Примерная тематика курсовых работ

1. Основные этапы развития юридической науки.

2. Обусловленность развития юридической науки в России состоянием государства и социально-экономическими условиями.

3. Развитие государства как фактор и условие появления финансов и финансово-правовой науки.

4. Появление денег и финансов как основа развития финансово-правовой науки.

5. Российская юридическая наука: особенности зарождения и развития.

6. Наука финансового права в досоветский период в России.

7. Гносеология: понятие, специфика проявления в юридической науке.

8. Теория государства и права как онтологическая и гносеологическая основа науки финансового права.

9. Понятие и содержание методологии юридической науки.

10. Понятие методологии финансового права как теоретической основы, определяющей способы и приемы познания финансово-правовых объектов.

11. Методология и методика исследовательской работы.

12. Влияние на содержание финансового законодательства экономических и социальных преобразований в Российской Федерации в начале 90-х годов XX века.

13. Роль Конституции Российской Федерации в реформировании финансового законодательства в 90-х годах XX века.

14. Общенаучные методы познания и их специфика в теории налогового права.

15. Философские методы познания и специфика их применения в теории налогового права.

16. Принципы диалектического метода в познании финансово-правовой сферы.

17. Учет роли социальных факторов в процессе исследования правового механизма налоговых отношений.

18. Содержание и роль системного метода исследования и степень его применения в науке налогового права.

19. Специальные методы познания в налоговом праве.

20. Сравнительный метод как способ сопоставления правовых систем и законодательства отдельных стран.

21. Понятие и роль практики как критерия истины в познании финансово-правовых явлений.

22. Проблемы объективации положений теории налогового права.

23. Формально-логический метод в правовых исследованиях.

24. Методика выявления проблем коллизий в налоговом законодательстве и способов их преодоления.

25. Понятие «объект налогового права» в целях его исследования.

26. Объект и предмет исследования в налоговом праве.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) федеральные законы и нормативные документы (при наличии)

1. Конституция Российской Федерации. М, 2008 г.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998г. № 145-ФЗ// СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3823 (в действующей редакции).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I: Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ// СЗ РФ № 31.Ст. 3824 (в действующей редакции).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть II: Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ// СЗ РФ № 32.Ст. 3340 (в действующей редакции).

5. Кодекс от административных правонарушениях Российской Федерации.// СЗ РФ 2002. № 1 (ч.1). С. 1 (в действующей редакции).

6. Конституционный федеральный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 г. № 1-ФКЗ// СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712 (в действующей редакции).

7. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.90г.№ 395-1 (с изм. и дополнениями). //СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.

8. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11.01.1995г. № 4-ФЗ// СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167 (в действующей редакции).

9. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» от 10.07.2002г. № 86-ФЗ// СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790 (в действующей редакции).

10. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм.) // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 71.

11. Федеральный закон от 10.12. 2003. № 172-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации»// СЗ РФ 2003. № 50. Ст. 4858.

б) основная литература

1. Ашмарина Е.М. Некоторые аспекты расширения предмета финансового права в Российской Федерации: проблемы и перспективы. М., 2004.

2. Бельский К.С. Финансовое право. М., 1994.

3. Бельский К.С. Финансовое право: наука, история, библиография. М., 1995.

12. Боголепов М. Государственный долг (к теории государственного кредита). СПб, 1910.

13. Воронова Л.К., Мартьянов И.В. Советское финансовое право. Киев, 1983.

14. Винницкий Д.В. Предмет и система финансового права на современном этапе.// Известия вузов. Правоведение. 2002. № 5.

15. Годме Поль Мари. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978.

16. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М., 2003.

17. Горбунова О.Н. О предмете и системе финансового права// Юридический мир. 1998. № 5.

18. Гурвич Г.С. Советское финансовое право. Учебник. М.: Юридическая литература, 1985.

19. Еллинек Г. Бюджетное право. Ростов, 1906.

20. Жез Г. Общая теория бюджета/ пер. с франц. М., 1930.

21. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения. – М.: МНПИ, 1999.

22. Иванов Б.Н. О системе советского финансового права// Труды ВЮЗИ. Т. IX. М., 1967.

23. Ивлева М.Ф. Финансовое право как отрасль права, отрасль законодательства и учебная дисциплина в современных условиях// Вестник МГУ. Серия 11, Право, 1999. № 6.

24. Иловайский С.И. Конспект лекций по финансовому праву. Одесса, 1889.

25. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. Изд. Воронежского государственного университета. 1997.

26. Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект). – М.: «Юристъ», 2003

27. Козырин А.Н. Публичные финансы: взаимодействие государства и общества. М., 2002.

28. Козырин А.Н. Соотношение частного и публичного в финансовом праве // Журнал российского права. 2003. №1.

29. Краевский В.В. Методология и научного исследования: Пособие для студентов и аспирантов гуманитарных ун-тов. – СПб: СПб.ГУП, 2001.

30. Ланге К.А. Организация управления научным исследованием.- Л: Наука, 1971.

31. Лебедев В.А. Финансовое право. Учебник// Золотые страницы финансового права России/ под ред. А.Н Козырина. М., 2000.

32. Лебедев В.А. Финансовое право. СПб, 1882.

33. Майданов А.С. Искусство открытия: методология и логика научного творчества. – М., 1993.

34. Методологические основы научного познания/ под ред. П.В. Попова. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Высшая школа, 1972.

35. Мильгаузен Финансовое право. Курс лекций. М., 1865.

36. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИНТЕГ, 2007.

37. Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Вып. 1-2. М., 1909-1910.

38. Орлов М.Ф. О государственном кредите. М., 1883.

39. Осокин Е.Г. Несколько спорных вопросов по истории русского финансового права. Казань, 1885.

40. Патлаевский И.Ю. Курс финансового права. Одесса, 1885.

41. Пискотин М.И. Советское бюджетное право. М.: 1971.

42. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1842.

43. Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М., 1960.

44. Рукавишникова И.Н. Метод финансового права. М., 2006.

45. Смит А. Исследование о богатстве народов. М., 1895.

46. Соколова Э.Д. Теоретические и правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований./ отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: Юриспруденция. 2007.

47. Сперанский М.М. План финансов. СПб, 1885.

48. Тургенев Н.И. Опыт теории налогов. СПб, 1818.

49. Финансовое право/ под ред. В.В. Бесчеревных, С.Д. Цыпкина. М., 1967.

50. Финансовое право. Учебник / под ред. Химичевой Н.И. М.: Юристъ, 2009.

51. Халфина Р.О. Вопросы советского административного и финансового права. М.: 1952.

52. Химичева Н.И. Субъекты советского бюджетного права/ под ред. В.М. Манохина. Саратов, 1979.

53. Ходский Л.В. Основы государственного хозяйства (пособие по финансовому праву). СПб, 1894.

54. Худяков А.И. К соотношению понятий «финансовая деятельность» и «управление финансами»// Правоведение № 1. 1985.

55. Цыпкин С.Д. Финансово-правовые институты: их роль в совершенствовании финансовой деятельности Советского государства. М., 1983.

56. Штейн Л. Финансовая наука. Вып. I. // Государственное хозяйство. СПб, 1885.

57. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: учение о государственных доходах/ под научн. ред. А.Н. Козырина., М., 2002.

в) дополнительная литература

58. Герасимов Н.Г. Структура научного исследования (Философский анализ познавательной деятельности в науке). – М.: Мысль, 1985.

59. Зак А.Н. К постановке некоторых очередных вопросов финансовой науки. Ярославль, 1913.

60. Исаев А.А. Государственный кредит. Ярославль, 1886.

61. Кочергин А.Н. Методы и формы познания. – М.: Наука, 1990.

62. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник/ под ред. Л.Н. Красавиной. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008.

63. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. – М.: Эгвес, 2005.

64. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов/ В.П. Кохановский и др.- Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

65. Пауль А.Г. Процессуальные нормы бюджетного права. – СПб.: Питер, 2003.

66. Пушкарев В.М. История мировой и русской финансовой науки и политики. М., 2003.

67. Рау К. Основные начала финансовой науки/ под ред. В.Л. Лебедева. СПб, 1868.

68. Ровинский Е.А. Финансовое право. Учебник. М.: Юридическая литература, 1971.

69. Слуцкий М. Государственный кредит. Популярные лекции по финансовому праву. М., 1902.

70. Тарасов И. Очерки науки финансового права. СПб., 1897.

71. Учебник финансового права. Иловайский С.И. - Одесса, - 1904г

72. Финансовое право Российской Федерации: учебник/ отв. Ред Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М.: Юристъ, 2007.

73. Финансовое право. Учебник/ под ред. Горбуновой О.Н. М.: Юристъ, 2006.

74. Худяков А.И. К вопросу о предмете и методах финансового права. Проблемы финансового права. Черновцы 1996.

75. Цыпкин С.Д. Доходы государственного бюджета СССР. М.: 1971.

76. Янжул И.И. История финансового права. СПб, 1882.

г) программное обеспечение

Программа для тестирования магистрантов.

д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

http://www. garant.ru/ Сайт справочно-правовой поисковой системы «Гарант»

http://www.cоnsultant.ru/ Сайт справочно-правовой поисковой системы «Консультант»

http://www. kodeks.ru/ Сайт справочно-правовой поисковой системы «Кодекс»

http://www.rg.ru Сайт Российской газеты (официальный источник опубликования законодательных и подзаконных нормативных правовых актов органов власти РФ)

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

1. Научная библиотека РГТЭУ.

2. Компьютерный класс для входного тестирования.

3. Проекционное оборудование для демонстрации слайдов;

10. Образовательные технологии:

В процессе преподавания дисциплины «История и методология юридической науки» применяются следующие образовательные технологии:

По теме 3 «Особенности взглядов отдельных ученых по проблемам налогового права на различных исторических этапах» практикуется обсуждение заранее подготовленных докладов по характеристике взглядов отдельных ученых, внесших значимый вклад в развитие науки финансового, в том числе налогового права.

Изучение темы 3. позволит магистрантам в результате самостоятельной работы над текстами отдельных ученых выработать ряд общих и профессиональных компетенций. В частности: осознанию социальной значимости своей будущей профессии, уважительному отношению к праву и закону, обладанию достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3).

По темам 4, 5. Применение общенаучных и философских методов познания в процессе исследования объектов налогового права практикуется проведение следующих интерактивных методов занятий:

1. Дискуссий по отдельным темам. В качестве темы можно, например, выбрать «Выявление специфики применения общенаучных методов познания в процессе анализа объектов налогового права». Сами темы заранее объявляются магистрантам, ставится задача обязательного выступления каждого со своей точкой зрения. Требуется определенное обоснование своей точки зрения. В конце дискуссии называются победители.

2. Обсуждение доклада одного из магистрантов, тема для доклада объявляется заранее. Затем предлагается, чтобы слушатели дали положительные и отрицательные характеристики доклада. Такой метод позволяет выработать практику устных выступлений, а также аналитический подход к определенным материалам. В результате ставится оценка каждому из выступающих, включая основного докладчика.

3. Составление плана исследования по теме, которая объявляется в ходе практического занятия либо заранее объявляется. Во втором случае каждый из обучающихся приносит с собой заранее подготовленный план исследования в нескольких экземплярах, которые обсуждаются составом всей группы. Таким образом, совмещается задачи получения навыков составления правильного плана исследования и проведение тренинга с той же целью.

4. Проведение «мозговой атаки» по теме, заявленной на практическом занятии. В этом случае ставится задача, чтобы каждый из присутствующих обязательно предложил свой вариант решения определенной задачи. Разрешается любое высказывание, даже ошибочное. Затем подводится итог, выявляется победители в решении поставленной задачи. Тема мозговой атаки должна иметь научно-практическую реальную востребованность.

