Раздел 2. Расчет размера активов предприятия.
В процессе использования ресурсов при производстве продукции образуется стоимость, во много раз превышающая стоимость их приобретения, поэтому ресурсы называют капиталом, который по своей экономической сути делится на основной , оборотный и человеческий. Совокупность основного и оборотного капитала в денежном выражении называется хозяйственными средствами, представляющими собой часть имущества предприятия или его активы. В экономической практике их называют основными и оборотными средствами.
К ним также относятся нематериальные активы, которые не обладают физическими свойствами, но обеспечивают возможность получения предприятием дохода в течении длительного времени.
Потребитель предприятия в оборотных средствах определяется из общей величины нормируемых и не нормируемых оборотных средств. Сумма нормируемых рассчитывается сложением потребностей в производственных запасах, незавершенном производстве, запасов готовой продукции и расходов будущих периодов. Нормирование оборотных средств обеспечивает минимальный размер средств, необходимых для устойчивого финансового состояния предприятия.
Величина этих средств может быть определена так :
где –Общий размер запасов и затрат, тыс. руб.
- размер оборотных средств в производственных запасах, тыс.руб.;
–размер оборотных средств в незавершенном производстве, тыс. руб.;
- величина запаса оборотных средств в готовых изделиях на складе, тыс.руб.;
- расходы будущих периодов, тыс.руб.;
-прочие запасы и затраты, тыс. руб.
Размеры оборотных средств в « Производственных запасах», «Незавершенном производстве» и « годовой продукции необходимо определить по формулам:
где – норма производственных запасов , дн.
-Среднесуточных расход производственных запасов, тыс.руб./дн.;
- объем товарной продукции по производственной себестоимости, тыс. руб.;
Ннп - Норма запаса незавершенного производства, дн.;
Нгп – Норма запаса готовых изделий на складе, дн. ( в работе принять равной нормативу запаса готовой продукции на складе предприятия на конец планируемого года).
Ненормируемые оборотные средства это денежные средства, обслуживающие сферу обращения. К ним относятся товары отгруженные; средства в дебиторской задолженности и других расчетах : денежные средства ; краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги. Эти средства не могут быть заранее учтены и рассчитаны в связи с их специфичностью. Управление этой частью оборотных средств осуществляется финансовыми методами.
Исходная информация для определения размера активов предприятия в курсовой работе представлена в Приложении М. Результаты расчета величины активов предприятия оформить в виде таблицы 18.
Таблица 18
Активы предприятия
Показатель | Сумма, тыс. руб. |
Нематериальные активы Основные средства Оборотные средства | 58,824 102246,354 1485942,37 |
Итого | 1588247,548 |
–расходы будующих периодов тыс.руб. приложение Л;
-129,6 тыс. руб.
-прочие запасы и затраты тыс.руб. приложение Л;
-1666,220 тыс. руб
Размер оборотных средств в производственных запасах:
,
Где Нпз- норма производственных запасов, дн.; приложение Л;
Нпз -80дн.
Рпз –среднесуточный расход производственных запасов, тыс. руб./дн.;
Рпз=МЗ/360
Где МЗ- годовой размер материальных затрат тыс. руб.; таблица 16
МЗ: 4481839,956 тыс. руб.
-объем товарной продукции по производственной себестоимости тыс. руб. таблица 12
П1Т5: 4506064,260
П2Т5: 232,503
Ннn – норма запаса незавершенного производства дн.;
Т5 18 дн.;
Нгп-норма запаса годовых изделий на складе, ( в работе принять равной нормативу запаса готовой продукции на складе предприятия на конец планируемого года ).
Т5 21 дн.;
Оборотные средства в готовых изделиях на складе:
Oгп= *Нгп/360
гпП1Т5=4506064,260*21/360=262853,749 тыс. руб.
ОгпП2Т5=232,503*21/360=13,563тыс.руб.
Сумма Онп равна: 225303,213+11,625=225314,838 тыс. руб.
Рпз= 80*12449,555=995964,4 тыс. руб.
=995964,4+225314,838+262867,312+129,6+1666,220=1485942,37 тыс. руб.
Раздел 3. Установление зоны без убыточной работы предприятия.
3.1. Расчет точки критичного объема производства.
Расчет критического объема производства основывается на учете затрат по системе «директ-костинг»,себестоимость продукции при этом учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные затраты не включаются в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода, списываются с полученного дохода в течение того периода, в котором они имели место. Финансовые результаты оцениваются двумя показателями: маржинальным доходом и прибылью.
Маржинальный доход представляет собой сумму прибыли и постоянных расходов, т.е.
