытовой ориентации – разработка изделий – НИОКР; производство – главный инженер; экономические вопросы – экономисты; отношение с потребителями – отдел сбыта.

Следовательно, маркетинговая деятельность предприятия – это не только создание службы маркетинга, это использование концепции маркетинга – организация маркетинга в масштабах предприятия. Безусловно, это форма (организационная структура) оказывает влияние на само содержание деятельности.

При анализе маркетинговой деятельности предприятия целесообразно обратить внимание на следующие вопросы:

  • полнота охвата основных направлений маркетинга;
  • встроенность маркетинга в систему управления предприятия;

информационное обеспечение службы.

При рассмотрении подходов к основным составляющим маркетинга необходимо выделить следующие вопросы.

Маркетинговые исследования.

Основой любого маркетингового исследования является план. Он представляет непрерывный циклический процесс, цель которого – приведение возможностей предприятия в наилучшее соответствие с возможностями рынка, сформированными в результате целенаправленных действий предприятия, а также в соответствии с теми факторами рынка, которые не поддаются контролю.

Исследование рынка – основа деятельности предприятия в современных условиях составная часть маркетинга.

Главный вопрос кто, как занимается этим вопросом, каковы результаты и как они используются менеджментом предприятия, а так же насколько значимы полученные сведения и способствуют достижению целей.

Маркетинговые исследования сложный и дорогостоящий процесс, поэтому необходимы глубокие знания специалистов с одной стороны, а с другой анализ эффективности выбора методов, сбора информации и затрат на них.

Управление сбытом – главное выявить занимается ли отдел только оформление документов клиентов, что является частью товародвижения, или же организована работа с клиентами, имеются торговые агенты, в обязанности которых входит работа с определенными группами клиентов. Проблема – подготовка и мотивация данной категории специалистов.

Разработка продукции – как правило в этом процессе задействованы разные отделы и службы. Проблема, когда вовлекается и вовлекается ли вообще отдел маркетинга в этот вопрос. При анализе необходимо исследовать какую информацию и как предоставляет отдел маркетинга конструкторской службе, и как организована координация служб и общая концепция разработки товара.

Суть – определение роли маркетинга в данном вопросе.

Ценовая политика – в условиях конкуренции участие маркетинга и сбыта в процессе ценообразования, как и экономистов, обязательно. Для реализации данного вопроса на ряде предприятий создаются комитеты по ценам, на других экономисты подчинены службам маркетинга. В ином случае не участие маркетинга в процессе ценообразования приведет к экономическому подходу, что может сказаться на деятельности предприятия в целом.

Продвижение продукции на рынке – система продвижения товара на рынок включает маркетинговые коммуникации, прямую продажу, организацию торговли. Анализ эффективности маркетинговых коммуникаций зачастую оценить бывает сложно, ибо они имеют временный характер вместе с тем необходимо анализировать соответствие целей и программ рекламных компаний, PR, SP планам маркетинга, соотносить затраты с результатами, анализировать посредством исследований влияние маркетинговых коммуникаций на увеличение объемов продаж.

Особое значение имеет вопрос использования маркетинговой информации менеджментом предприятия. Важно иметь ответы на вопросы:

  1. Кому конкретно и какая информация, нужна в какой форме?
  2. Каков характер информации рекомендательный или обязательный?
  3. Кто и какие решения принимает на основе этой информации?
  4. Какая система взаимодействия, в том числе и информационного между подразделениями предприятия?

Таким образом, задачи службы маркетинга заключаются в следующем.

  1. Держать курс на потребителя, изучать, что ему нужно сейчас и в перспективе;
  2. Постоянно следить за деятельностью конкурентов, определять их сильные и слабые стороны;
  3. Выявить направление развития товарной политики предприятия;
  4. Готовить предложения по ценовой политике предприятия;
  5. Непосредственно решать вопросы продвижения товара;
  6. Развивать систему маркетинговых коммуникаций;
  7. Обеспечивать все подразделения маркетинговой информацией, иметь информацию о деятельности всех подразделений предприятия.

Служба маркетинга должна знать корпоративные задачи и разрабатывать планы маркетинга предприятия на основе данных задач, возможностей предприятия, информации полученной в ходе маркетинговых исследований. Служба маркетинга призвана координировать все связи предприятия и его подразделений с рынком.

