Раздел 1. Теоретические основы финансов 11 страница
Федеральный фонд компенсаций - второй базовый элемент системы финансовой поддержки регионов. Был создан в 2001 году с целью финансового обеспечения передаваемых полномочий. Это в основном касалось реализации социальных законов, связанных с денежными выплатами в адрес отдельных категорий. Распределение производится между всеми без исключения субъектами РФ вне зависимости от их уровня бюджетной обеспеченности пропорционально численности соответствующих категорий населения.
На 2008-2010 годы предусмотрены следующие субвенции на реализацию делегированных полномочий:
- по обеспечению мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком «Почетный донор России» , «Почетный донор СССР»;
- по оказанию мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан;
- по охране и использованию объектов животного мира, отнесенных к объектам охраны;
- по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
- по государственной регистрации актов гражданского состояния.
Федеральный фонд софинансирования расходов - образован с 2008 года для предоставления бюджетам других уровней субсидий на софинансирование приоритетных расходов вне зависимости от их характера. Он заменил собой направляемые ранее по различным каналам средства инвестиционного характера.
Например, в федеральном бюджете запланированы субсидии на:
- оплату жилого помещения и коммунальных услуг малоимущим гражданам;
- обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей;
- выплату ежемесячного пособия на детей;
- осуществление поддержки ветеранов труда;
- содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье;
- строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования;
- поддержку сельскохозяйственного производства.
Бюджетный процесс - это совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания централизованного фонда денежных средств и эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти.
Бюджетный процесс представляет собой особую деятельность участников бюджетного процесса по организации процедур составления и рассмотрения проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а также контролю за их исполнением. Он регламентируется нормами права, предписывающими правила и порядок его осуществления.
Бюджетный кодекс РФ, являющийся базовым документом, регулирующим бюджетную деятельность, выделяет следующие стадии бюджетного процесса:
1. составление проектов бюджетов;
2. рассмотрение и утверждение бюджетов;
3. исполнение бюджетов;
4. подготовка, рассмотрение отчета и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Деятельность государственных органов от начала составления бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетным циклом. В основе организации бюджетного процесса лежат общие принципы организации бюджетной системы.
Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:
· Президент Российской Федерации;
· Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
· Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
· Правительство Российской Федерации;
· Министерство финансов Российской Федерации;
· Федеральное казначейство;
· Центральный банк Российской Федерации;
· Счетная палата Российской Федерации;
· Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
· органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;
· главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;
· главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
· главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета;
· главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
· главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
· главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются в порядке, установленном Правительством РФ и БК РФ.
Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов составляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с положениями БК РФ и законами субъектов Российской Федерации. Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.
Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов (проекты местных бюджетов) составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).
В случае, если проект бюджета субъекта Российской Федерации (проект бюджета муниципального района) составляется и утверждается только на очередной финансовый год, то разрабатывается и утверждается среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации (муниципального района).
Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В Бюджетном послании на очередной финансовый год и плановый период.
Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований. Однако непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ.
Составление проекта бюджета основывается на:
· Бюджетном послании Президента РФ;
· прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;
· основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района разрабатывается на период не менее трех лет. В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений.
В законе о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета.
В законе о бюджете должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в случае, если они не установлены бюджетным законодательством Российской Федерации.
Законом о бюджете устанавливаются:
1. перечень главных администраторов доходов бюджета;
2. перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
3. распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год;
4. общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
5. объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации;
6. общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета;
7. источники финансирования дефицита бюджета;
8. верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и государственного внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным или муниципальным гарантиям;
9. иные показатели.
Изменение показателей ведомственной структуры расходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета осуществляется путем увеличения или сокращения утвержденных бюджетных ассигнований либо включения в ведомственную структуру расходов бюджетных ассигнований по дополнительным целевым статьям и (или) видам расходов соответствующего бюджета.
Под условно утверждаемыми (утвержденными) расходами понимаются не распределенные в плановом периоде по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в ведомственной структуре расходов бюджета бюджетные ассигнования.
Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение законодательного органа соответственно проект федерального закона о федеральном бюджете и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период в сроки, установленные Бюджетным Кодексом, проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта и о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации, но не позднее 15 октября текущего года, проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.
Одновременно с проектом бюджета в законодательный (представительный) орган представляются другие документы и материалы .
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что понимают под бюджетом?
2. Что такое государственный бюджет?
3. Что понимают под бюджетной системой?
4. Каковы принципы построения бюджетной системы?
