БАКАЛАВРАНТОВ И производственной ПРАКТИКЕ ДЛЯ

Программа практик для бакалаврантов 3, 4, 5-го курсов направления 080100.62 «Экономика» профили «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности» и студентов 4, 5, 6-го курсов специальности 080109.65 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» всех форм обучения

Хабаровск 2013

ББК У 052

Х 12

Бухгалтерский учёт, анализ и аудит : программа практик для бакалаврантов 3, 4, 5-го курсов направления 080100.62 «Экономика» профили «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности» и студентов 4, 5, 6-го курсов специальности 080109.65 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» всех форм обучения/ сост. О. Б. Вахрушева. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2013. – 24 с.

Рецензент В. И. Приходько, главный бухгалтер Некоммерческого партнёрства «Да-льневосточная региональная палата аудиторов»

Утверждено издательско-

библиотечным советом в качестве

методических указаний для студентов

Редактор Г.С. Одинцова

Подписано в печать ________________Формат 60×84/16. Бумага писчая.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,4 . Уч.-изд. л. 1,0 .

Тираж 70 экз. Заказ ___________________________________________________________________

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ

 
© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения  
2. Цели и задачи практики  
3. Организация практики  
4. Обязанности кафедры  
5. Обязанности студентов  
6. Содержание отчёта по учебной практике для бакалаврантов и производственной практике для специалистов    
6.1 Указания к написанию отчёта по учебной практике для бакалаврантов и производственной практике для специалистов (раздел «Бухгалтерский учёт и отчётность»)      
6.2 Указания к написанию отчёта по учебной практике для бакалаврантов и производственной практике для специалистов (раздел «Экономический анализ»)      
7. Содержание отчёта по производственной практике для бакалаврантов и преддипломной практике для специалистов    
8. Требования, предъявляемые к отчёту по практике. Защита отчёта  

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Учебная и производственная практики для бакалаврантов направления 080100.62 «Экономика» профили «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности» и студентов специальности 080109.65 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» являются частью подготовки экономистов по бухгалтерскому учёту, аудиту и экономическому анализу.

Практики позволяют закрепить полученные знания по экономическим дисциплинам, приобрести навыки практической работы в экономических службах организаций и учреждений.

Учебная практика для бакалаврантов проводится по окончании 6-го семестра. Продолжительность учебной практики для бакалаврантов очной формы обучения – 2 недели, для студентов заочной формы обучения – 2 недели, но если студенты-заочники работают по профилю более года, производственная практика перезачитывается.

Производственная практика для бакалаврантов проводится по окончании 8-го семестра. Продолжительность производственной практики для бакалаврантов очной и заочной форм обучения – 4 недели.

Производственная практика для студентов специальности 080109.65 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» проводится по окончании 8-го семестра. Продолжительность производственной практики для студентов-очников – 3 недели, для студентов-заочников – 2 недели, но если студенты работают по специальности более года, производственная практика перезачитывается.

Преддипломная практика для студентов специальности 080109.65 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» проводится по окончании 9-го семестра. Продолжительность преддипломной практики для студентов очной формы обучения – 10 недель, для студентов заочного обучения – 4 недели.

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом подготовки бакалаврантов направления 080100.62 «Экономика» профили «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности» и экономистов по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ

Целью практик для бакалаврантов и специалистов является приобретение практических навыков организации и ведения бухгалтерского учёта, составления отчётности, проведения внутреннего аудита, экономического анализа и контроля в организациях и учреждениях.

В связи с этим во время практики студентам необходимо решить ряд задач:

– изучить организацию бухгалтерского учёта экономического субъекта, порядок составления, представления годовой и квартальной отчётности, а также систему налогообложения;

– провести экономический анализ деятельности организации и аудит;

– собрать практические материалы для написания отчёта по практике, продолжения НИРС или по теме выпускной работы;

– оформить результаты прохождения практики в отчёт согласно требованиям ГОСТа.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Учебная практика для бакалаврантов и производственная практика для специалистов организуется кафедрой аудита и экономического анализа, а производственная практика для бакалаврантов и преддипломная для специалистов – кафедрой бухгалтерского учёта и контроля и кафедрой аудита и экономического анализа.

Кафедра проводит организационное собрание студентов перед началом практики, где определяются цели и задачи практики, доводятся до сведения студентов их обязанности в период прохождения практики, обсуждается порядок представления отчёта и его защиты.

На время прохождения практики студентам назначаются руководители от академии – преподаватели кафедры бухгалтерского учёта и контроля, аудита и экономического анализа, от организаций – руководитель, главный бухгалтер или заместитель главного бухгалтера организации. Перед началом практики студент должен обсудить с руководителями план прохождения практики и определить индивидуальное задание, обсудить тему проверки по аудиту, определить с руководителем выпускной работы вопросы исследования.

В период прохождения практики студенты подчиняются внутреннему распорядку организации.

