Рассмотрение и утверждение бюджетов
В соответствии со ст. 94 БК принятие закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год осуществляется не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году.
Принятие решений местными Советами депутатов о бюджете на очередной финансовый год осуществляется до начала планируемого финансового года.
Предложения об уменьшении доходов республиканского бюджета должны определять источники компенсации потерь доходов республиканского бюджета или виды и объем расходов, подлежащих соответствующему сокращению. Предложения об увеличении расходов республиканского бюджета должны определять источники покрытия таких расходов (п. 2 ст. 99 БК).
Принятию проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год предшествуют принятие проекта закона о внесении изменений и (или) дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь и иные законы при необходимости внесения в них изменений (п. 3 ст. 99 БК).
Исполнение бюджетов
Правительство Республики Беларусь обеспечивает исполнение республиканского бюджета. Местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих местных бюджетов (п. 1 ст. 102 БК).
Бюджетная роспись (республиканского бюджета, местных бюджетов) - распределение доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета по кварталам года в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь (ст. 107, 119 БК).
Бюджетная роспись республиканского бюджета утверждается Министерством финансов в месячный срок после принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год (п. 3 ст. 107 БК).
Бюджетная роспись бюджета областного и базового уровней составляется соответствующим местным финансовым органом на основе показателей, утвержденных решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год, в месячный срок после его принятия (п. 2 ст. 119 БК).
Бюджетная роспись бюджета первичного уровня составляется исполнительным и распорядительным органом первичного территориального уровня на основе показателей, утвержденных решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год, в месячный срок после его принятия.
Бюджетная роспись бюджета первичного уровня утверждается исполнительным и распорядительным органом первичного территориального уровня (п. 3 ст. 119 БК).
В Республике Беларусь предусмотрена казначейская система исполнения бюджета, которая обеспечивается органами государственного казначейства, единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу, входящую в состав Министерства финансов, и включают в себя Главное государственное казначейство Министерства финансов и территориальные органы государственного казначейства.
Управление денежными средствами бюджетов осуществляется со счетов по учету средств республиканского бюджета, местных бюджетов и др., открытых Министерству финансов и его территориальным органам, которые в совокупности составляют единый казначейский счет
Исполнение республиканского бюджета по доходам предусматривает (ст. 108 БК):
- зачисление доходов бюджета на единый казначейский счет;
- проведение взаимозачета налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов;
- распределение в соответствии с законом о республиканском бюджете на текущий финансовый год регулирующих доходов республиканского бюджета, зачисление причитающейся доли в доход местных бюджетов;
- завершение операций по распределению поступлений регулирующих и иных распределяемых доходов республиканского бюджета отчетного финансового года, зачисление причитающихся сумм в доход местных бюджетов. Указанные действия производятся в течение первых 10 календарных дней текущего финансового года;
- возврат, зачет сумм, излишне уплаченных (взысканных) или неправильно поступивших в доход республиканского бюджета, в том числе путем взаимозачета задолженности по бюджетным ссудам, бюджетным займам, исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь и другим обязательным платежам в бюджет;
- учет и отчетность по исполнению доходной части республиканского бюджета;
- анализ выполнения доходов;
- распределение пошлин между бюджетами государств - членов Таможенного союза в порядке и размерах, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, перечисление сумм распределенных пошлин, а также иных платежей в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, в бюджеты государств - членов Таможенного союза.
В соответствии со ст. 109 БК республиканский бюджет по расходам исполняется через автоматизированную систему государственного казначейства в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином казначейском счете с обязательным соблюдением основных этапов, которыми являются:
- установление бюджетных назначений распорядителям бюджетных средств на основе утвержденной бюджетной росписи;
- доведение бюджетных назначений до распорядителей бюджетных средств, а также утверждение бюджетных смет получателям бюджетных средств;
- принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
- подтверждение и проверка исполнения денежных обязательств;
- осуществление платежей (расходование бюджетных средств);
- использование товаров (работ, услуг) в целях осуществления функций распорядителями бюджетных средств;
- проведение взаимозачета задолженности юридических лиц по бюджетным ссудам, бюджетным займам, процентам по бюджетным займам, пене, начисленной за несвоевременный возврат бюджетных ссуд, бюджетных займов, а также задолженности по обязательствам, возникшим в случае исполнения Министерством финансов гарантий Правительства Республики Беларусь, и процентам по ним, иным обязательствам, подлежащим уплате в бюджет, и денежных обязательств получателей бюджетных средств перед этим юридическим лицом (иным обязанным лицом), в том числе по средствам государственных целевых бюджетных фондов.
Отчет об исполнении бюджета: