Кризис как непосредственная угроза выживания предприятия
Цикличность развития организации. Понятие и виды кризисов. Внутренние и внешние причины финансовых и экономических кризисов, их отличия и возможные последствия для социально-экономической сферы организации.
В наиболее общем виде в жизненном цикле коммерческой организации обычно выделяют пять фаз:
1) формирование: происходит инвестирование в организацию производства – приобретение оборудования, набор и подготовка кадров, закупка сырья и т.п. Организация несет убытки;
2) рост: организация начинает получать прибыль. Вложенные средства откликаются значительным приростом объема продаж, прибыли, производственных мощностей. Это наиболее прогрессирующая фаза жизненного цикла организации, ее «звездный час»;
3) равновесное функционирование: организация получает макс.прибыль («стрижет купоны»), без существенных инвестиций происходит процесс равномерного функционирования, получения стабильного дохода. Однако, в конце концов, изнашивается оборудование (физический износ), претерпевают моральный износ основные фонды и продукция, стареют кадры и организация приближается к спаду;
4) спад: если не предпринимать реконструкции и реорганизации, то организация постепенно стагнирует и переходит в следующую фазу, характеризующуюся убыточной деятельностью;
5) ликвидация: организация ликвидируется как юр.лицо. Ликвидация может происходить как вне судебной процедуры, так и в процедуре банкротства.
Кризис – крайнее обострение противоречий в соц.-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Кризис как непосредственная угроза выживания предприятия
Кризисы в развитии организации можно классифицировать по разным критериям. Например, по тому, в каких областях они представляют опасность для организации:
1) кризис ликвидности означает реальную потерю платежеспособности организации. Необходимы срочные меры, иначе организация будет вынуждена уйти с рынка.
2) кризис успеха характеризуется явным негативным отклонением факт. состояния показателей деятельности организации от запланированного состояния (например, по показателям продаж, денежных поступлений, прибыли, рентабельности, затрат и пр.). Причинами возникновения такого кризиса могут быть ошибки в исследовании рынка, капвложениях, кадровой политике.
3) кризис стратегии менее заметен и не столь непосредственен. Хотя положение организации в данный момент (ситуация успеха) может казаться вполне удовлетворительным, его наступление необходимо диагностировать, если происходят сбои в развитии организации, снижается потенциал успеха, ослабевают защитные возможности в конкур. борьбе. Наметившийся разрыв между вероятными и желаемыми результатами может быть ликвидирован лишь путем изменения прежней или принятия новой ориентации.
Применительно к организации кризисы могут быть классифицированы по причинам, их вызвавшим:
- технологический (производственный) – приводит к финансовым потерям из-за устаревших оборудования и технологии, не позволяющих выпускать качественную, конкурент-ю продукцию;
- социальный (социально-управленческий) возникает в рез-те появления между работниками конфликтов, в т.ч. между рабочими и администрацией, в аппарате управления. Конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве;
- финансовый, возникающий в рез-те нерационального использования собственного капитала и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой финансовые проблемы организации;
- организационный возникает в рез-те несовершенства организационной структуры, неэффективного распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между исполнителями;
- информационный, являющийся следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой организации.
В конечном итоге эти кризисы, как правило, отражаются на финансах организации и между собой достаточно тесно связаны.
Возможные типичные причины, отрицательно влияющие на платежеспоспособность организации, подразделяются на внешние и внутренние.
Факторы внешней среды:
- общеэкономические (рост инфляции, ухудшение платежеспособности населения, снижение уровня доходов);
- общегосударственные (повышение цен на энергоресурсы, условия для экспорта (импорта), отсутствие эффективного механизма исполнения решений судов);
- рыночные (спрос, предложение);
- научно-технические (доминирующий технологический уклад в экономике страны, низкий темп инновационных преобразований);
- социально-демографические.
Факторы внутренней среды:
- операционные (производственные и управленческие);
- финансовые (результат нерациональной финансовой политики);
- инвестиционные, связанные с неэффективной инвестиционной политикой организации;
- прочие (социально-психологические конфликты, низкий профессионализм персонала).
В реальных ситуациях внешние и внутренние факторы влияют на деятельность организации разнонаправленно. Необходимо учитывать их влияние при проведении финансового анализа и разработке мер по предупреждению наступления кризисного состояния организации, а в случае все же его возникновения – по выходу из него и восстановлению нормального функционирования организации.
Возможными последствиями наступления кризисного состояния организации могут быть:
1) позитивные:
- ослабление кризиса;
- финансовое оздоровление организации (преодоление кризисного состояния);
- сохранение организации как юр.лица;
- реструктуризация (преобразование) организации.
2) негативные:
- усиление кризиса;
- переход к новому кризису;
- ликвидация, банкротство организации (распродажа имущества организации);
- смена собственника.