В зависимости от темы, выбранной для проверки и проведения исследования, местом прохождения практики может быть бухгалтерия, финансово-экономический отдел, служба снабжения и сбыта, другие службы и отделы, имеющие необходимую информацию.

По окончании прохождения практики студенты должны защитить отчёт по практике своему руководителю.

ОБЯЗАННОСТИ КАФЕДРЫ

В обязанности кафедр бухгалтерского учёта и контроля, аудита и экономического анализа входит:

– разработка и согласование с организациями программы практики;

– назначение руководителей практики каждому студенту;

– организация работы по ознакомлению руководителей от организации с программой практики и требованиями, предъявляемыми к оформлению отчёта, организацией защиты отчётов;

– рассмотрение отчёта по практике;

– заполнение дневника;

– по окончании практики организация и проведение научно-практической конференции по результатам проведённого исследования.

Руководитель от кафедры для углубления знаний студентов и сбора необходимой информации выдает студентам индивидуальные задания сверх программы практики, о чём должна быть запись в дневнике.

ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ

Студенты при прохождении практики обязаны:

– полностью выполнить задания, предусмотренные программой практики, и индивидуальные задания, выданные руководителями практики;

– подчиняться правилам внутреннего распорядка работы экономического субъекта, где проходят практику;

– изучать и строго соблюдать правила техники безопасности, охраны труда и другие условия работы на объекте;

– участвовать в работе НИРС по заданию руководителя практики от академии;

– нести ответственность за выполнение работы и её результаты;

– представить руководителю практики письменный отчёт о выполнении всех заданий, исправить замечания и защитить отчёт в установленные приказом и учебным планом сроки;

– подготовить сообщение и выступить на конференции по итогам практики.

Студенты, не выполнившие программу практики или получившие отрицательный отзыв руководителя от базы практики или неудовлетворительную оценку при защите отчёта, направляются на практику вторично или отчисляются из академии как не выполнившие учебный план.

Лучшие отчёты, выполненные в соответствии с планом, могут быть представлены на конкурс с дальнейшим поощрением.

Студентам, работающим в период практики на ставках, сохраняется стипендия в полном размере.

СОДЕРЖАНИЕ отчёта по УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ДЛЯ

БАКАЛАВРАНТОВ И производственной ПРАКТИКЕ ДЛЯ

СПЕЦИАЛИСТОВ

Отчёт по учебной практике для бакалаврантов и производственной практике для специалистов должен включать в себя следующие разделы:

– бухгалтерский учёт и отчётность;

– экономический анализ.

6.1. Указания к написанию отчёта по учебной практике для бакалаврантов и производственной практике для специалистов (раздел «Бухгалтерский учёт и отчётность»)

В первую часть отчёта по практике входят следующие разделы:

1. Характеристика организации. Направления деятельности.

2. Организация бухгалтерского учёта и внутрихозяйственного контроля:

– учёт основных средств;

– учёт материалов;

– учёт нематериальных активов;

– учёт расходов на производство продукции (работ, услуг);

– калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг;

– учёт готовой продукции и продажи продукции (работ, услуг);

– учёт денежных средств; расчётных и кредитных операций;

– учёт финансовых вложений;

– учёт финансовых результатов и распределения прибыли;

– учёт собственного капитала;

– учёт внешнеэкономической деятельности;

– общие вопросы организации работы бухгалтерского аппарата в организации;

– система управленческого учёта и контроля;

– учётная политика организации.

3. Квартальная и годовая отчётность организации: порядок её заполнения и представления.

В первом разделе необходимо привести основные технико-экономические показатели, характеризующие деятельность организации; организационную структуру, систему управления, организационные особенности, наличие структурных подразделений и филиалов, порядок формирования уставного капитала, условия реорганизации и ликвидации, направления деятельности организации. Кроме того, в данном разделе можно охарактеризовать основных поставщиков сырья и материалов, товаров и дать информацию об основных покупателях, описать взаимоотношения организации с банком и т.д.

На основе рассмотренной информации необходимо сделать выводы о перспективах развития экономического субъекта.

Во втором, основном, разделе должны быть рассмотрены система организации бухгалтерского учёта и контроля, учётная политика организации.

При изучении этого раздела следует раскрыть такие вопросы по основным подразделам:

1. Учёт основных средств: основные средства и их классификация, оценка и переоценка основных средств, организация аналитического учёта основных средств, учёт поступления и выбытия, начисление и учёт амортизации, учёт ремонта и модернизации основных средств, учёт арендованных основных средств, инвентаризация основных средств и порядок отражения её результатов.

2. Учёт нематериальных активов: понятие и оценка, учёт поступления и выбытия, начисление амортизации.

3. Учёт материалов. Материалы и их классификация, оценка в балансе, в текущем учёте и при списании в производство, учёт материалов на складе, учёт поступления материалов и расчетов с поставщиками, учёт отпуска в производство, продажи материалов, инвентаризации материальных ценностей и порядок регулирования результатов.