МD=П+ Зпост = Вр- Зпер
Отсюда прибыль определяется как:
П= МD-Зпост =Вр- Зпост-Зпер
где МD – маржинальный доход ;
Вр- выручка от реализации ;
Зпер- переменные расходы ;
Зпост- постоянные расходы;
Пр- прибыль от реализации продукции.
Деление расходов на переменные и постоянные, а также порядок формирования маржинального дохода позволяет установить функциональную зависимость между прибылью, объемом и себестоимостью произведенного (реализованного) продукта. Такая зависимость наглядно изображена на графике Рисунок 1. В точке Nкр пересечения линий выручки от реализации и себестоимости продукции достигается состояние безубыточности, поскольку общий доход от реализации в этой точке будет достаточным, чтобы покрыть все постоянные и переменные расходы. Точка Nкр, называется точкой критического объёма производства, при котором выручка от реализации равна коммерческой (полной) себестоимости, прибыль равна 0, а финансовый результат соответствует безубыточной деятельности . При увеличении объёма производства против критического объема предприятие будет получать соответствующую прибыль . исходя из представленной зависимости , критический объем производства соответствующего изделия в натуральных единицах может быть рассчитан:
где –цена i-го изделия ;
-переменные затраты на i-е изделие (тыс. руб.)
В стоимостном выражении критический объём реализации можно определить:
Qкр- критический объем реализации в стоимостном выражении ;
- коэффициент пропорциональности , учитывающий долю постоянных (условно-постоянных) расходов в цене реализации.
В курсовой работе расчет критического объема производства рекомендуется произвести в соответствии с таблицей 19.
На основе полученных в таблице 19 данных следует построить график взаимности объема производства, себестоимости и прибыли.
Таблица 19 Расчет критического объема производства .
Шифр изделия | Цена Изделия , руб | Сумма постоянных расходов, Зпост,тыс.руб | Переменные расходы на изделие, , руб. | Маржинальный доход на изделие , , руб. | Общая сумма маржинального дохода, МD,тыс.руб. | Критический объем производства Nкр, шт. |
П1Т5 | 14002268,23 | 123130,572 | 10893988,15 | 3108280,08 | 1243312,032 | |
П2Т5 | 5215,45 | 3,957 | 3412,15 | 1803,3 | 90,165 | |
Итого | 1243402,197 |
П1Т5 =14002268,23-10893988,15=3108280,08
П2Т5 =5215,45-3412,15=1803,3
Общая сумма маржинального дохода MD, равна
П1Т5MD=3108280,08*400=124332032
П2Т5MD=1803?3*50=90165
Критический объем производства Nкр равен
П1Т5: 123130572/3108280,08=39 шт.
П2Т5: 3957/1803,3=2 шт.
3.2. Расчет Объема производства, обеспечивающего прибыли при снижении цены .
Используя функциональную материальную зависимость между объемом производства, прибылью и затратами, необходимо:
1.Произвести расчет объема производства, обеспечивающего сохранение планируемой прибыли при возможных вариантах снижения цены по формуле
где П- размер прибыли, который необходимо обеспечить при условии снижения цены.
2.Определить размеры производства , при которых масса прибыли будет увеличиваться при снижении цен
где К- коэффициент, учитывающий планируемое увеличение массы прибыли.
Соответствующие пунктам1и2 расчеты произвести в соответствии с таблицами 20 и 21. Размеры снижения цены в курсовой работе определяются студентами самостоятельно , так же , как и размеры производственной мощности, которыми ограничиваются расчеты объема производства.
Таблица 20 Расчет объема производства, обеспечивающего сохранение размеров прибыли при снижении цены.
П1Т5
Цена изделия Ц руб | Объем производства шт. | Выручка от реализации тыс.руб. | руб. | руб. | руб. | руб. | Прибыль тыс. руб |
Зпост тыс.руб. | Зпер тыс.руб | СИ тыс руб | МD тыс. руб. | ||||
14002268,23 | 5600907.292 | 307826,43 | 10893988,15 | 11201814,58 | 3108280,08 | 112181,46 | |
123130,572 | 4357595,26 | 4480725,832 | 1243312,032 | ||||
13582200,18 | 6274976,483 | 266516,39 | 10893988,105 | 11160504,54 | 2688212,03 | 1120181,46 | |
123130,572 | 5031664,45 | 5154795,0 | 1243312,032 | ||||
3174734,17 | 7180230,123 | 225927,66 | 10593988,15 | 11119915,81 | 2280746,02 | 112181,46 | |
123130,572 | 5936918,09 | 6060048,60 | 1243312,032 | ||||
8421658,32 | 186844,57 | 10893988,15 | 11080832,72 | 1885503,99 | 112181,46 | ||
123130,572 | 7178373,28 | 7301503,80 | 1243312,032 | ||||
10251580,803 | 148888,24 | 10893988,15 | 11042876,20 | 1502119,23 | 1120181,46 | ||
123130,572 | 9008268,77 | 9131399,3 | 1243312,032 |
Узнаем цену изделия с учетом снижения на 3%
Узнаем объем производства:
Узнаем выручку от реализации:
Узнаем совокупные издержки на общий выпуск CИ= Qp-П:
СИ=6274976,483-1120181,46=5154795,023 тыс. руб.
