Государственный и корпоративный налоговый менеджмент
Государственный и корпоративный налоговый менеджмент охватывают три взаимодействующие сферы:
1) налоговое прогнозирование (планирование);
2) налоговое регулирование;
3) налоговый контроль.
Государственный налоговый менеджмент (ГНМ). Объектами ГНМ являются потоки денежных средств в бюджетную сферу, поступающие от хозяйствующих субъектов при выполнении ими налоговых обязательств; договорные отношения по предоставлению разных видов налоговых льгот; контрольные действия налоговых администраций, обусловленные необходимостью применения санкций при нарушении законодательства о налогах и сборах.
Субъектами ГНМ выступают налоговые администрации всех уровней управления, имеющие отношение к обеспечению налоговых обязательств.
Государственный прогноз положен в основу налоговой политики; цель его — формирование доходной части бюджета, оптимизация двух основных источников поступлений (налогов и займов), а также обеспечение решения поставленных социально-экономических задач.
Общая цель государственного налогового регулирования заключается в том, чтобы уравновесить общественные, корпоративные и частные экономические интересы. К методам налогового регулирования относятся налоговый кредит, отсрочка и рассрочка налогового платежа, налоговые вычеты и др.
Государственный контроль обязывает организации правильно формировать налоговую базу и точно рассчитывать налоги и сборы.
Корпоративный налоговый менеджмент (КНМ)— это выработка и оценка управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей — оптимизация налогообложения путем использования всех особенностей налогового законодательства.
Корпоративное налоговое планирование осуществляется в рамках разработки как стратегических решений, так и тактических планов (бизнес-план, бюджеты); цель его — оптимизация финансов, в том числе путем снижения налогов.
Внутренний налоговый контроль — это первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Такой контроль предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов, качественное составление налоговых расчетов и отчетов, а также соблюдение установленных сроков уплаты в бюджет налогов и сборов.
Налоговое планирование на предприятиях
Последовательность налогового планирования состоит из восьми процедур.
1. Формирование налогового поля. Определяются основные налоги, подлежащие уплате в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей (параметров):
• источник платежа (статья расходов);
• бухгалтерская проводка;
• налогооблагаемая база;
• ставка налога;
• сроки уплаты;
• пропорции перечисления в бюджеты разных уровней;
• реквизиты организаций, в адрес которых делаются перечисления;
• льготы или особые условия исчисления налога.
После этого специалистами предприятия анализируются все предоставленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.
2. Согласно уставу предприятия и на основе гражданского законодательства формируется система договорных отношений (договорное поле). В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. Каждая сделка должна быть оценена с точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент
подготовки документов, т. е. еще до того как она будет заключена.
Далее выполняются следующие действия.
3. Подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию.
4. Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок.
5. Выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и/или налоговых проводок.
6. Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета.
7. Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия.
8. Определяются альтернативные способы учетной политики организации.