4. Учёт расходов на оплату труда: учёт личного состава и использования рабочего времени, формы и системы оплаты труда, начисление заработной платы по действующей системе оплаты труда, система удержаний из заработной платы, учёт расчётов по оплате труда, учёт отчислений в социальные фонды.

5. Учёт расходов на производство продукции (работ, услуг): классификация затрат, организация аналитического учёта затрат на производство, порядок списания затрат в себестоимость продукции (работ, услуг), учёт потерь производства; варианты сводного учёта затрат, оценка и учёт незавершённого производства, особенности учёта вспомогательного производства, методы учёта затрат на производство и калькулирование себестоимости.

6. Учёт готовой продукции и её продажи: оценка и учёт готовой продукции, учёт продажи продукции, учёт расходов на продажу, особенности учёта продажи выполненных работ, услуг.

7. Учёт денежных средств, расчётных и кредитных операций: учёт кассовых операций, операций на расчётном и прочих счетах в банке, учёт подотчётных сумм, формы расчётов, учёт расчётных операций (за готовую продукцию (выполненные работы, услуги), с бюджетом (по видам налогов), по претензиям, учёт дебиторской и кредиторской задолженности, учёт кредитных операций, займов и др.

8. Учёт финансовых вложений: классификация, учёт финансовых вложений.

9. Учёт финансовых результатов: состав, учёт прочих доходов и расходов, формирование конечного финансового результата.

10. Учёт собственного капитала: учёт уставного и добавочного капитала, учёт резервного капитала, учёт целевого финансирования и поступления, учёт прибылей и убытков.

11. Учёт внешнеэкономической деятельности: учёт операций на валютном счете в банке, учёт экспортных операций, учёт импортных операций, учёт операций по расчётам в иностранной валюте, с подотчётными лицами по загранкомандировкам и представительским расходам и др.

12. Система управленческого учёта и контроля: организация и методы аналитического обоснования управленческих решений в организации; а также систему внутреннего контроля (субъекты, методы, формы контроля, ответственность и др.).

13. Учётная политика организации: организационный и методический аспект учётной политики, порядок её оформления.

Изучение системы бухгалтерского учёта следует осуществлять по значимым разделам в зависимости от того, какими видами деятельности занимается организация. В связи с этим отдельные подразделы могут быть пропущены или разработаны дополнительные (например, в торговых организациях – оценка товаров, учёт поступления товаров, учёт продажи товаров в розничной и оптовой торговле, расчёт надбавки по проданным товарам в розничной торговле, учёт расходов на продажу).

Для полного описания системы бухгалтерского учёта необходимо по каждому разделу:

1) перечислить первичные документы и учётные регистры;

2) порядок учёта;

3) составить схему бухгалтерских проводок, имеющих место в данной организации.

При оценке уровня организации бухгалтерского учёта необходимо изучить:

– принятую форму бухгалтерского учёта, способ обработки учётной информации;

– закрепление персонала за отдельными разделами учёта по следующей схеме:

Работник Участок учётных работ Способ ведения Выходные данные
Должность Учёт кассовых и банковских операций Ручной Журнал-ордер 1,2 Ведомость 1,2
Должность Учёт заработной платы Автоматизиро-ванная Учётные регистры

– соответствие плана счетов, отражённых по Главной книге, плану счетов, принятому в приказе об учётной политике (рабочий план счетов);

– наличие рабочего плана инвентаризации и его соответствие действующему законодательству РФ.

В случае обнаружения недостатков необходимо разработать предложения по совершенствованию с учётом особенностей организации и системы учёта на конкретном предприятии.

В отчёте по практике необходимо не просто описывать существующую систему учёта, но и указывать нерешённые проблемы и выявленные недостатки.

К этому разделу отчёта прилагаются: приказ об учётной политике, заполненные формы первичных документов и учётных регистров, используемые в практике данной организации.

В третьем разделе раскрывается состав, порядок составления и представления отчётности данной организации:

– документы (нормативные и разработанные в организации), определяющие порядок составления отчётности пользователям;

– состав годовой отчётности;

– источники информации для составления форм отчётности;

– порядок составления отчётности: исполнители, сроки, порядок заполнения форм, особенности составления отчётности по различным видам деятельности;

– система внутренней отчётности (пользователи, порядок составления и представления), значение этого вида отчётности;

– сроки представления отчётности различным пользователям (банку, налоговой инспекции, отделам статистики, учредителям и другим пользователям);

– внутренний и внешний контроль за достоверность отчётности организации.

В этом разделе описывается действующая практика и имеющиеся недостатки. К отчёту по практике должны быть приложены заполненные типовые формы годовой отчётности.

Каждый раздел отчёта по практике должен учитывать отраслевые и организационные особенности, т.е. часть предложенных вопросов может быть пропущена, или, наоборот, в отчёт могут быть включены дополнительные вопросы для более полного освещения разделов отчёта. Поэтому до начала практики рекомендуем проработать содержание отчёта с руководителями практики от академии.

