Применение функциональных моделей при проектировании коммерческой деятельности турпредприятий

Функциональные модели в туризме применяются для проектирования эффективной коммерческой деятельности турпредприятия, а также изучения конкурентов и их влияния на рынке туристских услуг.

Процесс построения, изучения и применения моделей называется моделированием, которое связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза. Моделирование в турбизнесе направлено на воспроизведение экономических, социальных, культурных, природных, этнографических объектов и процессов в искусственно созданных условиях.

Последовательность процесса моделирования заключается в постановке и определении задачи, составлении математической модели, вычислении и выдаче результатов. При построении моделей выделяются эмпирические (описать явление) и функциональные (дать объяснение описываемому) ее свойства. Построить эффективную модель, например детского туризма, в одном из регионов России — это означает разработку маршрутов, подготовку соответствующих специалистов, соблюдение правил безопасности, а также определение познавательной и воспитательной значимости этого мероприятия, а также определение экологических последствий.

Например, решаются проблемы приобретения турпутевок в новогодние праздники. Это вызывает определенные требования к каналам их сбыта. В этих целях выстраивают модели систем услуг с учетом входящего потока заявок на турпутевки, определения времени обслуживания, выстраивания выходящего потока, который связан с оформлением проездных, паспортно-визовых, страховых и других документов для туристов.

Функциональные модели приведены в каталоге, в котором представлены услуги турпредприятия. Бывают модели эталонные, системы качества услуг, математические, экономического объекта и балансовые.

Эталонные модели определяют в рыночной среде такие параметры, как чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, прогнозируются движущие мотивы конкурента и возможные его действия.

Модель системы качества услуг представляет собой совокупность организационной структуры, ответственности, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

При функциональном подходе объектом анализа является комплекс услуг, при этом используются такие понятия, как потребительская стоимость, потребительское свойство, полезное свойство, полезность.

Модель системы качества услуг должна соответствовать требованиям международных и отечественных стандартов, которые корректируются по мере объективной необходимости.

К системе услуг предъявляют такие общие требования, как формирование политики в области качества; организация работы по качеству; анализ функционирования системы качества со стороны руководства; документальное оформление системы качества; взаимодействие с потребителем; разработка и ведение документации; управление процессами; контроль и оценка качества услуг; - анализ соответствия качества услуг требованиям потребителя; осуществление корректирующих воздействий; подготовка специалистов; применение статистических методов.

Математические модели используются для эффективного ведения турбизнеса.

При математическом моделировании экономические процессы описываются математическими зависимостями, протекающие в тур- бизнесе явления анализируются с помощью методов прогнозирования, планирования и управления экономическими объектами.

Модель экономического объекта в турбизнесе поддерживается реальными статистическими и эмпирическими данными, а результаты расчетов, выполненные в рамках построенной модели, позволяют строить прогнозы и давать объективные оценки исследуемым объектам.

Примером может служить дайвинг-туризм как массовое явление в ближайшей перспективе. Менеджеры должны заранее спроектировать профиль (каркас) модели дайвинг-туризма в российских условиях, построить его главные составляющие.

К ним следует отнести такие технико-экономические направления, как создание универсальных аквалангов, гидрокостюмов и ласт, морских судов и строительство эллингов, управляющих систем плавания под водой, изготовление оригинального медицинского оборудования для быстрой адаптации после глубоководных погружений, специфического высококалорийного питания, средства реабилитации.

Экономическим объектом моделирования в туризме могут быть экономические расчеты и рентабельность, его социально-общественная и культурно-познавательная значимость. В экономической деятельности турпредриятия важную роль играют маркетинговые исследования, что необходимо для разработки и экономического обоснования, например региональных программ развития туризма.

По исследуемым экономическим процессам выделяют модели макроэкономические (туристская отрасль) и микроэкономические (турпредприятие). В турбизнесе применяются модели дескриптивные (например, вероятность дальнейшего развития клубного отдыха, или таймшера в России) и нормативные (например, наличие нормативной базы для успешного развития клубного отдыха в России).

Специалисты турпредприятия проектируют концептуальную модель своей экономической деятельности, а также концептуальную модель функционирования производственной системы формирования и продвижения турпродукта. В турбизнесе имеют место сезонные колебания параметров экономических процессов. Сезонность понимают как внутригодовую динамику турпредприятия.

Моделью периодически изменяющихся уровней колебаний экономических процессов является математическое уравнение — так называемый ряд Фурье. Изучение глубины сезонных колебаний возможно путем определения отношений отклонений фактических уровней от выровненных к теоретическим отклонениям, принятым за норму.

Балансовые модели используют специалисты высокой квалификации. Эта модель представляет собой межотраслевой анализ или анализ «затраты—выпуск».

Межотраслевой анализ базируется на использовании статистических таблиц, которые называют межотраслевыми. Они позволяют представить динамику туристской отрасли, например за финансовый год, где ее содержание составляют связи турбизнеса с автомобильной, железнодорожной и авиационной отраслями, с производством туристского инвентаря, одежды, обуви, техники для экстремальных видов туризма, с ресторанно-гостиничными и санаторно-курортными комплексами.

Специалисты уделяют внимание построению динамических моделей межотраслевых связей.

В турбизнесе могут быть использованы также физические модели — полные, частичные, аналоговые; математические модели структуры; модели расходов на прибыль, логические, иконографические, смешанные модели систем. Их предназначение — целевые исследования структуры, функционирования, расходов в туристской отрасли вообще и на турпредприятии в частности.

Контрольные вопросы

1. Как определяют экономические возможности турпредприятия?

2. Какие задачи решают для эффективного управления турпредприятием?

3. Как анализируют этапы ведения турбизнеса?

4. Каковы критерии эффективности системы обслуживания?

5. Что называется конкурентной средой туристского рынка?

6. Чо означает понятие «конкурентные преимущества»?

7. Как можно охарактеризовать понятие «конкуренция»?

8. Какие факторы учитываются в конкуренции на рынке туристических услуг?

9. В чем заключается принцип поведения менеджеров на рынке услуг?

10. Как осуществляется расчет средств, необходимых для выполнения задачи при принятии управленческого решения в турбизнесе?

11. В каких случаях можно использовать нелинейное программирование?

12. Для каких целей в туристской деятельности применяются эконометричеекге модели?

13. В каких сегментах туристской отрасли целесообразно проводить опытно-конструкторские работы?

14. Что означают в турбизнесе сезонные колебания параметров экономических процессов?

15. В каких направлениях туристской деятельности надо проводить исследования в регионах России?

16. Какие методы можно использовать для формирования бизнес-плана турпредприятия?

17. В каких случаях менеджеры применяют метод SWOT-анализ?

18. В чем смысл анализа организационной культуры при стратегическом планировании на турпредприятии?

19. Что дает использование SWOT-анализа на турпредприятии?

20. Какие методы используются для выявления конкурентной среды на рынке услуг?

21. В чем заключается основной смысл метода бенчмаркинг?

22. Какие виды бенчмаркинга вы знаете?

23. Каким образом выявляется общая финансовая сила конкурента и соотношение его приоритетов в области конкуренции?

24. В чем заключается сущность пирамиды планирования, какие основные ее составляющие?

25. В чем заключаются преимущества и недостатки онлайнового маркетинга?

26. Какими методами и способами осуществляется выбор стратегии турпредприятия?

27. Какие способы и методы реализации турпродукта вы знаете?

Наши рекомендации