Второй элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода, т.е. вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.
👣18|Под предпринимательской средой понимается прежде всего рынок, рыночная система отношений, личная свобода предпринимателей, его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое с его точки зрения, будет более эффективным, действенным и максимально прибыльным.
👣19|Можно выделить 7 основных элементов среды предпринимательства:
1. Экономическая обстановка. Обуславливает большие или меньшие объемы денежных средств, которые могут истратить покупатели, она также определяет виды приобретаемых ими товаров и ту сумму, которую они готовы уплатить. Равным образом экономическая обстановка определяет наличие свободных рабочих мест и, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы работника при заключении трудового соглашения. Экономическая обстановка определяет наличие и доступность денежных ресурсов и отсюда – доходы на инвестированный капитал или займы.
2. Политическая ситуация. Оказывает влияние на экономическую обстановку. В определенной степени способы управления экономикой есть результат политических целей и задач находящегося у власти правительства.
3. Правовая среда. Участники предпринимательства действуют в рамках соответствующей правовой среды. Виды законов, которые принимаются, могут явиться следствием политической обстановки и давления лоббистов.
4. Социально-культурная среда. Определяет товары, которые люди стремятся покупать, в частности, отвечающие определенным вкусам и моде. Нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды, могут оказывать прямое влияние на образ жизни потребителя и посредством этого на его спрос, на товары.
5. Технологическая среда. Отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство.
6. Физическая, или географическая среда. Характеризует природные условия, в которых осуществляется предпринимательство. Здесь имеются в виду доступность сырья, энергоресурсов, климатические, сезонные условия, а также наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей сообщения.
7. Институциональная, организационно-техническая среда. Характеризуется наличием и разнообразием институтов, с помощью которых предприниматель может устанавливать деловые взаимоотношения или вести коммерческие операции (например, банки, учебные заведения, рекламные агентства, фирмы по трудоустройству, транспортные агентства).
👣 20|
Рисунок 2 – предпринимательской среды
Приведенная модель показывает бизнес с его основными функциями, шесть из которых предполагают отношения с внешними блоками. Это составляет непосредственную среду деятельности предпринимателя, или «микросреду».
👣22|К элементам прямого воздействия следует отнести:
- потребителей
- конкурентов
- региональные органы власти
- профессиональные и предпринимательские ассоциации
- общества и ассоциации потребителей
К элементам косвенного влияния относят:
- экономику региона (страны в целом)
- технологическое развитие отрасли
- средства массовой информации
- государственные органы управления
👣23|предпринимательская идея -основа предпринимательской деятельности Удачно сформулированная идея может определить деятельность предпринимателя на всю жизнь.
👣24|Под источником предпринимательских идей понимают объективное условие, развитие которого в определенном направление приведет к производству новых (в целом для предпринимательства) товаров, продуктов или услуг.
👣25. Основные источники предпринимательских идей.
Товарный рынок: Предприниматель выявляет на рынке дефицит какого либо товара, пользующегося спросом, и по возможности стремится этот дефицит устранить. К этому источнику обычно прибегают начинающие предприниматели.
1. Географический или структурный «разрывы» в системе общественного производства. В задачу предпринимателя входит обнаружение «разрывы» в производстве (этот товар производится, а этот почему то нет) и в географии (этот товар производится в нашей стране, а этот импортируется). Как результат – предприниматель формирует идею как эти разрывы сократить.
2. Достижения науки и техники. Планирование производства новых товаров осуществляется на основе внедрения научных достижений. Объектом внимания может быть не только собственный товар, но и технология его производства, сам производственный процесс.
3. Новые возможности применения уже производимого товара. Это специфический источник идей. Появление идей на базе этого источника, как правило, носит случайный характер.
4. Не осознанные потребителем или пока не удовлетворенные потребительские запросы. Основан на том, что любая удовлетворенная потребность порождает новую. Идеи, основанные на данном источнике, приводят к проектам с повышенным риском.