6.2. Указания к написанию отчёта по учебной практике для бакалаврантов и производственной практике для специалистов (разделы «Аудит» и «Экономический анализ»)

Отчёт по учебной практике для бакалаврантов и производственной практике для специалистов должен содержать экономический анализ деятельности организации.

Экономический анализ проводится студентом за отчётный период по сравнению с предыдущим. Однако можно провести анализ за более продолжительный период или только за отчётный год с детализацией по кварталам. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку, проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени, определяется влияние факторов на величину результативных показателей, выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности и перспективы. Ценность анализа заключается в изучении отчётных данных в комплексе за соответствующий период, в результате которого обеспечивается более полная оценка деятельности организации и использования имеющихся возможностей.

Экономический анализ, проводимый в рамках оценки финансово-хозяйственной деятельности организации, может быть представлен в отчёте как процесс, при помощи которого мы оцениваем прошлое и текущее хозяйственное и финансовое положение организации, результаты её деятельности. Главной целью анализа будет являться оценка финансово-хозяйственной деятельности организации относительно будущих условий существования и соответственно обоснования прогнозных ожиданий и направлений её развития.

Вопросы, необходимые для рассмотрения, следующие:

– вертикальный и горизонтальный анализ отчётности;

– анализ ликвидности и платёжеспособности на основе абсолютных и относительных показателей;

– анализ финансовой устойчивости;

– анализ финансовых результатов (анализ динамики прибыли организации в разрезе отдельных слагаемых, расчёт резервов роста прибыли);

– анализ использования ресурсов организации;

– анализ использования трудового потенциала организации;

– анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами;

– анализ использования рабочего времени, их влияние на выпуск продукции (работы, услуги) и себестоимость;

– анализ показателей эффективности использования трудовых ресурсов;

– анализ расходов на оплату труда, расчёт оптимального соотношения роста заработной платы и производительности труда;

– анализ эффективного использования основных фондов;

– анализ технического уровня развития организации;

– общая оценка эффективности использования основных фондов;

– анализ использования оборудования и производственной мощности организации.

– анализ степени обновления основных фондов и оценка вариантов организационно-технического совершенствования производства;

– резервы увеличения выпуска продукции, работ, услуг и фондоотдачи;

– анализ эффективности использования материальных ресурсов;

– анализ организации системы снабжения;

– расчёт оптимального размера партии заготавливаемых материалов;

– анализ поступления и использования материалов, проанализировать действующую практику включения материальных затрат в себестоимость с точки зрения соответствия методам ФИФО, средней цены. Обосновать более приемлемый метод для существующих условий налогообложения прибыли и изменения рыночных цен на материалы и перевозки;

– анализ показателей эффективности использования материальных ресурсов и их влияние на выпуск и себестоимость продукции, работ, услуг (для торговых предприятий анализ проводить по показателю товарооборота и валового дохода).

После каждого раздела делается вывод по результатам анализа с предложением конкретных мероприятий по улучшению деятельности организации.

Если в организации при прохождении производственной практики имеет место внешнеэкономическая деятельность,то анализ внешнеэкономической деятельности является одним из самостоятельных направлений экономического анализа. Для его проведения используются следующие источники данных:

– первичные документы экономического субъекта по внешнеэкономическим операциям: контракты, договоры, импортные поручения заказчиков; счета, платежные требования поставщиков с приложением спецификаций, сертификатов о качестве товаров, дубликатов или квитанций грузового сообщения, коносаментов, накладных автотранспортного, речного и воздушного сообщения и других, свидетельствующих об отгрузке товаров в установленные адреса, извещения ТЭК о переходе товаром границы; приемные акты, подтверждающие поступление товаров в порты и на склады и др.;

– учётные регистры – карточки оперативного учёта контрактов, журналы регистрации счетов, журналы-ордера, выписанных иностранным покупателям и др.;

– отчёты о реализации экспортных и реэкспортных товаров и услуг, о поставках импортных товаров и услуг, о накладных расходах по импорту товаров, об исполнении смет расходов, о состоянии иностранной дебиторской и кредиторской задолженностей;

– бухгалтерская отчётность организации.

Также при анализе привлекается и нормативно-справочная литература, содержащая сведения об общих условиях поставок товаров на экспорт и импорт; общие условия поставок товаров между организациями, словари стран, портов, пограничных станций, правила и условия оплаты труда работников за границей, справочники внутренних цен и др.