5. Назовите бюджетную классификацию.
6. Дайте классификацию доходов и расходов бюджета.
7. Какова роль резервного фонда и фонда национального благосостояния.
8. Что понимают под дефицитом и профицитом бюджета.
9. Что такое ненефтегазовый дефицит бюджета.
10. Что включают в нефтегазовые доходы.
Тема 15. Государственный и муниципальный кредит
1. Сущность и значение государственного и муниципального кредита.
2. Содержание, формы и методы государственных и муниципальных заимствований.
3. Государственный кредит: сущность, особенности, задачи и функции.
4. Органы управление государственным кредитом.
5. Государственный долг, его сущность и виды. Муниципальный долг.
6. Принципы и методы управления государственным долгом.
7. Формы государственного кредита и классификация государственных займов.
Государственный кредит - это совокупность экономических отношений, складывающихся между государством и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами и международными финансовыми организациями по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов.
Использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является эффективным и разумным средством. Однако, как показывает опыт стран с рыночной экономикой, это может привести к увеличению в будущем выплат.
Муниципальный кредит – это урегулированная правовыми нормами совокупность кредитных отношений с централизованными финансами местного самоуправления, возникающих по поводу привлечения муниципальными образованиями временно свободных денежных средств различных хозяйствующих субъектов, населения и из бюджетов других уровней на условиях срочности, возмездности и возвратности и предоставления бюджетных средств на тех же началах.
Функции государственного кредита непосредственно вытекают из его сущности. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет фискальную, распределительную, регулирующую и контрольную функции.
Фискальная функция проявляет свое действие в осуществлении формирования централизованных денежных фондов государства или их использования. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.
Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах -срочности, возвратности, платности, целевого назначения. С переходом России к рынку распределительная функция претерпела ряд изменений, в частности, изменились субъекты кредитных отношений: со стороны государства их участниками стали субъекты Федерации, особым субъектом кредитных отношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица, иные государства, международные финансово-кредитные организации и т.п.
Регулирующая функция государственного кредита имеет две стороны - экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется прежде всего в формировании основных общеэкономических пропорций (воспроизводственных, отраслевых, территориальных). Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов. Выделение бюджетных ресурсов на безвозмездной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой и дефицитности. В целом государственный кредит не только стимулирует высокие темпы экономического роста, но и смягчает циклические колебания.
Одной из функций государственного кредита является контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых или выделяемых государством. Данная функция связана с контрольной функцией финансов, однако имеет свои специфические особенности. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства.
К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:
- решение проблем финансирования бюджетного дефицита;
-проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;
- поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;
- поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.
Государственный кредит как самостоятельная форма кредитных отношений отличается от банковского кредита рядом особенностей:
· Потребность государства в кредите возникает при финансовых затруднениях, при необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами. Он используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский кредит используется для поддержки бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также для социального развития производственных коллективов.
· Целевое назначение. Банковский кредит имеет строго целевое назначение, используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения.
· При банковском кредитовании срок возврата строго регламентирован и его нарушение влечет экономические санкции, повышенные проценты за кредит. В государственном кредите такой регламентации нет.
· Способность увеличивать или сокращать денежную массу. С помощью банковского кредита создаются деньги и при не продуманной кредитной политике банковский кредит может служить фактором проявления и роста избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении.
Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.
Товарная форма (хлебный и сахарный займы) применялась в переходный период от капитализма к социализму.
Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского рубля на основе золотого обеспечения (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита.
В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает:
· централизованный;
· децентрализованный.
В первом случае в качестве заемщика выступает Кабинет Министров и его центральный финансовый орган (Министерство финансов), во втором - местные органы власти. Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и нефинансовыми активами, находящимися в муниципальной собственности. К сожалению, этот вид займов должного развития пока не получил.
Государственный и муниципальный долг выражает собой результат взаимосвязей органов государственной власти и местного самоуправления со своими партнерами в части формирования фондов заимствованных средств для удовлетворения общегосударственных (включая местные) потребностей и воспроизводственных нужд субъектов хозяйствования.
К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иностранными физическими и юридическими лицами возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.
Структура государственного долга РФ, субъекта РФ и муниципального образования представляет собой группировку долговых обязательств РФ по видам долговых обязательств.
Под государственными заимствованиями РФ понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы, кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации.
Предельный объем заимствований субъектов РФ, муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета или погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.
Предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Для субъекта РФ (для которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных лет не превышала 5 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ) предельный объем долга не должен превышать 50 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов ( в некоторых случаях - 50 %) местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Программа государственных внешних заимствований РФ представляет собой перечень всех внешних заимствований на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства.
Под государственными заимствованиями РФ понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы, кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации.
Государственные и муниципальные внутренние (внешние) заимствования осуществляются в целях финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (ненефтегазового дефицита федерального бюджета), а также для погашения долговых обязательств.
Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени РФ принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному им Министерству финансов РФ.
Выпуск внешних облигационных займов субъектов РФ осуществляется в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".
Субъекты РФ, для которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных лет не превышала 5 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, начиная с очередного финансового года вправе осуществлять внешние заимствования в целях обеспечения погашения внешнего долга или финансирования дефицита бюджета субъекта РФ.
Субъекты РФ, для которых расчетная доля межбюджетных трансфертов превышала 5 % - вправе осуществлять внешние заимствования в целях обеспечения погашения только внешнего долга субъекта РФ. При этом в текущем финансовом году объем указанных внешних заимствований не может превышать объем обязательств по погашению в текущем финансовом году имеющегося на начало года внешнего долга субъекта Российской Федерации без учета обязательств по гарантиям, выраженным в иностранной валюте.
Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем финансовом году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.
Высшим органом управления государственным долгом РФ является Федеральное Собрание РФ. Многие вопросы по управлению осуществляются Правительством РФ и Министерством финансов РФ.
Программа государственных внешних заимствований РФ представляет собой перечень всех внешних заимствований на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства.
В программе государственных внешних заимствований РФ должны быть отдельно предусмотрены все займы, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам долларов США, на весь срок займа. Данные займы подлежат реализации только при условии их утверждения в составе программы государственных внешних заимствований Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете.
Программа государственных гарантий РФ, государственных гарантий субъекта РФ, муниципальных гарантий в валюте РФ представляет собой перечень предоставляемых государственных гарантий Российской в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) с указанием:
1) общего объема гарантий;
2) направления (цели) гарантирования с указанием объема гарантий по каждому направлению (цели);
3общего объема бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям и др.
В программах государственных гарантий должно быть отдельно предусмотрено каждое направление (цель) гарантирования с указанием категорий или наименований принципалов, объем которого превышает:
· 1 миллиард рублей - для государственных гарантий Российской Федерации;
· 10 миллионов рублей - для государственных гарантий субъекта РФ;
· 100 тысяч рублей - для муниципальных гарантий.
Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга в очередном финансовом году не должен превышать 15 % объема расходов соответствующего бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ.
Учет и регистрация государственных долговых обязательств осуществляются в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга Российской Федерации (субъекта РФ и муниципального образования). Ведение Государственной долговой книги РФ осуществляет Минфином РФ.
В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) РФ, о дате возникновения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.
Информация о государственных внутренних долговых обязательствах вносится в долговую книгу в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента возникновения соответствующего обязательства; внешних - в течение пяти рабочих дней с момента поступления в Минфин РФ соответствующих документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств.
Наличие государственного долга предполагает проведение мероприятий по управлению им, в число которых входят:
· выплата доходов кредиторам и погашение займов;
· изменение условий выпущенных займов;
· определение условий эмиссии;
· выпуск новых займов.
Управление государственным и муниципальным долгом представляет совокупность мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления по использованию долговых отношений для формирования благоприятных макроэкономических условий развития страны и отдельных ее территорий. Управление государственным долгом - это комплекс мер, предпринимаемых государством в лице уполномоченных органов по определению условий привлечения кредитов, размещения и погашений государственных займов, а также обеспечению внешних интересов заемщиков, кредиторов и инвесторов.
Цель управления государственным долгом - оптимизация затрат, связанных с погашением дефицита государственного бюджета.
Высшим органом управления государственным долгом РФ является Федеральное Собрание РФ. Многие вопросы по управлению осуществляются Правительством РФ и Министерством финансов РФ.
Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:
· разработка программы заимствований Российской Федерации, которая является выражением экономической политики государства в отношении сложившихся государственных долговых обязательств;
· процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации;
· исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.
Управления государственным долгом основано на следующих принципах:
1. принцип безусловности- означает точное и своевременное выполнение обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий. Данным принцип является основным при управлении государственным долгом;
2. принцип единства - означает учет в процессе управления долгом всех обязательств, эмитированных РФ и субъектами РФ;
3. принцип снижения рисков - выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и инвестора;
4. принцип оптимальности структуры - означает поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения;
5. принцип прозрачности - соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в стране для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.