Тем же приемом вводного можно читать все те части текста, которые мы считаем второстепенными и хотим затушевать, не выделять при чтении.
Например:
«А во втором часу ночи, I при заходящем за тускло блестящими хлебами месяце, I Егор, I шатаясь I и размахивая руками, I входил в Ланское». (И. Бунин. «Веселый двор».)
В этом примере главная часть предложения — «А во втором часу ночи Егор входил в Ланское». Она будет наиболее успешно выделена, если мы прочтем приемом вводного те части, которые являются пояснительными. Мы поместим эти части как бы в скобки и прочтем их так, как читаются скобки: с понижением голоса на протяжении скобок, но с обязательным повышением голоса на ударном слове внутри скобок,— иначе предложение окажется оконченным раньше времени.
Иначе говоря, этот текст может быть разобран следующим образом:
«А во втором часу ночи, I (при заходящем за тускло блестящими хлебами месяце), I Егор, I (шатаясь I и размахивая руками), I входил в Ланское».
6) Таким же приемом могут читаться слова, вводящие прямую речь героя так называемая «авторская ремарка»). Голос при чтении на «авторской ремарке» обычно несколько понижается и чаще всего несколько ускоряется темп произнесения текста.
Например:
« — В пяти верстах! — I воскликнул Чичиков / и даже почувствовал небольшое сердечное биение. I — Но если выехать из ваших ворот, это будет направо I или налево?» (Н. Гоголь. «Мертвые души».)
« — Едем, — I неохотно отвечал Николай, I которому нынче, I так как он намеревался предпринять серьезную охоту, I не хотелось брать Наташу и Петю. I — Едем, да только за волками: тебе скучно будет». (Л. Толстой. «Война и мир».)
Выделенные в обоих примерах авторские ремарки читаются тем же приемом вводного — с понижением голоса сравнительно с прямой речью, но с повышением его на ударных словах внутри ремарки.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ
Внутри простого предложения могут встретиться сравнительные обороты со сравнительными союзами и союзными словами «как», «точно», «словно» и пр.
При сравнительном обороте то, с чем сравниваем, т. е. само сравнение, всегда получает ударение. Очень часто перед сравнительным оборотом может не быть паузы, запятая «не читается».
Например:
«Появилась звезда I в этой зеленеющей пустоте, I переливаясь, I сверкала (,) как вымытая». (А. Толстой. «Хождение по мукам».)
Еще пример:
«Она вновь исчезла из комнаты, I ловко перепрыгивая через спящих, I бесшумная, I легкая (,) как мотылек». (Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке».)
В первом примере сказуемое «сверкала» сливается с сравнительным оборотом «как вымытая» — запятая перед сравнением «не читается». Главное ударение падает на сравнение «как вымытая».
Во втором примере сравнительный оборот тоже сливается со словом, после которого стоит, запятая перед ним «не читается». Главное ударение и здесь падает на сравнительный оборот «как мотылек».
2) Но в зависимости от смысла паузы на запятых перед сравнительным оборотом могут сохраняться, и тогда сравнительный оборот читается приемом вводного.
Например:
«В домах боялись зажигать огни, I густая тьма I заливала улицы, I и в этой тьме, I точно рыба в глубине реки, I безмолвно мелькала женщина, I с головой закутанная в черный плащ». (М. Горький. «Сказки об Италии».)
Еще пример:
«Он, I как Диккенс, I плачет над страницами своей рукописи, II стонет от боли, I как Флобер, II или хохочет, I как Гоголь». (К. Паустовский. «Золотая роза».)
В первом примере сравнительный оборот лучше прочитать приемом вводного. Тогда и будет выделено сравнение (но оно не получит главного ударения), и более ярко выступит главная мысль предложения: «была тьма», а во тьме «мелькала женщина в плаще».
Во втором примере все сравнительные обороты читаются приемом вводного, не получают сильных ударений, запятые перед ними «читаются». Если этого не сделать, то в данном случае вместо сравнения возникнет утверждение: «он как Диккенс» и т. п. Между тем автору важнее не само сравнение, а та или иная черта, свойственная названным тут Диккенсу, Флоберу, Гоголю («плачет над рукописью», «стонет от боли», «хохочет»),
ОБРАЩЕНИЕ
1) Когда обращение стоит в начале предложения,оно обычно получает второстепенное ударение и отделяется паузой от последующих слов (запятая после него «читается»).
Например:
«Читатель, I знакомы ли тебе те небольшие дворянские усадьбы, 1 которыми двадцать пять, 1 тридцать лет тому назад I изобиловала наша Великорусская Украина?» (И. Тургенев. «Бригадир».)
Или:
« — Павел Васильич, I там какая-то дама пришла, I вас спрашивает,— I доложил Лука». (А. Чехов. «Драма».)
В обоих этих примерах обращение не несет главного ударения, главное ударение падает на конец предложений.
2) Если обращение находится в середине предложения, то бывает, что запятая, предшествующая ему, «не читается», а запятая после обращения «читается».
Например:
«Граф. Скажите, пожалуйста (,) Дарья Ивановна, I сколько вам тогда было лет?» (И. Тургенев. «Провинциалка».)
В этом вопросительном предложении на обращение падает очень небольшое ударение, а главное ударение падает на слово, несущее вопрос,— «лет». Пауза после обращения здесь есть — вторая запятая «читается».
3) Еще один пример: «Вспомни, I моя разлюбезная, I нашу прежнюю любовь, I как мы с тобой, I моя радость, I погуливали, I осенние долгие ночи просиживали...» (Н. Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда».)
В этом примере обращения читаются совсем не так, как в предыдущем, хотя в обоих случаях обращение находится в середине предложения. Здесь оба обращения окружены паузами и читаются приемом вводного. Главное ударение на обращения не падает.
4) Наконец, если обращение стоит в конце предложения, то обычно запятая не «читается».
Например:
« — Как я рад(,) дорогой Максим Максимыч! I Ну, как вы поживаете?— I сказал Печорин». (М. Лермонтов. «Герой нашего времени».)
Второй пример:
«Нет, ненужна ты мне (,) Варюха-горюха. I Расти без меня (,) милая, I —думал Давыдов, I рассеянно глядя в полыхающее румянцем лицо девушки». (М. Шолохов. «Поднятая целина».)