При осуществлении организацией внешнеэкономической деятельности студенту необходимо провести анализ по следующим основным направлениям:

– анализ выполнения обязательств по экспортным и импортным операциям – проводится с точки зрения выполнения обязательств по срокам поставки и по количеству товаров (работ, услуг);

– анализа качества и конкурентоспособности экспортных и импортных товаров – предполагает оценку динамики доли товаров, на которые получены и удовлетворены рекламации; анализ основных характеристик товаров (работ, услуг) с точки зрения их конкурентоспособности в текущих рыночных условиях;

– анализ динамики экспорта и импорта товаров и услуг – проводится для определения изменений общей стоимости экспорта и импорта, их товарной структуры, географических направлений, цен. Желательно проводить такое сравнение за период 3 – 5 лет с использованием индексных и прочих методов экономического анализа;

– анализ динамики оборота внешнеэкономической деятельности осуществляется оценка объёмов экспорта и импорта, их структуры, факторов влияющих на это изменение;

– анализ оборачиваемости оборотного капитала при внешнеэкономической деятельности – движение оборотного капитала при внешнеэкономической деятельности несколько отличается от традиционной схемы, при анализе рассчитываются показатели числа оборотов оборотного капитала, продолжительности одного оборота, экономического результата от изменения оборачиваемости. При этом большое внимание необходимо уделить выявлению факторов, способствующих ускорению оборачиваемости оборотного капитала;

– анализ накладных расходов по экспорту и импорту – производится анализ накладных расходов как в абсолютном, так и в относительном выражении, выявляются факторы, влияющие на их изменение, и направления сокращения расходов;

– анализ эффективности экспортных и импортных операций – необходимо определить показатели эффективности экспортных и импортных операций и провести их факторный анализ для определения резервов и направлений повышения эффективности;

– анализ финансовых результатов от внешнеэкономической деятельности –проводится анализ состава и структуры полученных финансовых результатов,

– факторный анализ прибыли от продаж и чистой прибыли с выявлением резервов их увеличения;

– анализ финансового состояния организации, занимающейся внешнеэкономической деятельностью предполагает горизонтальный и вертикальный анализ баланса организации, анализ её платёжеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности, прогнозирование банкротства и другие традиционные направления анализа финансового состояния. При этом выявляются резервы и разрабатываются мероприятия по улучшению финансового положения организации.

При прохождении производственной практики на предприятиях общественного питаниястуденты учитывают существующие проблемы и современные тенденции развития данной отрасли, руководствуются методами факторного анализа товарооборота, расходов на производства и продажу, производительности труда, финансовых результатов, а также методиками перспективного анализа выбора ассортимента продукции.

Основными вопросами для изучения должны являться:

– выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на объём производства и реализации выпускаемой продукции, снижения затрат;

– изучение и использование резервов повышения экономического потенциала, качества и эффективности работы организации; изыскания финансовых возможностей улучшения обслуживания контингента организации.

При анализе товарооборота предприятий общественного питания следует учитывать его особенности разделения на розничный, оптовый и валовой. Следует провести анализ состава, структуры, динамики товарооборота в общем, а также в ассортиментном разрезе, т.е. по группам товаров, причём выпуск и продажу собственной продукции рекомендуется изучать отдельно.

При проведении факторного анализа товарооборота общественного питания должны быть рассчитаны факторы, связанные со снабжением сырьём и товарами, с обеспеченностью и эффективностью использования трудовых ресурсов, с состоянием, развитием и использованием материально-технической базы предприятий питания.

В процессе анализа расходов на производства и продажу студентом должны быть определены:

– уровень к общему объёму товарооборота, к объёму продажи продукции собственного производства и покупных изделий;

– степень выполнения плана, оценивают динамику расходов, выявление экономии или перерасхода;

– влияние факторов.

Анализ расходов рассматривают в увязке с изучением других показателей производственной, торговой и финансовой деятельности предприятия общественного питания.

При анализе финансовых результатов предприятия общественного питания студентами должны быть рассмотрены следующие вопросы:

– изучение и оценка изменения валового дохода и его составляющих (реализованных торговых скидок и наценок);

– выявление и измерение влияния факторов на валовой доход;

– изучение показателей прибыли, рентабельности и измерения влияния факторов на конечные финансовые результаты.

Анализ финансовых результатов начинают с изучения валового дохода и проводят по сумме и по уровню, а также рассматривают степень выполнения плана и динамику. Факторный анализ прибыли предприятий общественного питания проводят подобно анализу на предприятиях торговли. Анализ влияния факторов на валовой доход и факторный анализ прибыли можно объединить.

Таким образом, в факторном анализе финансовых результатов должно быть определено влияние товарооборота, среднего уровня валового дохода, изменения цен, изменения среднего уровня издержек обращения. Влияние изменения структуры товарооборота на финансовый результат определяют методом процентных чисел. При определении изменения дохода под влиянием структурных сдвигов в составе товарооборота выделяют собственную продукцию и покупные изделия и рассчитывают влияние изменения их удельного веса в общем объеме товарооборота. Рентабельность работы предприятия общественного питания определяют отношением показателей прибыли к товарообороту или к стоимости имущества, или к отдельным его видам. Аналогично рассчитывают влияние товарооборота, валового дохода и расходов на уровень рентабельности.

По итогам проведённого анализа и расчетам студенты должны выяснить причины происшедших изменений в работе организации питания, дать рекомендации, разработать способы и средства увеличения объёма продаж, производительности труда, сокращения затрат, повышения их эффективности; принять оптимальные решения при формировании состава производимой продукции, максимально улучшить финансовые результаты.

