Понятие и классификация банковских операций.
Банковские операции.
Прежде чем приступить к непосредственной характеристике операций коммерческих банков, мы должны определиться с трактовкой таких широко-используемых понятий, как «банковская операция», «банковская услуга», «банковский продукт». Эти понятия достаточно часто используются как синонимы.
Наиболее часто в экономической литературе в качестве синонимов используются такие понятия, как «банковский продукт» и «банковская услуга». Однако, на наш взгляд, такое использование данных понятий не совсем корректно.
В принципе, вся деятельность банка заключается в оказании услуг своим клиентам. Дизайн помещения, в котором находится подразделение банка, непосредственно работающее с клиентами, консультация, полученная клиентом, помощь в оформлении договора банковского вклада или кредитного договора, работа банкоматов и т. д. — все это банковские услуги. Но предоставление услуги еще не означает, что удовлетворена потребность в решении конкретной финансовой проблемы банковского клиента. Например, сотрудник банка может разъяснить клиенту условия предоставления кредита, оказав тем самым ему услугу, но отношения клиента и банка могут на этом и закончиться.
Таким образом, банковская услуга — это результат отдельных технических, технологических, интеллектуальных, профессиональных и других действий, направленных на удовлетворение потребностей клиентов банка.
Банковским услугам (как и другим видам услуг) присущи специфические характеристики, в частности: 1) абстрактность; 2) неотделимость услуги от источника; 3) непостоянство (неодинаковость) качества услуг; 4) протяженность процесса предоставления услуги во времени и другие.
Абстрактность банковской услуги заключается, во-первых, в том, что они неосязаемы — их нельзя ощутить материально, увидеть и оценить до тех пор, пока клиент их не получит, во-вторых, банковские услуги сложны для восприятия — понимание сути банковских услуг требует от клиентов определенного образовательного уровня.
Неотделимость услуги от источника состоит в том, что услуга, в отличие от товара, не существует отдельно от того, кто ее оказывает. Традиционно банковские услуги оказываются банковскими служащими, квалификация которых различна. И хотя с ростом уровня технического оснащения банков все больше банковских услуг оказывается в автономном режиме, без непосредственного участия персонала, контакт клиента и сотрудника банка и сейчас остается необходимым условием для получения многих банковских услуг, прежде всего сложных, индивидуализированных, требующих высокой квалификации.
Непостоянство качества банковских услуг означает, что их абсолютная идентичность, такая как, например, при серийном производстве материальных благ в промышленности, невозможна. Прежде всего, это относится к неавтоматизированным услугам, которые предполагают интенсивное общение клиентов с банковскими сотрудниками, имеющими разный уровень технических и коммуникационных навыков, по-разному относящимися к работе. Более того, один и тот же сотрудник может демонстрировать неодинаковый уровень обслуживания в зависимости от ситуации, настроения, самочувствия и т. д. С внедрением средств автоматизации значение влияние этой особенности снижается: банковский автомат оказывает услуги всем клиентам одинаково, независимо от времени дня, длины очереди, поведения или внешнего вида клиента. Непостоянство качества автоматизированных услуг может возникать в основном в связи с различиями используемых банками технологий.
Несохраняемость банковских услуг заключается в том, что они не могут храниться, их нельзя «заготовить впрок». Кроме того, постоянно изменяется их цена.
Отдельные услуги банка всегда складываются в комплекс услуг, предоставленных в определенной последовательности. Только комплекс банковских услуг способен удовлетворить конкретную финансовую потребность клиента, а значит, его и следует называть банковским продуктом.
Таким образом, банковский продукт — это взаимосвязанный комплекс специфических банковских услуг, предоставленных клиенту в определенной последовательности и удовлетворяющих его конкретную финансовую потребность.
Например, полученная клиентом информация о предоставляемом банком кредите, оформленный кредитный договор, открытый ссудный счет и т. д. — это банковские услуги, а их совокупность, имеющая своим следствием для клиента возможность воспользоваться заемными средствами, — это банковский продукт.
Достаточно часто в отечественной литературе, посвященной банковскому делу, отождествляются и понятия «банковская услуга» и «банковская операция». Такое отождествление, на наш взгляд, также не совсем корректно. Понятие «услуга» даже семантически отличается от понятия «операция». Если первое используется для обозначения действия, движения, предполагает динамику какого-то процесса, то с помощью второго в экономике в целом и в банковском деле в частности обозначают то, что возникло в результате определенных действий.
Следовательно, банковская операция — это совокупность взаимосвязанных действий по предоставлению клиенту данного банковского продукта или по формированию собственных средств коммерческого банка.
Например: совокупность действий сотрудников банка, консультирующих клиента по поводу условий предоставляемого банком кредита оформление кредитного договора, открытие ссудного счета — это банковская операция, а отдельный результат каждого из этих действий — это банковская услуга.
