Структурных элементов выпускной квалификационной работы

ВЫПУСКНАЯ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Общие требования к структуре и правила оформления

Методические указания

Тюмень, 2007г.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений среднего профобразования РФ (Постановление Госкомвуза России от 27.12.1995г. № 10), в соответствии с методическими указаниями по выполнению выпускной квалификационной работы Сибирского университета потребительской кооперации, 2005г.

Автор – составитель: Худышкина Елена Николаевна – преподаватель

РАССМОТРЕННО: на заседании цикловой комиссии учетно-экономических дисциплин «____»_____________ 200__г.   Председатель цикловой комиссии ____________Козловская Е.Ф.

ВВЕДЕНИЕ

Выпускная квалификационная работа (ВКР) – это самостоятельный творческий труд студента, завершающий обучение в вузе. ВКР является основным видом итоговых аттестационных испытаний выпускников, в котором они демонстрируют уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими им самостоятельно решать профессиональные задачи на практике.

Целью пособия является оказание методической помощи студентам в написании и оформлении выпускной квалификационной работы, выполненной в форме дипломной работы.

В пособии приведен список документов, на основе которых сформулированы основные требования и правила оформления, рассмотрены структура ВКР и содержание всех ее разделов, общие правила оформления различных составных частей (например, заголовков, текста, формул, таблиц, иллюстраций, ссылок, сокращений и т.д.)

В приложениях приведены образцы заполнения титульного листа, задания на выпускную квалификационную работу, оглавления, а также пример оформления библиографического описания различных видов документов.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Правила оформления относятся к выпускным квалификацион­ным работам, выполненным в форме дипломных работ. Требования сформированы на основе документов:

1. ГОСТ 7.1-2003. ССИБИД. Библиографическая запись. Библиогра­фическое описание. Общие требования и правила составления.

2. ГОСТ 7.1-2003. ССИБИД. Сокращение русских слов и словосоче­таний в библиографическом описании произведений печати.

3. ГОСТ 3.1105-84 ЕСТД. Форма и правила оформления документов общего назначения.

4. Мильчин А.Э., Чельдова Л.К. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания. - М.: Олимп:000 «Фирма «Изд-во ACT», 1999. - 688 с.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Структурными элементамивыпускной квалификационной ра­боты являются: титульный лист, оглавление, введение, основная часть (три главы), заключение, библиографический список, прило­жения.

Последовательность и примерный объем основных структурных элементов выпускной квалификационной работы приведен в табли­це 2:1. В зависимости от состава и характера рассматриваемых во­просов общий объем выпускной квалификационной работы должен составлять не менее 60 страниц.

Таблица 2.1

Последовательность и примерный объём

структурных элементов выпускной квалификационной работы

Структурные элементы Количество страниц
Титульный лист
Задание
Оглавление
Введение
Глава 1 16-18
Глава 2 16-18
Глава 3 16-18
Заключение 3-4
Библиографический список 2-3
  не менее 60
Приложения  

Первой страницей ВКР является титульный лист,содержащий следующие реквизиты: полное наимено­вание учебного заведения, тему работы, све­дения об авторе работы, сведения о руководителе, местонахождение (город) образовательного учреждения, год написания работы. Сдача и прием выпускной квалификационной ра­боты подтверждаются подписями студента и руководителя на обо­ротной стороне титульного листа, допуск к защите - подписью заместителя директора колледжа на лицевой стороне титульного листа (оформление титульного и оборотного листов см. в приложении 1).

Следующим обязательным структурным элементом является ог­лавление.Оно составляется в соответствии с рубрикацией работы и детализируется до глав и параграфов.

Введение- важная часть ВКР, к содержанию которой предъяв­ляются четкие требования.

Во введении в кратком виде обосновывается актуальность темы, определяется её изученность в литературе, устанавливаются цель и задачи, объект и предмет исследования, объект наблюдения, методы исследования, отражается практическая значимость. Введение может включать информацию об апробации результатов исследования на научно-практических конференциях, методических семинарах, на практике. Введение также содержит краткое описание содержания глав дипломной работы.