При прохождении практики в организациях туристического и гостиничного бизнесастудентом необходимо руководствоваться методами анализа в исследуемых отраслях. Студенты в ходе прохождения производственной практики должны:

– проанализировать и обосновать предпринимательские прогнозы, перспективные решения, выбор решений по аренде или приобретению площадей в собственность, закупке собственного транспорта или привлечения его от сторонней организации;

– оценить эффективность использования площадей,

– определить влияние факторов на рентабельность, эффективность использования площадей;

– выявить резервы повышения экономической эффективности гостиничной и туристической деятельности.

При использовании в гостиничном хозяйстве и туризме методов анализа, характерных для других отраслей, следует иметь в виду, что показатели отдачи и доходности могут рассчитываться как в традиционном порядке, так и по показателю стоимости турпродукта как в денежном, так и в натуральном выражении (количество предоставленных койкосуток, количество предоставленных туродней).

Если туристическая или гостиничная организация связана с валютными операциями, в анализе следует уделить внимание:

– оценке доходов и расходов по курсовым разницам в операциях с иностранной валютой;

– сравнить отраженные в бухгалтерском учёте доходы, расходы, а также результаты от доходов и расходов по курсовым разницам в динамике.

Программа практики анализу в торговых организацияхопределяет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при прохождении практики и написанию отчёта.

При проведении анализа деятельности торговых организаций особое внимание необходимо обратить на вопросы, связанные со спецификой деятельности торговой организации и на проведение анализа специальных показателей.

На первом этапе анализа изучаются показатели товарооборота по объёму, ассортименту и структуре. Анализ состава товарооборота проводят с изучением динамики оптового и розничного товарооборота. При анализе структуры товарооборота изучают соотношение отдельных товарных групп или товаров в общем объёме товарооборота в динамике.

При анализе выполнения договорных обязательств по поставкам товаров анализ проводят в разрезе товарных групп, поставщиков, сроков поставок.

При анализе расходов на продажу изучают динамику их состава, структуры, а также определяют относительные показатели расходов на продажу (уровень расходов) в целом по организации и по отдельным товарам или товарным группам, проводят факторный анализ, выявляют абсолютный и относительный перерасход или экономию.

Особое внимание уделяют анализу валового дохода. Для этого изучают абсолютные и относительные показатели валового дохода, проводят факторный анализ его изменений.

При анализе расходов на продажу и валового дохода определяют влияние на их изменение состава и структуры товарооборота с помощью метода процентных чисел.

Анализ прибыли от продаж в торговле также имеет свои особенности. При проведении факторного анализа определяют влияние на изменение величины прибыли от продаж объема товарооборота, уровня расходов на продажу и уровня торговых наценок (валового дохода).

На заключительном этапе анализа проводят анализ оптимизации прибыли и затрат с помощью маржинального анализа. При этом определяют безубыточный объём продаж, запас финансовой прочности в стоимостном выражении и в процентах.

Студентам, проходящим производственную практику в коммерческих банках,необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1. Анализ активов и пассивов коммерческого банка:

– исследование структуры актива и пассива баланса;

– группировка оборотного баланса по экономическому содержанию;

– анализ структуры актива и пассива, расчёт темпов роста;

– методики анализа собственных и привлечённых средств банка;

– анализ направлений использования средств банка;

– расчёт основных показателей, характеризующих надёжность банка на основе данных баланса, их факторный анализ.

2. Анализ финансовых результатов и рентабельности коммерческого банка:

– анализ объёма и структуры доходов и расходов банка, их группировка по экономическому содержанию;

– использование факторного анализа для оценки влияния взаимосвязанных факторов на изменение совокупных доходов и расходов;

– факторный анализ процентных доходов и расходов;

– использование финансовых коэффициентов для оценки уровня доходов и расходов банка;

– изучение значений этих показателей в динамике и их факторный анализ;

– выявление и расчёт резервов, составление выводов и рекомендаций;

– анализ прибыльности и рентабельности деятельности банков: расчёт и изучение результативности различных видов деятельности банка, выявление факторов оказавших влияние на эти показатели и расчёт размера этого влияния, оценка процентной политики банка по полученным результатам;

– анализ эффективности ценовой политики банка, порядок расчёта номинальной и реальной цены банковских ресурсов;

– расчёт показателей оценки прибыльности и рентабельности деятельности банка, факторный анализ рентабельности активов, расчёт минимально допустимого дохода;

– анализ резервов роста прибыли, увеличения доходности и рентабельности деятельности коммерческого банка.

Студенты, проходящие производственную практику в бюджетных организациях,должны рассмотреть следующие вопросы:

1. Характеристика бюджетной организации. Направления деятельности.

2. Анализ деятельности бюджетного учреждения.