Итак, маркетинг является ведущей управленческой функцией, призванной определять техническую, производственную и сбытовую политику предприятия.

Специалисты маркетинга информируют все службы предприятия кто потребитель продукции, какую продукцию он хочет иметь, по какой цене, где и когда потребуется данная продукция.

Специалисты маркетинга активно воздействуют на рынок потребителя, формируя образ предприятия, товара, создают потребность приобретать товар потенциальными покупателями.

Каждое предприятие разрабатывает собственную систему маркетинга, определяет их или иные направления и мероприятия, их характер интенсивность.

Однако все технические, производственные и сбытовые мероприятия должны рассматриваться системно, комплексно, то есть в тесной связи с внутренней структурой предприятия, отношениями с поставщиками, собственными производственными и сбытовыми возможностями.

В конечном итоге цель системы маркетинга предприятия – обеспечить решение поставленных задач с учетом имеющихся ресурсов.

2. Оганизация маркетинговой деятельности в ООО «ИФАРМ ДВ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО "Инфарм ДВ"

ООО "Инфарм ДВ" на рынке г. Хабаровска и дальневосточного региона с декабря 1994 г. основной вид деятельности обеспечения региона медицинскими препаратами (фармацевтика, парафармацевтика, изделия медицинского назначения, сопутствующие товары).

Миссия компании: обеспечение населения социально значимыми товарами - лекарствами и изделиями медицинского назначения с целью обеспечения здоровья нации, формирования здорового образа жизни путем укрепления организма, профилактикой заболеваний.

Область деятельности:

1. Организация оптовой торговли медицинскими лекарствами и препаратами на территории г. Хабаровска и региона;

2. Развитие сети продаж лекарств в г. Хабаровске и крае;

3. Обеспечение льготного обслуживания государственных медицинских учреждений.

Коммерческая деятельность.

Цели:

1. Получение прибыли как основы развития фирмы, обеспечение условий деятельности и благосостояния работников компании.

2. Обеспечение потребителя товарами высокого качества, эффективности, безопасности с предоставлением оптимального сервиса.

3. Гражданская ответственность - менеджмент компании признает и отвечает за обеспечение населения безопасной продукцией. Имеет обязательства осуществлять льготное обслуживание категории граждан имеющих право на данное обслуживание по закону.

Менеджмент обеспечивает получение прибыли посредством решения ряда задач:

1. Изучение рынка: менеджмент обеспечивается оперативной, реальной информацией о состоянии рынка продаж медицинских препаратов, вырабатывает меры для обеспечения эффективного развития предприятия.

2. Расширением области сбыта и аптечной сети.

3. Разработкой эффективной системы SP (содействие продажам).

4. Мотивацией персонала.

Рис. 2.1 Организационная структура «Инфарм ДВ»

Персонал - 45 человек

Менеджмент - 5 человек

Специалисты - 28 человек

Обслуживающий персонал -12 человек

Основные показатели хозяйственной деятельности в табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Показатели хозяйственной деятельности "Инфарм ДВ"

Год Показатель значения Сопоставление  
Валовой доход (тыс. руб.) Себестоимость продукции (тыс. руб.) Коммерческие расходы (тыс. руб.) Управленческие расходы (тыс. руб.) Прибыль от реализации (тыс. руб.) Чистая прибыль (тыс. руб.) Рентабельность (чистая) (%) (Данный показатель характеризует эффективность управления фирмой и возврат вложенного капитала) Норма прибыли (%) (Данный показатель характеризует приемлемость проданных цен и эффективность производственного цикла) Оборот капитала (коэффициент) (Данный коэффициент показывает эффективность использования средств, т.е. обеспечение сбыта каждой единицы вложенного капитала) (1 руб. - 3, 13 руб.). Запас финансовой прочности % (показатель возможного снижения ВД до порога рентабельности) Операционный рычаг (показывает во сколько раз изменяется прибыль при изменении ВД на 1%) Ликвидность общая Оборот запасов (дней) Численность персонала З/п на одного работающего, руб. Доля рынка (г. Хабаровск) % 787,9 6631,5 992,4 137251,3 45750,4 4, 95 %   1,7 %     2, 84   3, 8 %     16,1 %     1,06 2823,7 47,1 20788,8 1808,6 2744,2 347325, 5 96749, 3 5,2 %   1,7 %     3, 13   2,6 %     18,2 %     0,96 2950,6 38,7 + в 2,6 раза - 6,1% - 4,9% + 10% в 2, 5 раза в 2, 1 раза + 4,8 %   -     + 0, 39   1, 2 %     + 2,1 %     -0,1 -2 +1 +126,9 -4,3

Результаты хозяйственной деятельности свидетельствуют о том, что компания имеет незначительное улучшение показателей эффективности управления и производственной деятельности. Структура капитала показывает, что компания вышла за пределы финансовой устойчивости и платежеспособности, возможен риск банкротства. Улучшение финансового положения возможно за счет снижения издержек, возвращения дебиторской и кредиторской задолженности. Рост показателя общей рентабельности с 11,8% до 18,5% говорит о возросшем спросе на продукцию компании. Запас финансовой прочности свидетельствует о том, что компания поддерживает цены на максимально минимальном уровне и имеет значительные издержки.

Данные показатели относят компанию к категории компаний с низким коэффициентом платежеспособности и средней эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Для решения проблемы платежеспособности необходимо изменение структуры капитала. Для улучшения экономической деятельности целесообразно пересмотреть рыночную стратегию.

2.2 Организация системы маркетинга компании «Инфарм ДВ»

Компанию «Инфарм ДВ» можно охарактеризовать как фирму ориентированную на маркетинг, так как в основе коммерческой деятельности лежит маркетинговый подход.

В то же время организационная структура и акцепты в работе свидетельствуют о сбытовой деятельности фирмы.

Таким образом, маркетинг компании «Инфарм ДВ» является симбиозом сбытового маркетинга, функционально, плюс, как концепции управления предприятием, т.е. фирма ориентированная на маркетинг.

Система маркетинго-сбытового подхода фирмы включает:

  • определение целей коммерческого поведения фирмы на рынке;
  • организационную структуру, обеспечивающую достижение целей;
  • стратегию коммерческого поведения на рынке;
  • организацию работы по реализации стратегии посредством использования тех или иных элементов комплекса маркетинга;
  • управление персоналом и снабженческо-сбытовой сетью;
  • координация деятельности подразделений фирмы.

Цели коммерческой деятельности определяются на основании корпоративных целей и положения предприятия на рынке. Исходя из этого на 1999 год предприятие имеет следующие коммерческие цели.

1. Улучшение рентабельности предприятия посредством решения следующих задач:

а) увеличение объемов продаж;

б) увеличение доли распределения до 50/50;

в) расширение деятельности (активизация деятельности на перспективных сегментах детский, пара фармацевтический; выход на новые рынки северо-восток ДВ);

2. Повышение имиджа предприятия посредством PR (паблик релейшнз).

Стратегия коммерческого поведения – стратегия экономических преимуществ (цена продаж, сокращение издержек, система содействия продажам SP).

Для реализации данной стратегии намечено использовать следующие элементы маркетинговой деятельности:

а) анализ рынка, оценка конкурентоспособности предприятия;

б) определение наиболее значимых и перспективных сегментов рынка;

в) определение факторов конкурентоспособности;

г) обеспечение связки товар – потребитель;

д) разработка системы ФОССТИС.

Реализацией намеченных коммерческих целей и задач на фирме занимается коммерческая служба, основные функции которой:

1. Аналитическая – изучение рынка, оценка конкурентоспособности фирмы, изучение потребителя, определение совместно с бухгалтерией возможностей фирмы, определение ассортимента товара, ценовой политики.

2. Снабжение – обеспечение снабжения фирмы необходимым товаром и материалами; обеспечение качества продукции.

3. Сбытовая – организация системы товародвижения, организация сбыта, организация обслуживания покупателей;

4. Управление и контроль – планирование, коммуникации, коммерческий контроль, управление персоналом.

Распределение функций осуществляется следующим образом:

Аналитическая – коммерческий директор, маркетолог, экономист.

Снабжение – коммерческий директор, торговый представитель в Москве, менеджер по снабжению.

Сбытовая – коммерческий директор, отдел продаж.

Управление и контроль - Генеральный директор, коммерческий директор, начальники отделов, маркетолог, экономист.

