Методика выполнения дипломного проекта (работы)

на примере темы «Совершенствование коммерческой

деятельности организации АПК по сбыту продукции»

Во введении обосновывается актуальность темы проекта (работы). Развитие рыночных отношений выдвинуло проблемы сбыта готовой продукции и услуг в ряд важнейших, заставив практически все организации (предприятия) обратить серьезное внимание на вопросы, связанные с коммерческой деятельностью. Стратегическим направлением деятельности производственных предприятий становится работа по поддержанию и формированию добросовестной конкуренции. Разработка вопросов повышения эффективности производственно-сбытовой деятельности сельскохозяйственной организации является актуальной.

В дипломном проекте (работе) рассматриваются основные проблемные вопросы сбыта продукции в современных условиях. Обосновывается выбор объекта исследований, формулируется цель и задачи, которые будут решаться в дипломном проекте (работе). Перечисляются основные информационные материалы, используемые в работе, методы исследований.

В разделе 1 на основе изучения литературных источников и нормативно-правовых документов раскрываются теоретические основы и отраслевые особенности сбыта сельскохозяйственной продукции. Становление рыночных отношений вызвало необходимость создания рыночной инфраструктуры, базирующейся на многообразии форм сбытовых структур, развитии конкуренции и коммерческих отношений. Современный сбыт характеризуется появлением новых рыночных каналов.

Если в дипломном проекте (работе) рассматривается сбыт отдельных видов товарной продукции, в обзоре литературы можно посвятить подраздел 1.2 состоянию рынка данного продукта или подкомплекса с приведением статистических данных в динамике.

Раздел 2. Организационно-экономическая характеристика организации (предприятия). Этот раздел выполняется в последовательности, указанной в примерном плане дипломного проекта (работы). Используются формы таблиц для анализа деятельности сельскохозяйственной организации (приложения А1–А5). Напоминаем, что в данном разделе характеризуется общее состояние организации (предприятия). Информация по теме исследования в данной главе не отражается, чтобы не повторять ее в последующих главах.

Вразделе 3 проводится анализ организации коммерческой деятельности по сбыту товарной продукции организации (предприятия). Изучается состав и структура службы, занимающейся сбытом, распределение функциональных обязанностей. Оценивается сбытовая политика организации (предприятия) и ее эффективность. Анализируются структура, каналы сбыта, покупатели. Исследования сопровождаются расчетами в таблицах, иллюстрируются диаграммами, рисунками, графиками. При изучении организации хозяйственных связей описывается процесс выбора партнеров, усилия предприятия по продвижению товаров (участие в выставках, сайт, реклама и др.), анализируются договоры с различными партнерами (правильность составления, выгодность условий и исполнение обязательств). В итоге дается оценка деятельности организации (предприятия), выявляются недоработки, рассчитываются возможные резервы.

В разделе 4 разрабатываются проектные решения по совершенствованию сбыта. Изучается рынок, его возможности, проблемы выхода на другие рынки. Рассматриваются варианты использования различных видов сделок с партнерами (например, на давальческих условиях, создание дилерской сети, комиссионная торговля, торговля на товарной бирже и др.), разрабатывается пакет документов (или хотя бы основной договор и перечисление остальных документов), проводится экономическое обоснование эффективности предлагаемых коммерческих операций.

Проводится моделирование структуры производства по видам товарной продукции и рынкам сбыта. Разрабатывается краткое экономическое обоснование или бизнес-план освоения производства новых видов товарной продукции.

Некоторые примерные формы таблиц для разделов 3–4 приведены ниже (табл. 1–4).

Т а б л и ц а 1 – Эффективность сбыта по каналам реализации

Продукция, каналы Реализовано, т Удельный вес, % Средняя цена реа-лизации, тыс. руб/т Выручка, млн. руб. Затраты, млн. руб. Результат, ± млн. руб. Рентабельность, %
План Факт
В счет республиканских государственных нужд (по заказчикам)                
По рыночным каналам (сгруппировать покупателей)                
В с е г о                

Т а б л и ц а 2 – Лист оценки показателей конкурентоспособности организации на региональном рынке

Показатели Организация «_» Организация «_» Организация «_» В среднем по району (или другому региону)
Средняя цена реализации продукции, тыс. руб/т:        
зерно        
молоко        
крупный рогатый скот (в живой массе)        
Качество продукции (удельный вес продукции высшего качества, указать единицы измерения), %:        
молоко        
зерно        
крупный рогатый скот        
Рыночная доля (по товарной продукции), %:        
зерно        
молоко        
крупный рогатый скот        
Стоимость валовой продукции в расчете на 100 га сельхозугодий, млн. руб.        
Уровень производства на 100 га сельхозугодий, т:        
молоко          

О к о н ч а н и е т а б л. 2

валовой прирост крупного рогатого скота        
На 100 га пашни зерна, т        
Себестоимость единицы продукции, тыс. руб/т:        
зерно        
молоко        
крупный рогатый скот        
Прибыль от реализации на 100 га сельхозугодий, млн. руб.:        
зерно        
молоко        
крупный рогатый скот        
Рентабельность реализации продукции, %:        
зерно        
молоко        
крупный рогатый скот        
Средняя месячная заработная плата одного работника, тыс. руб.        

Чтобы установить возможности и угрозы со стороны внешней среды, необходимо провести маркетинговый опрос производителей и покупателей товаров, а также экспертов – высококвалифицированных специалистов в данной области. Дальнейшие расчеты по оценке конкурентоспособности можно вести любыми методами – простого или многомерного анализа.

Т а б л и ц а 3 – SWOT-анализ организации «_________»

Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы
       
       

Т а б л и ц а 4 – Анализ работы фирменной торговли организации

Показатели Годы 200_г. в % к 200_г.
     
Количество торговых точек        
Среднесписочная численность, чел.        
Общая площадь магазинов, м2        
Торговая площадь, м2        
Товарооборот магазинов, млн. руб.        
В т. ч. от торговли собственной продукцией        
       

О к о н ч а н и е т а б л. 4

Наши рекомендации