Говор, визуальный контакт
Наличие дистанции, время,
Проведенное с родителем.
Учитывайте возрастные
Особенности ребенка
Своим поведением дети демонстрируют привязан-
Ность и близость к родителям
Достаточная степень привязанности детей к родите-
Лям; иногда заметно раздражение или беспокойство
2,5 2,5
Признаки противоречивого отношения к родителям
со стороны детей: беспокойство или враждебность,
Неуверенность в стабильности отношений (напри-
Мер, дети требуют постоянного внимания к себе)
Минимальная степень привязанности ребенка к ро-
Дителям, в поведении заметна злоба, неуверенность,
Безразличие. Попытки ребенка обратить на себя вни-
Мание незнакомых людей
4,5 4,5
Примечание: 5 5 Патологические формы привязанности или отторже-
Ние родителей; крайняя зависимость от родителей
Или абсолютная независимость от них, постоянно де-
Монстрирует враждебность и грубость либо сильный
Страх перед родителем; попытки сблизиться с любым
Незнакомым человеком
Раздел Е. Условия для
Развития личности
Ребенка
Е1. Наличие подходящего
Пространства и предме-
Тов для игр
Расшифровка
Наличие пространства и
Предметов для игр (коли-
Чество, состояние, соответ-
Ствие возрасту и уровню
Развития ребенка)
Имеется безопасное пространство для игр, широкий
Выбор предметов и развивающих игр в хорошем и без-
Опасном состоянии
Ребенок в целом обеспечен предметами для игр, соот-
Ветствующими его возрасту. Имеется в целом доста-
Точное пространство для игры
Примечание: 3 Каждый ребенок имеет небольшое количество пред-
Метов для игры, соответствующих его возрасту. Огра-
Ниченное игровое пространство. Потенциальные опас-
Ности
Небольшое количество или полное отсутствие предме-
Тов для игры; имеющиеся предметы в плохом или не-
Безопасном состоянии. Игровое пространство крайне
Ограничено или небезопасно
Полное отсутствие предметов для игры, в качестве
Игрушек используются неподходящие или опасные
Предметы, отсутствует игровое пространство
Е2. Содействие обучению
И познавательному раз-
Витию ребенка
Расшифровка
А Б
Оценивается роль роди-
Телей в поддержке фор-
Мирования социальных
Навыков, стимулировании
Познавательной деятельно-
Сти ребенка и оказании ему
Помощи в учебе
С удовольствием проводит время с детьми, уделяет
Время для чтения вслух, рассказывает детям сказки
и истории, планирует познавательные мероприятия,
Посещение музеев, парков; охотно участвует в делах
Школы, оказывает необходимое содействие в развитии
Ребенка (обучении ходьбе, говорению, навыкам само-
Обслуживания)
По возможности уделяет время для чтения вслух, кон-
Тролирует просмотр телепрограмм детьми, иногда ор-
Ганизует познавательные мероприятия, проверяет до-
Машние задания, общается с учителями
Примечание: 3 3 Занимается с ребенком несистематически, позволяет
Бесконтрольно смотреть телевизор (на словах не одо-
Бряя ту или иную передачу), приходит в школу только
По вызову, редко читает детям вслух, проявляет мини-
Мальный интерес или выдвигает завышенные требова-
Ния к ребенку (например, уметь читать до зачисления
В школу)
Минимальный интерес к жизни, учебе и развитию
Личности ребенка, избегает контактов со школой, дети
Предоставлены сами себе или находятся под гнетом за-
Вышенных ожиданий
Препятствует познавательному развитию ребенка, дер-
Жит ребенка дома в собственных целях, препятствует
Нормальному развитию ребенка (например, заставляет
Его проводить почти все время в кроватке, не говорит с
Ним только детским языком) или выдвигает настолько
Завышенные ожидания, что ребенка начинает страдать
От эмоциональных или физических расстройств
Е3. Создание условий и
Поощрение игровой дея-
Тельности детей
Расшифровка
А Б
Понимание родителем
Значения игры в развитии
Ребенка, стимулирование
Им игровой деятельности,