Актуальность темы исследования является одним из основных критериев при ее экспертизе. Актуальность темы обосновывается анализом теоретических источников и тенденциями Общественного развития.

Цель дипломного исследования - решение поставленной пробле­мы: анализ конкретных свойств объекта исследования, выявление закономерностей, выработка предложений (рекомендаций, про­грамм, методик и т. п.), решение выявленной проблемы. Цель фор­мулируется как изучение особенностей какого-либо процесса или явления, определение его роли в деятельности, создание с помощью новых или апробация существующих методик, технологий и т. д.

Задачи выпускной квалификационной работы конкретизируют цель и отражают последовательность исследований. Формулировку задач рекомендуется начинать со слов: проанализировать.., разрабо­тать.., обобщить.., выявить.., доказать.., внедрить.., показать.., выра­ботать.., найти.., определить:., описать.., установить.., рекомендовать... и т. п.). Как правило, в выпускной квалификационной работе ставятся следующие задачи:

- анализ теоретических источников по изучаемой проблеме;

- определение экспериментальной базы;

- выбор методов исследования;

- проведение эмпирического исследования;

- выявление актуального состояния рассматриваемого явления, а также, возможно, его причин и перспектив дальнейшего разви­тия;

- разработка практических рекомендаций.

Объект исследования - область научных изысканий, в которой выявлена и существует исследуемая проблема. Это может быть про­цесс или явление, которое студент выбрал для изучения, часть эко­номической действительности, на которую направлен процесс науч­ного познания, изучения, объяснения или преобразования с приме­нением научных методов.

Объектом дипломного исследования может быть любое явление материального или духовного мира, любая социальная реальность, на которые направлена исследовательская деятельность субъекта. Объектом исследования могут быть процессы, социальные общно­сти, отношения, виды деятельности, системы и т.п. В любом случае объект исследования должен точно соответствовать заявленной теме и проблеме работы.

Предмет исследования более конкретен, он является частью объ­екта исследования. В качестве предмета обозначается все то, что вы­деляется в объекте для целенаправленного изучения, то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством. Это связи и зависимости, которые подлежат непосредственному изуче­нию. Иными словами, предмет исследования - это планируемые к исследованию конкретные свойства, стороны и отношения между объектами, подлежащие непосредственному изучению и обеспечи­вающие повышение результативности и эффективности в решении экономических задач.

Объект наблюдения - организации, на материалах которых вы­полнена выпускная квалификационная работа.

Обязательным элементом введения является описание методов исследования, которые служат инструментом, необходимым услови­ем достижения поставленной в работе цели.

Цель, задачи, объект, предмет, методы дипломного исследования формулируются студентом совместно с руководителем и представ­ляют собой расширенное и уточненное задание на выпускную квалификационную работу. Они могут быть конкретизированы после написания основной части работы.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы раскрывается в ее направленности на решение практических проблем.

Кроме того, во введении следует раскрыть структуру работы, дать краткое описание ее составных элементов.

Содержание основной частидолжно точно соответствовать те­ме работы и полностью ее раскрывать.

В каждой выпускной квалификационной работе должны быть выделены две части - теоретическая и практическая.

Теоретическая частьработы характеризует уровень теоретиче­ской подготовки студента за весь период его обучения. В ней на ос­нове обзора литературы отечественных и зарубежных авторов, нор­мативно-правовых, научно-методических и статистических материа­лов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируют­ся различные подходы к ее решению, излагается собственная пози­ция автора.

Содержание теоретической части выпускной квалификационной работы должно базироваться на строгом понятийном аппарате, по­этому при изложении материала необходимо давать определения (формулировки) основных понятий, используемых в работе. В тек­сте, наряду со ссылками на изученные литературные источники, должна быть отражена и обоснована точка зрения автора выпускной квалификационной работы на изученную проблему.