Банковские операции классифицируют по различным критериям. Один из российских финансово-кредитных словарей предлагает классифицировать банковские операции по:
1) функциональному назначению (кредитные расчетные, депозитные, валютные кассовые, операции с ценными бумагами, недвижимостью и др.);
2) степени значимости в структуре банковской деятельности — основные (кредитные, расчетные, депозитные, кассовые) и сопутствующие (все другие операции, обеспечивающие дальнейшее развитие банка);
3) времени возникновения — классические (традиционные) и новые. Классическим операциям относятся те из них, которые исторически сложились в процессе длительной эволюции банковского дела. Новые операции — это операции, которые в силу ряда причин (конкуренции, научно-технической революции и др.) появились за последние годы в арсенале кредитных учреждений;
4) субъектам отношений — операции с юридическими и физическими лицами, межбанковские, операции;
5) направлению деятельности — инвестиционные, спекулятивные, розничные, оптовые, экспортно-импортные;
6) трудоемкости и стоимости операций;
7)характеру банковской деятельности — посреднические, управленческие.
Обслуживая денежный оборот, трансформируя риски, банки аккумулируют ресурсы (депозитные операции), перераспределяют их с учетом срока и объема в виде кредитов (ссудные операции) тем субъектам, которые испытывают в денежных, средствах дополнительную потребность. К управленческим (в том числе трастовым, доверительным) операциям банка относится управление инвестиционным портфелем клиента, наличностью, имуществом и ценностями юридических и физических лиц.
Одной из наиболее значимых делений банковских операций по экономическому содержанию это на деление на активные, пассивные и комиссионно-посреднические.
Пассивные операции банков – это совокупность операций, обеспечивающих формирование ресурсов банка.
1. Прием вкладов и депозитов юридических и физический лиц.
2. Выпуск и продажа собственных ценных бумаг (акции, облигации) и финансовых инструментов (векселя, депозитные сертификаты).
3. Получение межбанковских кредитов, в том числе кредитов от Банка России.
При проведении пассивных операций банк выступает в роли должника.
Активные операции банка – это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли.
- расчетные операции – операции по зачислению и списанию средств со счетов клиентов.
- кассовые операции – операции по приему и выдаче наличных денежных средств, осуществляющиеся с физическими и юридическими лицами.
- ссудные операции – операции по предоставлению кредитов физическим и юридическим лицам.
- инвестиционные операции.
- лизинговые
- дилерская деятельность на РЦБ - совершение сделок купли-продажи
ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и или продажи определенных ценных бумаг с обязательством их покупки и или продажи по объявленным им ценам.
- операции с иностранной валютой
При совершении этих операций банк выступает в роли кредитора.
Комиссионно-посреднические операции – это операции, которые банк выполняет по поручению своих клиентов, не отвлекая при этом на их осуществление ни собственных, ни привлеченных средств, за вознаграждение в виде комиссионных.
К ним относятся: расчетно-кассовые операции, брокерские операции с ценными бумагами, гарантийные операции, трастовые операции, информационно-консалтинговые, депозитарные.
Депозитарная деятельность — финансовые услуги, связанные с хранением сертификатов ценных бумаг и/или учёту и переходу прав на ценные бумаги. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, называется депозитарием. Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и/или учёту прав на ценные бумаги, именуется депонентом. Договор, регулирующий их отношения, именуется депозитарным (или договором о счете депо).
Согласно закону «О банках и банковской деятельности» необходимо отличать банковские операции и сделки.
К банковским операциям относятся:
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Кредитная организация помимо перечисленных в части первой настоящей статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:
1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
6) лизинговые операции;
7) оказание консультационных и информационных услуг.
Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, законодатель разграничивает понятие банковской операции и сделки.
Суть различий между банковской операцией и сделкой с участием в ней кредитной организации сводится к следующему:
- операции осуществляет только одна сторона - кредитная организация. В отличие от этого сделку совершают две стороны - кредитная организация и её клиент;
- только кредитная организация должна иметь лицензию на проведение банковской операции.
- банковские операции составляют предмет правового регулирования для публичного права, а сделки преимущественно для частного;
- сделки между кредитной организацией и её клиентами регулируются нормами гражданского законодательства, а банковская операция - нормами банковского законодательства и нормативными актами Банка России.
- Банк России не вправе регулировать своими нормативными актами сделки между кредитными организациями и их клиентами. А федеральные органы исполнительной власти не вправе регулировать банковские операции. Но зато они имеют право своими нормативными актами регулировать сделки;
-несоответствие сделки нормативным актам Банка России не является основанием для признания её недействительной. А несоответствие сделки нормативным актам федеральных органов исполнительной власти влечет их недействительность;
-банковская операция- это регламентируемая банковскими законами и нормативными актами банка России технология реализации банковской сделки. Кредитная организация не вправе отступить от этой технологии. Что же касается совершения сделки, то её стороны действуют по своей воле и своим интересам, что отражается в условиях договора;
Банк России имеет право требовать от кредитной организации, чтобы осуществление банковской операции происходило в соответствии с установленными им банковскими правилами, а кредитная организация обязана придерживаться этих правил.