В первом разделе необходимо привести в динамике основные технико-экономические показатели, характеризующие деятельность бюджетной организации (объём бюджетного финансирования, бюджетный уровень финансирования, объём оказанных услуг, численность и категории работников, общий размер оплаты труда бюджетных работников, стоимость основных фондов, фондовооружённость и др.); организационную структуру и систему управления (привести схему организационной структуры), организационные особенности, наличие структурных подразделений, направления деятельности организации и др. Кроме того, в данном разделе можно охарактеризовать основных поставщиков материалов, товаров, продукции; описать взаимоотношения организации с вышестоящей организацией, ведомством, министерством, распорядителем, главным распорядителем бюджетных средств.

На основе рассмотренной информации необходимо сделать выводы о перспективах развития бюджетной организации.

Во втором разделе следует провести анализ деятельности бюджетной организации по её основным направлениям:

– анализ бюджетного финансирования (анализ обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами, анализ правильности определения размера финансирования учреждения);

– анализ кассовых и фактических расходов бюджетной организации (горизонтальным и вертикальным методом анализа: анализ соотношения кассовых и фактических расходов);

– факторный анализ статей сметы расходов;

– анализ использования сметы расходов бюджетной организации (анализ соблюдения сметных назначений);

– анализ основных средств бюджетной организации (анализ состава, структуры, состояния основных средств учреждения, анализ эффективности использования основных средств);

– анализ материальных расходов (анализ обеспеченности учреждения материальными ресурсами, анализ эффективности использования материальных ресурсов, анализ движения материальных ценностей);

– анализ труда и заработной платы (анализ обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами, анализ численности, состава и структуры персонала, анализ использования рабочего времени и эффективности труда персонала, анализ расходов на оплату труда);

– анализ дебиторской и кредиторской задолженности (анализ состава, структуры и динамики дебиторской и кредиторской задолженности; сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности);

– анализ внебюджетных средств (анализ формирования, использования внебюджетных средств, анализ формирования, использования внебюджетных средств, анализ отклонений и фактических расходов от сметных назначений) и др.

7. содержание ОТЧЁТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ДЛЯ БАКАЛАВРАНТОВ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ ДЛЯ

СПЕЦИАЛИСТОВ

Отчёт по производственной практике для бакалаврантов и преддипломной практике для специалистов должен содержать следующие разделы:

1. Характеристика организации. Направления деятельности.

2. Организация бухгалтерского учёта. Учётная политика.

3. Состав, порядок составления и представления годовой и квартальной отчётности организации.

4. Налоговый учёт.

5. Экономический анализ.

6. Аудит.

В первом разделе необходимо привести основные технико-экономические показатели, характеризующие деятельности организации: организационная структура, система управления, организационные особенности, наличие структурных подразделений и филиалов, порядок формирования уставного капитала, условия реорганизации и ликвидации, направления деятельности. Кроме того, в данном разделе можно охарактеризовать основных поставщиков сырья и материалов, товаров и дать информацию об основных покупателях, описать взаимоотношения предприятия с банком и т.д.

На основе рассмотрения имеющейся информации необходимо сделать выводы о перспективах развития организации.

Во втором разделе должны быть рассмотрены вопросы организации бухгалтерского учёта и выбора учётной политики.

При оценке уровня организации бухгалтерского учёта необходимо изучить:

– принятую форму бухгалтерского учёта в организации, способ обработки учётной информации;

– соответствие плана счетов, отражённых по Главной книге, плану счетов, принятому в приказе об учётной политике (рабочий план счетов);

– наличие рабочего плана инвентаризации на предприятии и его соответствие нормативной базе;

– порядок оформления учётной политики предприятия и её соответствие действующему законодательству;

– раскрыть принятые элементы учётной политики:

1. Варианты отражения в учёте и отчётности долгосрочных активов, оборотных активов и результатов хозяйственной деятельности.

2. Методы оценки активов в текущем учёте, балансе и отчётности.

3. Методы амортизации и погашения стоимости активов и т.д.

В случае обнаружения недостатков дать предложения по совершенствованию с учётом особенностей организации и учёта на данном предприятии.

Предложения студентов по устранению выявленных недостатков могут быть использованы ими в выпускной работе как предлагаемые элементы новизны.

В приложениях по этому разделу прилагается приказ об учётной политике.

В третьем разделе раскрывается состав, порядок составления и представления отчётности данной организации:

– документы (нормативные и разработанные на предприятии), определяющие порядок составления и представления отчётности пользователям;

– состав годового отчёта;

– порядок составления отчётности на предприятии: исполнители, сроки, особенности составления отчётности по различным видам деятельности;

– система внутренней отчётности (пользователи, порядок составления представления), значение этого вида отчётности;

– сроки представления отчётности различным пользователям (банку, налоговой инспекции, органам статистики, учредителям, другим организациям);

– внутренний и внешний контроль достоверности балансов и отчётов.

Этот раздел должен описывать действующую практику и имеющиеся недостатки. К отчёту по практике должны быть приложены заполненные типовые формы годовой отчётности.