Узнаем переменные затраты на общий выпуск Зпер=Си-Зпост:
Зпер=5154795,023-123130,572=5031664,451 тыс. руб.
Узнаем маржинальный доход на общий выпуск MD=Зпост+П:
MD=123130.572+1120181.46=1243312.032 тыс. руб.
Узнаем маржинальный доход на изделие :
Узнаем постоянные затраты на изделие
Узнаем совокупные издержки на изделие
П2Т5
Цена изделия Ц руб | Объем производства шт. | Выручка от реализации тыс.руб. | руб. | руб. | руб. | руб. | Прибыль тыс. руб |
Зпост тыс.руб. | Зпер тыс.руб | СИ тыс руб | МD тыс. руб. | ||||
5215,45 | 260,773 | 79,13 | 3412,15 | 3491,28 | 1803,3 | 86,208 | |
3,957 | 170,608 | 174,565 | 90,165 | ||||
5058,99 | 273,185 | 73,28 | 3412,15 | 3485,43 | 1646,84 | 86,208 | |
3,957 | 183,02 | 186,977 | 90,165 | ||||
4907,22 | 294,433 | 65,95 | 3412,15 | 3478,10 | 1495,07 | 86,208 | |
3,957 | 204,268 | 208,225 | 90,165 | ||||
314,16 | 59,95 | 3412,15 | 3472,10 | 1347,85 | 86,208 | ||
3,957 | 227,952 | 90,165 | |||||
46,17,2 | 341,673 | 53,47 | 3412,15 | 3465,62 | 1205,05 | 86,208 | |
3,957 | 255,465 | 90,165 |
Таблица 21
Расчет объема производства, обеспечивающего увеличение размера прибыли при снижении цены.
П1Т5
Цена изделия Ц руб 3% | Объем производства шт. | Выручка от реализации тыс.руб. | руб. | руб. | руб. | руб. | Прибыль тыс. руб 3% |
Зпост тыс.руб. | Зпер тыс.руб | СИ тыс руб | МD тыс. руб. | ||||
14002268,23 | 5600907,292 | 307826,43 | 10893988,15 | 11201814,58 | 3108280,08 | 112181,46 | |
123130,572 | 4357595,26 | 4480725,832 | 1243312,032 | ||||
13582200,18 | 6451545,086 | 259222,26 | 10893988,105 | 11160504,54 | 2688212,03 | 1153786,9 | |
123130,572 | 5174627,61 | 5297758,1 | 1276917,472 | ||||
3174734,17 | 7364676,401 | 220269,36 | 10893988,105 | 11160504,54 | 2280746,02 | 1153786,9 | |
123130,572 | 6087758,92 | 6210889,5 | 1243312,032 | ||||
8651716,179 | 186844,57 | 10893988,15 | 11080832,72 | 1885503,99 | 1153786,9 | ||
123130,572 | 7374798,70 | 7497929,2 | 1243312,032 | ||||
10536691,273 | 144859,496 | 10893988,15 | 11042876,20 | 1502119,23 | 1153786,9 | ||
123130,572 | 9259773,80 | 9382904,3 | 1243312,032 |
П2Т5
Цена изделия Ц руб | Объем производства шт. | Выручка от реализации тыс.руб. | руб. | руб. | руб. | руб. | Прибыль тыс. руб |
Зпост тыс.руб. | Зпер тыс.руб | СИ тыс руб | МD тыс. руб. | ||||
5215,45 | 260,773 | 79,13 | 3412,15 | 3491,28 | 1803,3 | 86,208 | |
3,957 | 170,608 | 174,565 | 90,165 | ||||
5058,99 | 273,185 | 73,28 | 3412,15 | 3485,43 | 1646,84 | 87,794 | |
3,957 | 183,02 | 186,977 | 90,165 | ||||
4907,22 | 294,433 | 65,95 | 3412,15 | 3478,10 | 1495,07 | 88,794 | |
3,957 | 204,268 | 208,225 | 90,165 | ||||
314,16 | 59,95 | 3412,15 | 3472,10 | 1347,85 | 88,794 | ||
3,957 | 227,952 | 90,165 | |||||
4617,2 | 341,673 | 53,47 | 3412,15 | 3465,62 | 1205,05 | 88,794 | |
3,957 | 255,465 | 90,165 |
Оценка результатов деятельности предприятия дается на основе основных результативных финансовых показателей. К ним относится показатель прибыли. Прибыль является основным источником экономического, технического и социального развития предприятия. Она представляет собой абсолютный показатель, образующийся после возмещения затрат на производство и реализацию продукции. Конечный финансовый результат деятельности предприятия отражается в той части прибыли, которая остается у него в распоряжении в качестве внутреннего источника финансирования долговременного характера. Этот показатель называется чистой прибылью. Порядок формирования чистой прибыли по данным бухгалтерского учета представлен в таблице 22, в соответствии с которой необходимо определить финансовые результаты деятельности предприятия в курсовой работе.
