Бухгалтерский учет поступления

ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
3.1. Учетные документы при поступлении основных средств

Основное средство принимается к учету только на основании соответствующих первичных документов:

· акт приема-передачи:

форма ОС-1 — для учета всех объектов основных средств, кроме зданий и сооружений,
форма ОС-1а — учет зданий и сооружений,
форма ОС-1б — для учета групп объектов основных средств, кроме зданий и сооружений;

· акт о приеме оборудования форма ОС-14;

· акт о приеме-передачи оборудования в монтаж форма ОС-15.

Для каждого объекта ОС открывается инвентарная карточка

· форма ОС-6 — для одного объекта основных средств,

· форма ОС-6а — для группы объектов основных средств,

· форма ОС-6б — инвентарная книга учета объектов основных средств.

При списании основного средства заполняется акт списания

· форма ОС-4 — для одного объекта;

· форма ОС-4а для автотранспорта;

· форма ОС-4б для группы объектов.

3.2. Бухгалтерские проводки при поступлении основных средств

Таблица 1 Учет поступления основных средств при покупке

Дебет Кредит Название операции
Учтена стоимость купленного ОС (без учета НДС)
60 (76) Учтены затраты по транспортировке и монтажу ОС
60 (76) Выделен НДС по ОС
Ввод в эксплуатацию ОС

Таблица 2 Учет поступления основных средств при дарении

Дебет Кредит Название операции
98/2 принят безвозмездно полученный объект к учету.
объект введен в эксплуатацию.

Ежемесячная амортизация будет списывать с 98-го счета в прочие доходы с помощью проводки Д98/2 К91.

Таблица 3 Учет поступления основных средств при внесении в уставной капитал

Дебет Кредит Название операции
Поступление ОС в виде вклада в уставный капитал
Ввод в эксплуатацию ОС

3.3. Синтетический и аналитический учет основных средств

Аналитический учет основных средств в организации ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают:

- номер объекта;

-год выпуска (постройки);

-дату и номер акта о приемке;

-местонахождение;

-первоначальную стоимость;

-норму амортизационных отчислений;

-сумму начисленной амортизации;

-внутреннее перемещение;

-причину выбытия.

На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.

Инвентарные карточки могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.

Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют лица, ответственные за сохранность этих средств.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации предназначен балансовый счет 01 «Основные средства».

Синтетический счет 01 «Основные средства» является активным инвентарным счетом и предназначен для обобщения данных о наличии и движении основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении, залоге. Кроме того, для организации синтетического учета основных средств применяют счета:

02 «Амортизация основных средств» (пассивный счет);

08 «Вложения во внеоборотные активы» (активный счет);

91 «Прочие доходы и расходы» (активно-пассивный счет).

По дебету счета 01 «Основные средства» отражают остаток основных средств на отчетную дату и поступившие основные средства, по кредиту - выбытие основных средств по первоначальной (восстановительной) стоимости.

Поступление основных средств записывается по дебету данного счета в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Среди возможных ситуаций выбытия основных средств выделяют следующие:

вклад в уставный капитал других организаций;

продажа;

безвозмездная передача, дарение;

хищение;

стихийные бедствия;

списание вследствие морального и физического износа.

Решение о списании (выбытии) основных средств принимает, как мы уже отметили выше (если наличие основных средств является существенным), специально созданная комиссия.

В компетенцию комиссии входит:

осмотр объекта, подлежащего списанию, с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;

установление причин списания объекта (физический и моральный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг для управленческих нужд);

определение лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности;

выявление возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и оценка исходя из цен возможного использования, контроль за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;

составление акта о списании объектов основных средств (ф. № ОС-4), акта о списании автотранспортных средств (ф. № ОС-4а) (с приложением актов об авариях и указанием причин, вызвавших аварию, если они имели место).

Операции по безвозмездной передаче основных средств отражаются в учете в обычном порядке, причем данная операция облагается налогом на добавленную стоимость. Плательщиком налога является передающая сторона. Налогооблагаемой базой является рыночная стоимость передаваемого основного средства, но она должна быть не ниже балансовой (остаточной) стоимости. Начисленный налог включается в состав прочих расходов предприятия. Убыток от безвозмездной передачи не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Продажа основных средств формирует прочие доходы (расходы) организации. Выбытие основных средств в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» во всех случаях отражается на сопоставляющем счете 91 «Прочие доходы и расходы». При этом к счету 01 «Основные средства» открывается субсчет «Выбытие основных средств». По дебету этого субсчета отражают первоначальную стоимость выбывающего объекта основных средств, а по кредиту - сумму начисленной амортизации. По завершении процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы».

При списании основных средств без применения отдельного субсчета 01 «Выбытие основных средств» дебетуется счет 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции с кредитом счета 01 «Основные средства» и далее с кредита счета 01 остаточная стоимость объекта основных средств списывается в дебет счета 91-2

Регистром синтетического учета основных средств служит журнал-ордер № 13, записи в котором производят на основании первичных учетных документов.

3.4. Учетные документы при выбытии основных средств

Списание основных средств производится на основании акта на списание объекта основных средств одной из форм, утвержденных Постановлением N 7:
- Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма N ОС-4);
- Акт о списании автотранспортных средств (форма N ОС-4а);
- Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма N ОС-4б).

3.5. Бухгалтерские проводки при выбытии основных средств

Таблица 4 Проводки

Наши рекомендации