Процесс управления коммерческой деятельностью по реализации стратегии представляет собой следующее:

  1. На основании определенных целей и задач, имеющих количественные показатели и сроки выполнения, начальники отделов информируют коммерческого директора об их выполнении и ежемесячно представляется информация в отдел оценки рыночной ситуации маркетологу и экономисту, кроме того данные специалисты согласно плату и указаниям коммерческого директора отслеживают и проверяют результаты самостоятельно. В случае отклонений от заданных параметров или возникновения (обнаружения) проблемы происходит сбор и анализ информации о ситуации, при отсутствии отклонений информация обрабатывается с целью определения уровня достижения целей и динамики развития предприятия. На основе полученной и интерпретированной информации менеджмент принимает решение о мероприятиях, обеспечивающих воздействие на ситуацию с целью изменения положения дел и достижения необходимого результата.
  2. Контрольная информация поступает так же в отдел оценки рыночной ситуации. Таким образом, линейные функции выполняют менеджеры всех уровней, штабные – отдел оценки ситуации на рынке.
  3. Проблемой является взаимодействие отдела анализа ситуации на рынке и бухгалтерии. Оно организовано только на уровне коммерческий директор – главный бухгалтер, что затрудняет проведение анализа в алгоритме рынок – конкуренты – возможности предприятия (прежде всего финансовые).
  4. Координатором всей деятельности выступает отдел оценки ситуации на рынке, анализируя ситуацию на рынке посредством собственных исследований и информации, поставляемой отделом продаж и бухгалтерии (возможности комиссии), а так же отдела снабжения о возможностях закупки товара специалисты отдела разрабатывают предложение и программу, действий и представляют коммерческому директору, который утверждает и ставит задачи отделам.

Выбор стратегии коммерческого поведения - стратегия экономических преимуществ определена на основании следующих параметров:

1. Доля рынка компании 39%

2. Доля распределения 31/39

3. Компания имеет 12 прямых поставщиков производителей, что (25-58%%) больше основных конкурентов.

4. Компания занимает лидирующее положение на рынке Хабаровского края и единственная в регионе вышла на рынке Магадана и Петропавловск - Камчатского.

5. Объем продаж в 1998 году вырос по сравнению с 1997 г. в 2,6 раза.

Таким образом, компания несет меньшие издержки при приобретении препаратов, имеет возможность за счет большой доли рынка более эффективно проводить SP, обеспечивать тем самым привлечение большего числа клиентов, а значит, за счет снижения цены и увеличения товарооборота обеспечивать прибыль.

Технология коммерческого поведения отражена на рис. 2.2

Рис. 2.2 Технология коммерческого поведения

Таким образом, данная технология подтверждает ориентацию деятельности фирмы на маркетинг, так как увеличение доли рынка, числа клиентов и соответственно прибыли осуществляется не только посредством экономических преимуществ, но и за счет корреляции оптовых поставок (каких, сколько, когда, по какой цене) на основе изучения спроса конечного потребителя, тем самым система воздействия на потребителя имеет интегрированный подход, т.е. фирма стимулирует оптовика ценовой политикой, но и, зная спрос конечного потребителя, она предлагает именно тот товар, который необходим оптовику с целью успешной реализации. Тем самым покупатель идет на фирму зная, что там преимущества в цене и условиях продаж, но там и тот товар, который пользуется спросом у конечного потребителя, а это уже, безусловно маркетинговый подход.

Рис. 2.3 Схема коммуникационной стратегии фирмы.

Кроме того, предлагая покупателю необходимый товар, в аптечной сети фирма формирует образ компании, которая знает, что надо покупателю, а значит легче предлагать и реализовывать незнакомый товар (новинку) тем самым формировать спрос на товар, который более выгоден экономической фирме.

Переориентация фирмы на маркетинговый подход произошла в конце 1997 года, поэтому кризис 1998 года фирма преодолела и осталась на своих позициях. Увеличение затрат не исследования рынка, разработку и использования системы ФОССТИС увеличила управленческие расходы компании, вместе с тем это привело к снижению себестоимости продукции за счет выхода на прямых производителей, пользование системой SP поставщиков, определение необходимых товаров (ассортимента) и снижению коммерческих расходов связанных прежде всего с товародвижением.

Данные отражены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Соотношение затрат (издержек) деятельности компании в 1996 – 1998 гг.

  96 г. 97 г. 98 г.
Себестоимость 82,3 % 84,2 % 78,1 %
Коммерческие расходы 12,6 % 12,6 % 8,7 %
Управленческие расходы 5,1 % 3,2 % 13,2 %
Всего 100 % 100 % 100 %

Результатом организации маркетинговой деятельности фирмы в 1998 г. стали следующие показатели позиции фирмы на рынке фармацевтической продукции Хабаровска и регионе.

