Эффективность/сильные стороны
В оценке позиции компании необходимо сфокусироваться на ее сильных сторонах и способностях, а также на эффективности текущей деятельности. В ситуации спада обычно появляются свои, уникальные источники сильных сторон. Сильная сторона бизнеса должна отражать тот факт, что и объем товаров, и число покупателей уменьшаются. Следовательно, такие источники, как эффект масштаба, вертикальная интеграция и технологическое лидерство, могут из источников силы превратиться в помехи. В ситуации спада наиболее полезными оказываются:
• прочные, устоявшиеся отношения с прибыльными покупателями, особенно из сегментов, в которых сохраняется неудовлетворенный спрос;
• сильная торговая марка. На этой стадии конкуренты уже вряд ли смогут кардинально изменить свой имидж;
• способность получать прибыль в условиях низкой загрузки мощностей (активов);
• способность сокращать затраты параллельно с ограничением бизнеса;
• гибкость в использовании активов и ресурсов;
• большая доля рынка в том случае, если присутствует эффект масштаба.
28-2998
Часть IV. Стратегии роста
Для оценки будущей позиции необходимо провести тщательный анализ текущей прибыльности (особенно в том случае, если встает вопрос о ликвидации бизнеса). Балансовая стоимость активов, например, может быть завышена, поскольку их рыночная стоимость, если они обременены какими-либо обязательствами, может быть незначительной или отрицательной. В некоторых случаях из анализа следует исключить накладные расходы, которые после ликвидации перейдут на другие подразделения.
Взаимосвязи с другими видами бизнеса
Принимая решение об инвестициях, нельзя не учитывать взаимосвязи между различными видами бизнеса в фирме. СБЕ, являясь частью единой системы, каналом распределения, потребителем избыточных мощностей или побочным продуктом другого производственного процесса, может оказывать поддержку остальным подразделениям. Данное положение имеет особое значение для фирм с вертикальной интеграцией нескольких видов бизнеса.
Публичное прекращение бизнеса может породить проблему доверия к родительской корпорации, особенно если при этом происходит списание значительных денежных сумм. Прекращение деятельности может повлиять на доступ к финансовому рынку, а также на мнения дилеров, поставщиков и покупателей об остальных, сохраняемых компанией видах бизнеса. Решение General Motors закрыть свое подразделение по производству «Oldsmobile» заставило содрогнуться и покупателей, и поставщиков, и другие заинтересованные группы.
Барьеры внедрения
Наконец, необходимо учесть возможные проблемы с реализацией каждого из вариантов. Вариант «уборки урожая» труден тем, что и менеджеры, и покупатели должны будут смириться с постепенным отказом от бизнеса (товара). Вариант сохранения позиций не менее деликатен, поскольку стратегия пассивных инвестиций может нечаянно привести к потере позиций, т. е. к прямо противоположному результату.
Враждебные рынки
Находящиеся на стадии спада рынки могут приобрести характер враждебных, ассоциирующихся обычно с переизбытком производственных мощностей, низкой маржей прибыли, интенсивной конкуренцией и беспорядочным характером менеджмента. Впрочем, такое положение
Глава 15. Стратегии действий на враждебных рынках
может возникнуть и в ситуации роста, когда наплыв слишком большого числа конкурентов приводит к появлению избыточных мощностей. Не будет преувеличением сказать, что большинство отраслей либо уже находятся во враждебном состоянии, либо вот-вот достигнут его. Следовательно, стратегии поведения компаний в условиях враждебности требуют повышенного внимания. К счастью, в этой сфере было проведено крупное исследование, результаты которого мы используем в нашем анализе.
Консалтинговая фирма Windemere Associates проводит систематический анализ более 40 характеризующихся враждебными отношениями участников отраслей. Некоторые из полученных исследователями результатов изложены в двух статьях Дональда Поттера.3
Автор отмечает, что враждебность может быть обусловлена наплывом конкурентов, которых привлек растущий, отличающийся высокими прибылями рынок. В таких случаях менеджмент компаний склонен к недооценке рисков. Таким образом, высокие цены и прибыли могут быть не только причиной для радости, но и поводом для беспокойства. Возможно, в долгосрочной перспективе участникам отрасли было бы целесообразно отказаться от высоких цен или создать барьеры, препятствующие появлению на рынке других конкурентов.
Враждебность: шесть стадий
В исследовании компании Windemere Associates выделено шесть стадий развития враждебных рынков (рис. 15.4), каждая из которых может длиться десятилетиями. Стадии не обязательно следуют в указанном порядке, но большинство из них обычно имеют место. Знание закономерностей развития враждебного рынка позволяет фирме избежать негативных последствий или выработать правильную линию поведения.
Стадия 1: Давление на маржу прибыли
Стадия 2: Изменения долей рынка
Стадия 3: Изобилие товаров
Стадия 4: Самозащита посредством сокращения издержек
Стадия 5: Консолидация и вытеснение малых фирм с рынка
Стадия 6: Избавление
Рис. 15.4.Шесть стадий развития враждебного рынка
Стадия 1: Давление на маржу прибыли
К снижению нормы прибыли приводит хищническая ценовая политика, проводимая для расширения доли рынка и вызванная, помимо все-
28*
Часть IV. Стратегии роста
го прочего, наличием избыточных мощностей. В результате фирмы пытаются найти или создать безопасные рыночные ниши. Однако рано или поздно они подвергнутся атакам конкурентов. Отметим, что усилия по изоляции японских производителей копировальных аппаратов, автомобилей, мотоциклов и полупроводников в низших секторах рынков провалились: товарные линии компании были расширены вверх, что стало угрозой для ниш дорогих товаров с высокой маржей прибыли.