Теоретическая часть выпускной квалификационной работы даёт­ся в первой главе. В конце главы делаются выводы о степени разра­ботанности проблемы исследования, ее актуальности, об основных направлениях ее изучения. Выводы по первой главе должны содер­жать обоснование направления экспериментального практического исследования.

Практическая частьсостоит из двух глав (вторая и третья) и носит аналитический, практико-ориентированный характер.

Во второй главе студент изучает проблемы на примере конкрет­ных регионов, организаций, используя различные методы исследо­вания. Количественный и качественный анализ результатов эмпири­ческого исследования является обязательным для дипломной работы.

Глубина анализа, его качество определяются, во-первых, полно­той и достоверностью привлекаемой информации о проблеме, во-вторых, корректностью и адекватностью избранных методов. Для вы­полнения этой главы студенту необходимо применить полученные в процессе обучения знания методов исследования, которые помогут ему лучше описать саму проблему и выбрать методы ее анализа.

При выполнении практической части работы недопустимо огра­ничиваться констатацией фактов, необходимо раскрыть тенденции, вскрыть недостатки и причины, их обусловившие, чтобы в дальней­шем определить возможные варианты конструктивного изменения ситуации и разработать рекомендации (предложения, организацион­ные решения) по их реализации.

В третьей главе, как правило, описываются результаты конкрет­ного практического исследования и предлагаются конкретные меры по деятельности предприятий, организаций и т.д.

Если дипломник предлагает в своей работе несколько вариантов решения выявленной проблемы, он должен проанализировать каж­дый из них, выбрать оптимальный и не только прогнозировать поло­жительные результаты использования выбранного варианта, но и предложить мероприятия по минимизации рисков негативных по­следствий.

Каждая глава состоит из параграфов. В конце каждого параграфа и каждой главы необходимо подвести итог, то есть сделать выводы, которые обычно начинаются оборотом: «таким образом..,» или сло­вом «итак..,» и т.д.

При формулировке выводов следует соблюдать ряд правил,

Во-первых, вывод должен обобщать полученные в данном параграфе (главе) конечные, а не промежуточные результаты, во-вторых, в выводах нецелесообразно приводить положения, которые не важны для изложе­ния последующего материала и не вытекают из цели работы, в-третьих, вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т. д.), в-четвертых, выводы должны быть краткими.

Заключениеимеет форму синтеза полученных в работе резуль­татов. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложе­ние выводов и их соотношение с целью работы и конкретными зада­чами, сформулированными во введении. Содержательно заключение должно корреспондироваться с составом задач работы, поэтому в нем должны найти освещение наиболее существенные результаты исследования. В заключении отражаются основные итоги проделан-

ной работы, излагаются краткие выводы по теме исследования, ха­рактеризуется степень ее раскрытия, определяется, достигнуты ли цель и задачи, формулируются предложения по использованию по­лученных результатов.

Выводы и оценка полученных результатов могут быть сгруппи­рованы по следующим направлениям:

- констатация исходного состояния проблемы по теме и условий решения поставленных задач;

- степень соответствия выполненной дипломной работы зада­нию, а рекомендуемые решения — современным тенденциям развития общества, экономики и принципам используемой концепции;

- новизна, глубина, полнота и оригинальность проработки ос­новной темы дипломной работы (подход, методы решения, но­вые данные, достоверность расчётов, репрезентативность ис­ходной информации и др.);

- оценка эффективности предложений;

- практическая (прикладная) ценность работы и сфера приложе­ния ее результатов.

В заключений могут приводиться сведения об апробации основ­ных результатов работы (доклады, сообщения, отзывы, статьи), их практическом внедрении (справки, акты, протоколы), рекомендации по использованию и условиям их применения, целесообразность и направления дальнейшей разработки темы. При необходимости оп­ределяется круг вопросов, требующих более глубокой разработки; и; намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Именно в заключении наиболее ярко проявляется способность (или неспособность) автора ясно мыслить и излагать материал. В этой части работы содержится так называемое «выводное знание», которое является новым по отношению к исходному. Именно оно выносится на обсуждение и оценку комиссии при защите работы. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце параграфов, а должно содержать главные итоговые результаты работы.