На рынке действует 4 крупных компаний, занимающихся оптовой реализацией фармацевтической продукции: ХГУП Фармация; Инфарм ДВ; Светоч; Феррейн ДФ.

Формация является государственным унитарным предприятием; Феррейн ДВ – Дальневосточным филиалом Московской компании.

По результатам обработки информации статуправления и исследований компании рынок распределен следующим образом, рис. 2.4

Рис. 2.4 Распределение фармацевтического рынка в 1998 году

В то же время в 1998 доля рынка «Инфарм ДВ» сократилась на 8%.

Рис. 2.5 Распределение фармацевтического рынка в 1997 году

Значительно укрепились позиции Феррейн в 3,4 раза.

Анализ конкуренции показывает, что Феррейн использует, так же как и Инфарм стратегию снижения цен, благодаря прямым поставкам головной компании Феррейн и выходам на западных поставщиков компания имеет цены на 1 – 2% ниже, чем у «Инфарм». По эффективности система ФОССТИС Феррейн не уступает и в рекламе превосходит Инфарм.

Феррейн отвоевал позиции в Хабаровске у Светоч, Формации и Инфарм. Основные потери Инфарм понес в Приморье (30% от доли рынка).

Основные преимущества Инфарм:

Опыт работы на ДВ рынке;

Наличие эффективной структуры сбыта;

Большая доля рынка обеспечивает более четкую политику цен и SP.

Таблица 2.3

Сопоставление конкурентоспособности Инфарм ДВ и Феррейн ДВ

Компания Инфарм ДВ Феррейн ДВ
Показатель \ год
Доля рынка - госсектор
Сбыт - количество строек Количество оптовиков из десяти крупнейших Количество регионов сбыта                        
Стратегия Снижение цен
Товар 65% импортный 35% отечественный 60% импортный 40% отечественный
Цены Аналогичные
Преимущества пять лет работы на рынке большая доля рынка эффективная сбытовая система агрессивный ФОССТИС поддержка головного предприятия
Маркетинговая структура Ориентация на маркетинг Сбыт  
Прогноз сбыта Рост 18 – 20% Рост 20 – 25%

Специфика фармацевтического рынка заключается в том, что он имеет два значительных сегмента:

Рынок государственных медицинских учреждений;

Рынок негосударственных учреждений.

Рынок государственных медицинских учреждений значителен по объему и борьба за него крайне острая, так как это имидж и гарантированная оплата продукции.

Рис. 2.6 Распределение доли рынка государственных медицинских учреждений

Компании располагают аналогичной системой распределения продукции.

Основные усилия по обеспечению постоянного получения наличности сосредотачиваются на расширении собственной аптечной сети, кроме того, это источник изучения спроса

Таблица 2.4

Количество аптек компаний

________________ Количество   ИНФАРМ ФЕРРЕЙН Фармация 16 Хабаровск 106 Хабаровский край Светоч

Благодаря использованию маркетингового подхода в 1998 г. резко возрос объем продаж и прибыли компании. Динамика объемов продаж и прибыли отражена на рис. 2.7 и 2.8.

Рис. 2.7 Динамика роста объемов продаж

Рис. 2.8 Динамика роста прибыли

Основой успешной сбытовой политики было:

  1. Ассортимент товаров, составляющих 67% от объема продаваемых препаратов.
  2. Наличие всех групп лекарств, необходимых рынку.
  3. Расширение рынка сбыта (выход на новые рынки).
  4. Определение наиболее персональных сегментов (детский, парафармацевтический).
  5. Поддержание цен ниже конкурентов: оптовых на 1 – 12%, розничных (2–8%).
  6. Создание более благоприятных условий сбыта (время, сервис, SP).
  7. Стимулирование персонала (введение новой системы оплаты труда).
  8. Использование маркетингового подхода объединения возможностей компании и спроса (финансы – снабжение – сбыт).

Для достижения целей сбыта менеджмент сосредоточил усилия на следующих направлениях.

Развитие и совершенствование аптечной сети.

Это позволило увеличить поступление финансовых средств; отслеживать спрос; определять мотивы конечного потребителя.

Выход на производителя препаратов.