Таблица22
Последовательность расчета чистой прибыли.
Показатель | Обозначение | Порядок расчета | Значение показателя |
1.Прибыль валовая | Пв | Пв=ВР нетто-Ср | 1120267,667 |
2. Прибыль от продаж | Пр | Пр=Пв-Рох-Рк | 1091718,933 |
3. Прибыль бухгалтерская (прибыль до налогообложения) | Пб | Пб=Пр По | 1092031,183 |
Прибыль чистая | Пч | Пч=Пб-ПНО-НПу | 863605,906 |
ВР нетто- выручка нетто от реализации продукции ( за минусом НДС и акциза)
5600907,292+260,772=5601168,064 тыс. руб. (таблица 21);
Ср-себестоимость проданных товаров -44809900,397(таблица16);
–общехозяйственные расходы -24748,909 тыс. руб. (таблица 9);
Рк- коммерческие расходы -3799,825 тыс.руб. (таблица 10);
П- прибыль, полученная предприятиями от прочей деятельности ( прибыль и убыток)-566,4096-254,160=312,2496 тыс. руб. (приложение Н) ;
ПНО постоянные налоговые обязательства (250,1+80,4-175,3-60,0)*20%=19,04 ( таблица О) ;
– условный расход по налогу на прибыль рассчитывается умножением бухгалтерской прибыли, скорректированной в сторону увеличения ) на сумму штрафных санкций (приложение Н) на ставку налога на прибыль (20%)
Пв=5601168,064-4480900,397=1120267,667
Пр=1120267,667-24748,909-3799,825=1091718,993
Пб=1091718,933+312,2496=1092031,183
НПу=(1092031,183+50000)*20%=228406,237
Пч=1092031,183-19,04-228406,237=863605,906
Общая рентабельность характеризует прибыльность (убыточность) производственной деятельности предприятия за определенный период времени.
Платежеспособность предприятия –способность предприятия выполнять свои внешние (краткосрочные и долгосрочные) обязательства, используя свои активы.
Коэффициент платежеспособности измеряет финансовый риск, т.е. вероятность банкротства.
Коэффициенты покрытия показывает, в какой мере краткосрочная задолженность предприятия покрывается его оборотными активами.
Таблица 23
Порядок расчета показателей результативности производства.
Показатели | Порядок расчетов | Результат |
Уровень Общей рентабельности | 68,76 | |
Число оборотов капитала | 3,52 | |
Коэффициент покрытия | 78,29 | |
Бесприбыльный оборот | 157284,04 | |
Запас надежности | 97,19 | |
Коэффициент платежеспособности |
Прибыль бухгалтерская- 1092031,183 тыс. руб. (таблица 22)
Активы предприятия -1588247,548 тыс. руб. (таблица 18)
Валовая выручка -5601168,064 тыс. руб. (таблица 21)
Маржинальный доход – 1243402,197 тыс. руб. (таблица 19)
Постоянные издержки – 123134,529 тыс. руб. ( таблица 16)
Уровень общей рентабельности : 1092031,183/1588247,548*100=68,76
Число оборотов капитала: 5601168,064/1588247,548=3,52
Коэффициент покрытия: 1243402,197*100/1588247,548=78,29
Бесприбыльный оборот : 123134,529/78,288*100=157284,04
Запас надежности: (5601168,064-157284,04)/5601168,064*100=(5443884,024/5601168,064)*100=97,19
Общий финансовый результат от производства планируемых к выпуску изделий определяется по формуле:
где -доля i-го вида продукции в реализации ; n- количество наименований изделий. Далее необходимо произвести расчеты показателей рентабельности затрат на производство по общему объему реализованной продукции
( ) и объема продаж ( ) отдельных видов изделий производственного назначения и товаров народного потребления . Расчет произвести таким образом:
где -прибыль от реализации i-го изделия
-коммерческая себестоимость объема реализации i-го изделия
Qр- объем реализации i-го изделия
-прибыль от реализации всего объема реализованной продукции
Исходя из полученных результатов расчета показателей результативности производства и расчета показателей рентабельности отдельных видов изделий необходимо сделать выводы и дать рекомендации по повышению эффективности работы предприятия.