Библиографический списокявляется важной составной частью выпускной квалификационной работы и должен соответствовать те­ме. В список включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются ссылки, но и те, которые были изучены дополнительно при исследовании темы работы.

В приложениепомещаются вспомогательный материал, кото­рый при включении в основную часть либо загромождает текст, либо затрудняет понимание работы. К вспомогательному материалу, включенному в приложения, могут быть отнесены:

- промежуточные математические выкладки, расчеты;

- таблицы цифровых данных (статистические выборки, отчетные данные и т. п.);

- инструкции, методики, положения, должностные инструкции и другие рабочие документы, разработанные в процессе выпол­нения работы (или извлечения из них);

- классификаторы, анкеты и другие методические средства, ис­пользуемые или рекомендуемые для использования;

- иллюстрации, диаграммы, фотографии и другие документы вспомогательного характера;

- документы (акты, справки, протоколы, экспертные заключения и т. п.), подтверждающие практическую и научную ценность работы, экономическую целесообразность результатов;

- таблицы и рисунки большого формата (занимающие целую страницу и более).

По форме они могут представлять собой текст, таблицы, рисунки, графики, карты и т.д.

В тексте дипломной работы на все приложения должны обязательно быть ссылки.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

Выпускная квалификационная работа должна быть оформлена с использованием средств, которые предоставляются текстовым процессором MS Word (различными версиями) и распечатана на принтере с хорошим качеством печати.

Титульный лист

Титульный листнабирается студентом в текстовом процессоре MS Word. Форма титульного листа и образец его заполнения приведены в приложении 1.

Задание на выпускную квалификационную работу

Лист заданиянабирается студентом в текстовом процессоре MS Word. Форма листа задания и образец его заполнения приведены в приложении 2.

Оглавление

Слово «ОГЛАВЛЕНИЕ» пишется прописными буквами и вырав­нивается по центру строки.

Заголовки одинаковых степеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени следует смещать вправо относительно заголовков предыдущей ступени. Для каждого заголовка проставляется номер страницы. Строка заголовка связывается с номером страницы отточием (рядом точек), которое должно заканчиваться для всех заголовков на одной верти­кале. Все заголовки начинаются с прописных букв без точки на кон­це. Названия глав, введение, заключение, библиографический список и приложения пишутся строчными буквами (пример оглавления приведен в приложении 3).

Оглавление должно быть размещено на одной странице.

Заголовки

Для лучшего восприятия текст дипломной работы разбивается на главы, параграфы, пункты, подпункты и т.д. Главы и параграфы должны иметь заголовки, четко и кратко отражающие их содержание.

Главы в дипломной работе нумеруются по порядку арабскими цифрами с точкой, например, ГЛАВА 1., ГЛАВА 2. и т.д.

Параграфы нумеруются в пределах каждой главы и их номера состоят из номера главы и номера параграфа в данной главе, отде­ленного от номера главы точкой. В конце номера параграфа ставится точка, слово параграф не пишется, например, 1.1., 1.2. и т.д. Соответ­ственно пункты и подпункты нумеруются в пределах параграфов, например: 1.1.1., 1.1.1.1. и т.д.

Введение, заключение, библиографический список и приложение не нумеруются.

Заголовки глав следует располагать посередине строки без точки в конце и без переносов, печатать прописными буквами, не подчеркивать. Заголовки параграфов следует располагать с абзаца без точки в конце и без переносов, печатать строчными буквами, не подчерки­вать. Если заголовок не помещается в строке, то при разбивке его на строки следует учитывать смысловую и логическую связь между словами. Например:

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

(правильный вариант)

Заголовки глав и параграфов следует отделять от основного текста тремя межстрочными интервалами. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Интервал между строчками заголовка - одинарный

Каждая глава, а также введение, заключение, библиографический список, приложения начинаются с новой страницы.

Наши рекомендации