Государственный и корпоративный налоговый менеджмент

Государствен­ный и корпоративный налоговый менеджмент охватывают три вза­имодействующие сферы:

1) налоговое прогнозирование (планирование);

2) налоговое регулирование;

3) налоговый контроль.

Государственный налоговый менеджмент (ГНМ). Объектами ГНМ являются потоки денежных средств в бюджетную сферу, поступающие от хозяйствующих субъектов при выполнении ими налоговых обязательств; договорные отношения по предоставлению разных видов налоговых льгот; контрольные действия налоговых администраций, обусловленные необходимостью примене­ния санкций при нарушении законодательства о налогах и сборах.

Субъектами ГНМ выступают налоговые администрации всех уров­ней управления, имеющие отношение к обеспечению налоговых обяза­тельств.

Государственный прогноз положен в основу нало­говой политики; цель его — формирование доходной части бюджета, оп­тимизация двух основных источников поступлений (налогов и займов), а также обеспечение решения поставленных социально-экономических задач.

Общая цель государственного налогового регулирования заключается в том, чтобы уравновесить общественные, корпоративные и частные экономические интересы. К методам налогового регулирования относятся налоговый кредит, отсрочка и рассрочка налогового платежа, налоговые вычеты и др.

Государственный контроль обязывает организации правильно формировать налоговую базу и точно рассчитывать налоги и сборы.

Корпоративный налоговый менеджмент (КНМ)— это выработка и оцен­ка управленческих решений исходя из целевых установок организа­ции и учета величины возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей — оптимизация налогообложения путем использо­вания всех особенностей налогового законодательства.

Корпоративное налоговое планирование осуществляется в рам­ках разработки как стратегических решений, так и тактических планов (бизнес-план, бюджеты); цель его — оптимизация финансов, в том чис­ле путем снижения налогов.

Внутренний налоговый контроль — это первичный контроль, осуще­ствляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Такой контроль предусматривает обеспечение достовер­ности учета налогооблагаемых объектов, качественное составление на­логовых расчетов и отчетов, а также соблюдение установленных сроков уплаты в бюджет налогов и сборов.

Налоговое планирование на предприятиях

Последовательность налого­вого планирования состоит из восьми процедур.

1. Формиро­вание налогового поля. Определяются основные налоги, подлежащие уплате в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, харак­теризующая налоговое поле, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей (пара­метров):

• источник платежа (статья расходов);

• бухгалтерская проводка;

• налогооблагаемая база;

• ставка налога;

• сроки уплаты;

• пропорции перечисления в бюджеты разных уровней;

• реквизиты организаций, в адрес которых делаются перечисления;

• льготы или особые условия исчисления налога.

После этого специалистами предприятия анализируются все пре­доставленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической деятельности. С учетом результатов этого анализа составляется детальный план использова­ния льгот по выбранным налогам.

2. Согласно уставу предприятия и на основе гражданского законода­тельства формируется система договорных отношений (договорное поле). В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. Каждая сделка должна быть оценена с точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент
подготовки документов, т. е. еще до того как она будет заключена.

Далее выполняются следующие действия.

3. Подбираются типичные хозяйственные операции, которые пред­стоит выполнять предприятию.

4. Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, дого­ворных и хозяйственных наработок.

5. Выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и/или налоговых проводок.

6. Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйствен­ных операций, который служит основой ведения финансового и налого­вого учета.

7. Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуще­ствляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размеще­ние активов и прибыли предприятия.

8. Определяются альтернативные способы учетной политики орга­низации.

Наши рекомендации