Данный подход обеспечил сокращение издержек на 10-12%, что позволило создавать финансовый отрыв от конкурентов, тем самым использовать стратегию экономических преимуществ.

Анализ рынка показал, что для достижения успеха важно:

  1. Иметь для реализации 200 наиболее продаваемых препаратов.
  2. Препараты первых 25 фармацевтических групп, наиболее значимых для населения.
  3. Препараты 25 компаний, продукция которых входит в первые 200, наиболее продаваемые, лекарственные препараты.

Это позволит получить от 67 до 71% общей прибыли.

Компания имеет ассортимент из 200 наиболее значимых препаратов, 25 фармагрупп. В число прямых поставщиков входят: «PFAIZER» (8 место), «VaRIWeX» (10 место на российском рынке). Среди отечественных поставщиков: «Акрихим» (5 место) и «Лек» (8 место среди 10 крупнейших компаний производителей России).

Выход на прямых поставщиков позволил обеспечить 46% прямых поставок, что в 18 раз больше, чем в 1996г. и на 16 – 24% больше, чем у конкурентов.

Доля импортных производителей составляет 23,02%, отечественных - 76,98%. Из них 35,42% приходится на четыре фирмы («Вита», «Акрахим», «Лек», «Фарко»).

Реализация данной политики привела к увеличению числа клиентов фирмы.

В результате активизации своей деятельности (ее расширения), фирма эффективно работала в 1998 году на восьми рынках, а также вышла на новые два - Магадан и Петропавловск-Камчатский – с соглашениями о поставках с 1999 года.

Таким образом, рост числа клиентов, прежде всего за счет активизации деятельности на региональных рынках:

  1. Хабаровский край - увеличение на 5,1%
  2. Комсомольск - на 2,5%
  3. Южно-Сахалинск – на 1%
  4. Биробиджан - на 1,8%
  5. Новосибирск - на 8% (новый рынок)

В то же время в Хабаровске компания уменьшила объем продаж на 8,1%.

Состав покупателей позволяет определить компании основные задачи по созданию условий сбыта и политики по отношению к покупателям (оптовикам).

Так как шесть крупных оптовиков составляют 21,95 % от объема продаж, т.е. 0,7% покупателей приобретают 21,95% товара.

В менеджменте для оптимизации работ с ними используют:

  • прямая продажа;
  • особая система стимулирования;
  • повышенное сервисное обслуживание.

Еще 15,4% покупателей приобрели 39,7% продукции.

Таким образом, 16,1% покупателей приобрели 61,65% продукции. Именно на эту группу покупателей менеджмент обращает маркетинговые усилия, в основе которых:

1. Поддержание постоянного контакта с использованием ДМ (дейл – маркетинга).

2. Личные контакты руководства компании и менеджеров отдела продаж;

3. Содействие сбыту посредством обеспечения рекламной продукции, оборудованием;

4. Стимулированием сбыта созданием выгодных условий (транспортировка, отправка грузов, льготы, премии и т.п.).

Автор показал систему сбора и обработки информации, а также использование менеджментом в этом вопросе графических методов, позволяющих отслеживать как динамику сбыта, так и результаты деятельности ответственных исполнителей.

Таким образом, результаты деятельности компаний (показатели и их динамика) свидетельствует о действенности коммерческой системы ориентированной на маркетинг.

Системность организации коммерческой деятельности ориентированной на маркетинге определяется:

  1. Наличием цели, задач и стратегии их реализации;
  2. Созданием структуры обеспечивающей распределение и выполнение функций маркетингового подхода;
  3. Структурой и использованием элементов маркетинга в деятельности фирмы.

Маркетинговый подход на фирме определяется посредством использования следующих элементов:

исследование рынка и потребителей;

создание связки товар – потребитель, посредством координации снабженческой, финансовой и сбытовой служб.

воздействием на потребителя не на основе стратегии «проталкивания товара», а на основе использования связки «мотив (потребителя) – возможности (компании) – стимулирование (потребителя)».

Исследования организации маркетинга на предприятии не подтвердили гипотезы о том, что

предприятие не использует маркетинговый подход;

организация службы не соответствует функциям и целям маркетинга.

цели отсутствуют.

Вместе с тем имеет место подтверждение о проблемах использования элементов маркетинга – прежде всего конкуренты («Феррейн») используют ФОССТИС более агрессивно и эффективно, что позволяет отвоевывать рынок у конкурентов.

