Методы реагирования на риск
´ Уклонение от риска;
´ Передача риска (Локализация);
´ Снижение риска (Диссипация);
´ Принятие риска (Компенсация).
Методы минимизации рисков
´ Диверсификация;
´ Лимитирование;
´ Страхование;
´ Хеджирование.
Схема процедуры анализа проектных рисков
Основные показатели эффективности проекта
Период окупаемости проекта (paybackperiod)
PB= стоимость инвестиционного проекта / средняя стоимость ежегодных поступлений
Дисконтированный период окупаемости проекта (Discounted paybackperiod)
DPB DPB
DBP: ∑ Investmentst/(1+r)t-1 = ∑СFt /(1+r)t-1
t=1 t=1
где:
Investmentst – инвестиции в период t;
CFt – чистые поступления в период t;
r – ставка дисконтирования.
Чистый приведенный доход (netpresentvalue)
N N
NPV= - ∑ Investmentst/(1+r)t-1 + ∑СFt /(1+r)t-1
t=1 t=1
где N – длительность проекта в годах.
Если NPV<0, проект принесет убыток
Если NPV >=0, проект увеличит благосостояние (показатель аддитивен)
Индекс прибыльности (profitabilityindex)
PI= Сумма приведенных поступлений / Сумму (приведенную) стоимости затрат
Характеризует доход на ед. затрат, этот критерий наиболее предпочтителен, когда необходимо упорядочить независимые проекты, в случае ограниченности ресурсов.
Внутренняянормарентабельности IRR (internal rate of return)
N N
0 = - ∑ Investmentst/(1+IRR)t-1 + ∑СFt /(1+IRR)t-1
t=1 t=1
где IRR – ставка дисконтирования при которой приведенная стоимость затрат равна приведенной стоимости поступлений. Если цена капитала, привлекаемого для финансирования проекта больше IRR, то проект может быть выполнен только в убыток. (Показатель не обладает свойствами аддитивности, т.е. по нему выбор лучшего проекта не возможен, если цена капитала по проектам ниже IRR )
Критерии NPV, IRR, PI, CC связаны очевидными соотношениями:
Если NPV>0, то IRR>CC и PI>1;
Если NPV<0, то IRR<CC и PI<1;
Если NPV=0, то IRR=CC и PI=1, где СС цена капитала, привлекаемого для реализации проекта.
Вещей, которые нельзя писать в бизнес-плане
Пол Турман | 24 декабря 2009 18:07 Источник: Форбс
´ 1. Описание существующих продуктов и услуг. Домашнюю работу нужно делать — но не переусердствуйте! Очень многие бизнес-планы имеют необоснованно большой размер. Если потенциальный инвестор не «войдет» в тему за первые несколько страниц, следующие пятьдесят уже не помогут.
´ 2. Сведения о «членах управленческой команды», которые на самом деле в нее не входят. Люди либо работают вместе с вами и входят в команду, либо нет. Будьте осторожны с «консультантами» — инвесторы часто выражают желание пообщаться с ними, поэтому убедитесь, что они в курсе вашего бизнеса. И еще одно: вопреки распространенному мнению потенциальные инвесторы часто сначала читают биографии, а не аналитическую записку, ведь они вкладывают деньги в людей, а не в бизнес-планы. Так что постарайтесь охарактеризовать членов своей команды честно.
´ 3. Фразы типа «отсутствие конкуренции», «продукт (услуга), не имеющий аналогов», «огромный рынок», «простота реализации». Конкуренция присутствует всегда, как и шансы на существование аналогичных продуктов или услуг. Огромным рынок может быть лишь непродолжительное время, а реализация бизнес-проекта никогда не бывает простой.
´ 4. Маркетинговые планы, предполагающие, что вашу идею готов купить кто угодно, когда угодно и по любой цене. Опирайтесь на реалистичные предположения!
´ 5. Раздутые или ложные биографии основателей, членов совета директоров и т. д. Будьте правдивы!
´ 6. Выражения вроде финансирование обещано или обсуждается. Либо вы уже договорились о финансировании (и получили средства), либо нет. Третьего не дано.
´ 7. Финансовые прогнозы с разбивкой только по годам. Сделайте помесячный прогноз для первого года, отдельно показав первоначальное финансирование и операционные затраты, а затем поквартальную разбивку на 3–5 лет. Покажите, как и когда будет обеспечен возврат вложенных средств при успехе проекта. Инвесторов интересует окупаемость своих инвестиций, а не ваши доходы. Покажите, когда вложенные деньги вернутся к ним.
´ 8. Недостаточно точный анализ рынка. Если вы не можете оценить рынок в количественных показателях с точки зрения перспектив, заказчиков, рыночной доли и т. д., значит, вы не до конца разбираетесь в ситуации на этом рынке.
´ 9. Приблизительные операционные затраты. Если вы собираетесь производить и продавать продукт или услугу самостоятельно, вы должны представлять себе все затраты — прямые, косвенные, постоянные и переменные, а также затраты на аутсорсинг, если вы планируете привлекать к работе другие организации.
И наконец, главный пункт,
который ни в коем случае нельзя включать в бизнес-план!!!
´ 10 Финансовые показатели, образующие кривую в форме хоккейной клюшки. J-образная кривая выручки, падающей в начале проекта и безгранично растущей в будущем, выглядит нереалистично и говорит о том, что вы недостаточно хорошо понимаете особенности конкурентной среды, ситуацию на рынке и расстановку сил. Если ваша бизнес-идея настолько хороша, кто-то наверняка попытается скопировать ее. Учитывайте и это! Заказчики будут приходить и уходить, конкуренты — появляться и исчезать, а ваши доходы не будут расти бесконечно. Это прекрасная мечта, но в жизни так не бывает!