5. Составление схемы, например, по теме: «Перечень общенаучных методов познания». В данном случае разрешается пользоваться любым источником, целесообразно, чтобы одну схему готовили два или несколько человек. В таком случае возникает ситуация усиленного интеллектуального поиска решения проблемы. Одновременно стимулируется повышение уровня интеллекта. Главное в данной методике ставить такую задачу по составлению схемы, по которой нет готового ответа в обычно издаваемых пособиях, содержащих схемы раскрытия некоторых понятий. Лучше, если предлагаемые схемы увязывают решение взаимосвязи содержательной части понятия с его практическим применением.

6. Составление таблицы, например, по теме: «Классификация философских методов познания». Кроме перечисления таковых методов, следует поставить задачей, чтобы в таблице указывались признаки, отличающие каждый из таковых методов, их взаимосвязь и значимость в исследовании объектов налогового права.

7. Проведение тренинга по исследованию, например, темы: «Критерии системности финансового права». В этом случае задание целесообразно поставить заранее, чтобы магистранты подготовили дома свои варианты, на занятии следует обсуждать каждый из вариантов. В этом случае раздать ответы среди магистрантов и попросить каждого высказаться о качестве ответа своих коллег. Домашний ответ не должен превышать одну страницу текста, либо может быть предложен в виде схемы. Главное выявить основные подходы решения проблемы.

8. Устная контрольная работа, например, по теме: «Финансово-правовая наука как система понятий, принципов и других элементов». В этом случае вызывается к доске по очереди каждый из магистрантов и ему задается по 5 вопросов на знание основных понятий прошедших тем.

9. Разбор конкретной ситуации, например, по теме: «Применение сравнительно-исторического метода в процессе анализа вопроса о правовом методе регулирования в налоговом праве». В этом случае каждый магистранта обязан высказаться по теме, выявить особенности отечественного и зарубежного опыта применения метода налогового права с учетом исторического опыта разных стран. Такой подход нацеливает студентов на повышение уровня общегуманитарных и специальных знаний, повышает степень соревновательности в ходе обучения.

Изучение тем 4 и 5 позволит выработать у магистрантов способности к совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня (ОК-3) использованию на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5). Участие в практических занятиях будет способствовать выработке навыков квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11), а также способности организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14).

По теме 6. практикуется подготовка эссе по заранее распределенным темам, что оценивается как конкретная практика полученных знаний для написания короткой работы по отдельной теме, связанной с содержанием курса. Подготовленные работы подлежат взаимному рецензированию, что позволит выработать у магистрантов не только навыки исследовательской работы, но и умению объективно их оценивать. Обязательным требованием для эссе должно быть отсутствие плагиата.

Изучение темы 6 позволит магистрантам сформировать навыки квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11).

11. Оценочные средства (ОС):

11.1. Оценочные средства для входного контроля (могут быть в виде тестов с закрытыми или открытыми вопросами).

11.2. Оценочные средства текущего контроля (могут быть в виде тестов, ситуационных задач, деловых и ролевых игр, диспутов, тренингов и др. Назначение оценочных средств ТК - выявить сформированность компетенций - указать каких конкретно).

(Указываются темы эссе, рефератов и др. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы студента по отдельным разделам дисциплины).

11.3. Оценочные средства для самоконтроля обучающихся (при необходимости).

11.4. Оценочные средства для промежуточной аттестации (в форме экзамена или зачета).

ВНИМАНИЕ РАЗРАБОТЧИКОВ: данный текст не печатать в рабочей программе: ОС этого типа должны выявлять степень освоения теоретических знаний как базу для формирования компетенций, умения их применять в ситуациях, моделирующих профессиональную деятельность, а также сформированность заявленных в п.3 компетенций.

Разработчики:

___________________ __________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

___________________ _________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Наши рекомендации