2.3 Анализ использования элементов маркетинга менеджментом «Инфарм ДВ»

Маркетинговая деятельность компании базируется на основных принципах маркетинга.

В то же время приоритет отдается воздействию на рынок, формированию спроса. Именно этому соответствует стратегия снижения цен и активизация SP (содействие продажам).

Однако конкуренция, обострившаяся с выходом на рынок Московских компаний, заставляет менеджмент больше уделять внимание анализу рынка и оценки конкурентоспособности. Именно поэтому в конце 1997 года в штат коммерческой службы был введен маркетолог.

Воздействие на рынок осуществляется на основе рекомендаций, полученных в результате исследования рынка и оценки конкурентоспособности фирмы.

Основными методами маркетинговых исследований являются:

  1. «Кабинетное» исследование;
  2. Торговая панель;
  3. Опросы потребителей.

В то же время ставится задача ежегодно комплексного изучения рынка и оценки конкурентоспособности.

Так в апреле-мае 1998 года отделом оценки рыночной ситуации совместно с компанией «Интеллект - сервис» было проведено исследование фармацевтического рынка г. Хабаровска.

Ставились следующие задачи:

  1. Анализ соотношения производства и импорта препаратов на Российском рынке.
  2. Определение ведущих производителей лекарственных средств России и мира.
  3. Определение структуры продаж на фармацевтическом рынке.
  4. Позиционное распределение ответственных и импортных препаратов.
  5. Определение перспективных рынков сбыта (сегментирование рынка).
  6. Анализ конкуренции на рынке г. Хабаровска.

Для решения этих задач была обработана вся существующая вторичная информация о фармацевтическом рынке. Ее источниками были «Фармацевтический вестник» СМИ России, Хабаровска, профессиональные издания, годовые отчеты статистического управления и управления здравоохранения Хабаровского края, отчеты компании.

Для сбора первичной информации были использованы два метода: опрос потребителей, наблюдения за потребителями.

Для опроса был использован метод «случайной выборки» всего опрошено 100 покупателей аптек; 10 оптовиков г. Хабаровска; 10 оптовиков региона; 10 руководителей медицинских учреждений.

По результатам был представлен отчет с рекомендациями.

Существенная часть рекомендаций была использована менеджментом после обсуждения в компании и решения генерального директора.

Изучение рынка позволило выявить следующие показатели:

1. Имеет место повышение спроса на медицинские препараты; при росте объемов производства в России доля импорта составляет 58%.

2. Увеличение объемов выпуска медицинских препаратов Дальхимфарм завода в 1,7 раза;

3. Российское промышленность производит 78,6% ассортимента необходимых средств;

Колебание цен на мировом рынке незначительное – 0,8 + 2,6%%;

5. По аналогичным группам товаров отечественный производитель не уступает импортному, хотя продвижение товара явно уступает.

6. В структуре производства лекарственных средств Дальний Восток занимает 3,4%.

Основные производители сосредоточены:

  1. Центр России - 32,3%
  2. Поволжье - 10,3%
  3. Волго-Вятский р-н – 12,7%
  4. Центрально – Европейская часть России производит 72,8% объемов лекарственных средств, что создает трудности в снабжении ДВ отечественными препаратами.

Выход на крупнейших поставщиков обеспечит коммерческий успех.

В их числе: отечественные поставщики (представлены в табл. 2.5), импортные (табл. 2.6).

Табл. 2.5

10 крупнейших производителей лекарственных средств России

Фирма Объем производства, 1997г.
Млн. руб. Доля рынка
Брынцалов 1063,8 14,2
Мосхимфарм 451,6 6,0
Биосинтез 446,1 5,9
Биохимик 426,3 5,7
Акрихим 383,2 5,1
Синтез 371,1 4,9
Октябрь 356,9 4,7
Лек 263,9 3,5
Медпрепараты «Красноярск» 243,9 3,25
Дальхимфарм 215,6 2,9

Таблица 2.6

10 крупнейших зарубежных производителей лекарственных средств

Фирма Доля рынка России
Цнах – Польфа (Польша) 4,8
Роп – Ровер (Франция) 4,1
Гедеон Рихтер (Венгрия) 4,0
KRKA (Словения) 3,6
UPSA (Франция) 2,9
Новартис (Швеция) 2,8
ПФАЙЗЕР (США) 2,56
Смит Кляем Бичем 2,54
Плива (Болгария) 1,56
Варимекс (Польша) 1,52

Вместе с тем на рынке импортных производителей наметились тенденции перераспределения рынка. На рынок России вышли крупнейшие производители мира «Новартис», «Мерк», «Смит Кляем Бичем», «Яманучи», которые начинают активно теснить Восточно-европейских производителей. Темпы роста гигантов составляют в 5-7 раз больше, чем их конкурентов.