Четвёртый раздел предполагает изучение и анализ действующей системы налогообложения конкретной организации. В нём должны найти отражение следующие вопросы:

– особенности исчисления и порядок уплаты, налоговый учёт налога на прибыль: расчёт налогооблагаемой прибыли, система льгот, принятая в организации, ставки налога, особенности расчёта налога на прибыль при осуществлении нескольких видов деятельности, порядок уплаты налога на прибыль;

– налоги, относимые на уменьшение выручки от продажи продукции (работ, услуг): перечень налогов, особенности расчёта налогооблагаемой базы, ставки, порядок уплаты; особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость и др.;

– налоги и сборы, источниками уплаты которых являются прочие расходы предприятия: состав, базы налогообложения, ставки; особенности исчисления налога на имущество и др.

– налоги, сборы и платежи во внебюджетные фонды, относимые на расходы организации: состав, база налогообложения по каждому налоговому платежу и взносу, ставки, порядок уплаты;

– бухгалтерский учёт налогов и сборов;

– проверка достоверности расчётов по налогам и остатка по счетам 68, 69 в балансе;

– анализ возможности снижения налоговых платежей.

При прохождении студентом практики в коммерческом банке в разделе отчётность и налогообложение банков должны быть отражены следующие вопросы:

- система внутренней и внешней отчётности банка, порядок составления и представления, ответственные лица, содержание отчётности;

- особенности налогообложения прибыли банков;

- порядок исчисления среднегодовой стоимости имущества банка для расчета налога на имущество;

- обороты, облагаемые налогом на добавленную стоимость;

- порядок исчисления налогов в дорожные фонды, местных налогов и сборов;

- исчисление и уплата налога на операции с ценными бумагами.

К отчёту прилагаются заполненные типовые формы расчетов налогов в бюджет и внебюджетные фонды за отчётный период.

Для более полного сбора материалов по теме выпускной работы рекомендуем обязательно проконсультироваться с руководителем выпускной работы и руководителем практики от организации.

В отчёт по практике в части экономического анализа должно войти следующее:

1. Анализ деятельности организации по выбранной теме выпускной работы. Например, тема выпускной работы «Учёт, аудит и анализ финансовых результатов» предполагает более подробный анализ финансовых результатов организации.

2. Один из предлагаемых разделов экономического анализа:

– анализ объёмных показателей выпуска и реализации продукции;

– анализ использования ресурсов (трудовых, основных фондов, материальных ресурсов);

– анализ доходов и расходов;

– анализ финансового результата;

– анализ финансового состояния.

Прежде чем приступить к написанию отчёта, в первую очередь необходимо изучить, в какой форме организована аналитическая работа в организации: проводится специальным отделом, формируются временные группы специалистов для решения аналитических задач, проведение анализа отдельных аспектов деятельности организации является обязанностью работников (главного бухгалтера, работника финансовой службы, экономистов), приглашаются специалисты сторонних организаций. При отсутствии в организации аналитической работы следует обосновать необходимость проведения анализа и сделать рекомендации по организации этой работы.

Анализируемый период выбирается студентом самостоятельно с учётом времени и особенностей работы организации. Наиболее целесообразным является анализ работы организации в отчётном году по сравнению с предыдущим, однако, принимая во внимание наличие данных за этот период, их сопоставимость и необходимость такого анализа для предприятия, можно провести анализ за более продолжительный период или только за отчётный год с детализацией по кварталам.

В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку, проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени, определяется влияние факторов на величину результативных показателей, выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности и перспективы. Ценность анализа заключается в изучении отчётных данных в комплексе за соответствующий период, в результате которого обеспечивается более полная оценка деятельности организации и использования имеющихся возможностей. Тогда экономический анализ, проводимый в рамках оценки финансово-хозяйственной деятельности организации, может быть представлен в отчёте как процесс, при помощи которого мы оцениваем прошлое и текущее хозяйственное и финансовое положение организации, результаты её деятельности. Главной целью анализа будет являться оценка финансово-хозяйственной деятельности организации относительно будущих условий существования и соответственно обоснования прогнозных ожиданий и направлений её развития.

Раздел аудита предполагает изучение вопросов, связанных с организацией аудиторской проверки одного из объектов учёта и проведение проверки в составе специальной группы или самостоятельно студентом. Выбор проверки определяется самим студентом самостоятельно и должен быть связан с предметом выпускной работы.

На первоначальном этапе необходимо проанализировать стратегию аудиторской проверки, принятой в организации: а) планирование аудита; б) предплановая подготовка; в) получение общей информации об организации; г) оценка материальности (существенности) и аудиторского риска.

На втором этапе необходимо обосновать методику проведения аудиторской проверки организации, обратив внимание на следующие вопросы:

1) общий обзор бухгалтерской отчётности организации;

2) проверка сохранности и использования товарно-материальных ценностей;

3) проверка сохранности и использования основных средств;

4) проверка нематериальных активов;

5) проверка расчётно-кредитных операций;

6) проверка финансовых результатов деятельности организации;

7) общий вывод по результатам аудиторской проверки организации.

Наши рекомендации