Выводы и рекомендации
В данной курсовой работе разработана модель экономики предприятия в условиях рынка.
В современных условиях правильное определение реального финансового состояния предприятия имеет большое значение не только для самого предприятия, его акционеров, но и для возможных инвесторов.
Систематический контроль финансового состояния предприятия позволяет оперативно выявлять негативные стороны в работе предприятия и своевременно принимать действенные меры по выходу из сложившейся ситуации. Поэтому анализу финансового состояния на предприятии должно уделяться самое пристальное внимание.
Цель любой коммерческой организации – обеспечение её устойчивого финансового состояния, а получение максимальной прибыли ( т.е. превышение результатов над затратами) или высокой рентабельности является основой для достижения этой цели .
В последней таблице приведены различные показатели, по которым можно провести оценку результативности производства.
Первый показатель это уровень общей рентабельности. На данном предприятии он составляет 68,76% , т.е. каждый рубль, вложенный в активы предприятия
Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки предприятия к величине предприятия. Число оборотов капитала равное 3,52 показывает, что за год капитал оборачивается 3,52 раза.
Коэффициент покрытия равный 78,29% показывает, что выручка от реализации товаров покрывает переменные издержки на производство продукции, и величина покрытия составляет 78,29% от валовой выручки.
Величина бесприбыльного оборота соответствует такому объему реализации, при котором величина прибыли предприятия равна нулю. То есть, минимальное количество средств, которое необходимо предприятию это 157284,04, чтобы производить и реализовывать программное количество изделий и не нести убытков.
Запас надежности в 97,19% свидетельствует о том что предприятие может выдержать снижение валовой выручки на эту величину, прежде чем оно окажется в условиях бесприбыльного оборота.
Платежеспособность предприятия –это способность предприятия выдерживать убытки. При оценке платежеспособности фирмы основное внимание уделяется собственному капиталу. Именно собственный капитал дает возможность покрывать убытки, которые возникают в процессе экономической деятельности. Когда активы предприятия превышают его заемный капитал, то есть когда собственный капитал имеет положительные значение, предприятие называют платежеспособным. Представление о платежеспособности предприятия дает показатель, который называется коэффициентом платежеспособности. Расчеты показатели, что предприятие может потерять свои активы прежде чем будет затронут заемный капитал. Можно сказать, что нет причины тревожиться за платежеспособность данного предприятия.
Последний показатель – это рентабельность предприятия в целом. В общем случае предприятие со значением показателя рентабельности свыше 30% является сверхприбыльным, от5до 125%-среднерентабельным, менее 5%-низкорентабельным. Для того чтобы увеличить размер прибыли помимо увеличения объема продаж необходимо снижение себестоимости (обобщающего показателя всех видов затрат на единицу продукции).
Снижение себестоимости- многоплановый процесс, требующий системного подхода и единого управления. При управлении деятельностью по снижению себестоимости необходимо исходить прежде всего из выявления резервов, необходимых для этого. К ним относятся сокращение потерь сырья и рабочего времени, ликвидация простоев.
При все многообразии конкретных путей экономии материальных ресурсов можно выделить следующие основные направления:
Рациональное использование сырья, материалов топлива электроэнергии.
Список литературы
1.Грибов ВД., Грузинов В.П. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика,-2009.
2.Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учебник для вузов.- Ь.; ИНФРА – М.-2009.
3.Экономика организаций (предприятий) под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. – М.: ЮНИТИ, 2009.
4.Налоговый кодекс РФ Ч II : 25 гл. «Налог на прибыль организаций»
5.ПБУ 9/99 «Доходы организации» в ред Приказа Минфина РФ от 18.09.2006г. №116Н
6.ПБУ 10/99 «Расходы организации» в ред. Приказов от 18.09.2006г. № 116 Н, от 27.11.2006г. №156Н
7. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»