8. Важное значение для коммерческого успеха имеет определение структуры продаж. Исследования показали, что при всем многообразии лекарственных средств 200 препаратов, наиболее часто используемых, дают 67% прибыли (из них первые 10 - 9%; 100 – 53%).

Таким образом, первые 200 препаратов это своего рода «высшая лига», обеспечивающая успех компании. Задача состоит выбрать препарат какой фирмы наиболее потребляем для данного ассортимента.

Данные показывают, что 25 крупнейших производителей контролируют 71% рынка, т.е. препараты этих фирм наиболее потребляемы. Таким образом, задача сводится к выбору средств из этих конкурентов.

Проведенный анализ вторичной информации позволит менеджменту ИНФАРМ ДВ определить:

200 наиболее значимых препаратов;

25 фирм производителей, чьи препараты наиболее потребляемы;

Определить задачи по заключению сделок на поставки продукции прямых производителей.

Итогом стало заключение договора в июле 1998 г. с фирмой PFAIZER (США) и фирмой «Лек» (Москва) (из числа крупнейших производителей действующих на рынке России). Был поставлен вопрос о переориентации на фирмы США, Японии и Индии, а также Урала и Западной Сибири (21,5% Российского рынка производства), ведутся переговоры с Медпрепаратами (Красноярск) и Биохим (Новосибирск).

В процессе сбора первичной информации определялись: потребность в продукции, требования к качеству товара, ассортименту, цене, платежеспособность покупателей, уровень удовлетворения торговым обслуживанием, способы получения информации о лекарственных средствах.

В результате ответов респондентов получены оценки (по 5-ти бальной шкале) степени значимости рассматриваемых позиций по номенклатуре продукции постоянного спроса табл.2.7.

Наибольший спрос имеют группы противовоспалительных, обезболивающих средств, жаропонижающих, сердечно-сосудистых лекарств. Так же было выяснено, что спрос на гомеопатические и парафармацевтические группы сдерживаем высокими ценами, снижение которых повысило бы спрос (эластичность спроса на эти товары 1,74).

Таблица 2.7

Структура спроса и оценки степени значимости продукции

(«0»- незначимое, «5»- очень важное)

  Оценка степени значимости
потребность качество Цена Платежеспособность Обслуживание
А О А О А О А О А О
1.Обезбаливающее 5,0 5,0 5,0 5,0 3,5 3,6 3,8 3,5 4,9 4,8
2.Жаропонижающее 5,0 5,0 5,0 5,0 3,4 3,5 3,8 3,5 4,9 4,8
3.Противовоспалительное 5,0 5,0 5,0 5,0 3,6 3,5 3,8 3,5 4,9 4,8
4.Желудочно-кишечные 4,9 5,0 5,0 5,0 4,8 4,9 4,5 4,8 4,9 4,8
5.Сердечо-сосудистые 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 4,9 4,8
6.Успокаивающее 3,6 3,5 4,5 4,8 4,1 4,0 3,6 4,0 4,9 4,8
7.Мочегонные 3,2 3,5 5,0 5,0 4,0 4,0 3,5 4,0 4,9 4,8
8.Противоалергические 4,0 4,5 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0 4,9 4,8
9.Антисептики 4,5 4,6 5,0 5,0 5,0 5,0 4,5 4,8 4,9 4,8
10.Слабительные 3,2 4,0 4,5 4,8 3,8 3,0 3,5 3,0 4,9 4,8
11.Дерматические 4,1 4,8 5,0 5,0 4,6 4,5 4,6 4,8 4,9 4,8
12.Ранзаживляющие 3,6 3,5 4,5 4,5 3,8 4,0 4,2 4,4 4,9 4,8
13.Гомеопатические 3,0 3,5 5,0 5,0 4,5 4,5 4,6 4,0 4,9 4,8
14.Парафармацевтические 3,5 4,0 5,0 5,0 5,0 5,0 4,7 4,5 4,9 4,8

Наши рекомендации