Трагедия на технологической почве.
Забудьте, когда вам говорят о том, что СССР рухнул из-за нехватки средств, технологий или тяжести гонки вооружений. И денег, и мозгов с золотыми руками, и возможностей производить неотразимое оружие у нас хватало. Иногда даже с лихвой. Ещё одна наша гигантская слабость крылась в области метаистории.
Дело в том, что Советский Союз был в XX веке "гостем из будущего", попыткой создать социум третьего тысячелетия в прошлом веке. Другого выхода у русских просто не было: без советского проекта старая капиталистическая Россия просто распадалась и исчезала. Накопившиеся противоречия и диспропорции в обществе превратили Российскую империю 1910-х годов в готовый рвануть паровой котёл.
Русские обманули судьбу, невероятным броском уйдя от неё в будущее. СССР во многом предвосхитил реалии XXI века. Мы множество вещей сделали первыми в истории. Американцы и японцы учились у нас индикативному планированию. США Нового курса учились у нас воплощению грандиозных межотраслевых проектов – их Администрация долины реки Теннесси вдохновлялась Днепрогэсом и первой пятилеткой. СССР смог создать лучшую в мире среднюю школу. Мы додумались (и эта идея обсуждается на Западе сегодня) до разделения денег на инвестиционно-промышленные и потребительские. Мы первыми в мире строили наукограды. Даже если взять нынешнюю анимацию в пятизвёздных курортных отелях за границей – это же модернизированные массовики-затейники из советских санаториев.
Но вот беда: для строительства такой страны – общества будущего со всемерным развитием личности и творческих сил человека требовались и соответствующие технологии. Не тракторы-керосинки, не токарные станки и печи-домны, не Днепрогэс и Магнитка, а нечто намного более продвинутое. Для полноценной жизни (и полного раскрытия возможностей Красного проекта) СССР требовалась, например, полностью роботизированная промышленность, которой не нужны были многомиллионные армии рабочих и менеджеров. Промышленность гибкая, перенастраиваемая, требующая лишь творцов-изобретателей и инженеров. Нужны были генная инженерия и Интернет, компьютеры и нанотехнологии, оптоэлектроника и организационные компьютерные технологии, способные породить государство и корпорации с минимальным и "плоским" (а не пирамидальным) бюрократическим аппаратом. Словом, СССР нуждался в том, что преодолевало экономику с её дефицитом ресурсов, уничтожало чиновничество и низводило товарно-денежные отношения на самый низкий уровень. Безлюдное производство не давало расплодиться глупым, неразвитым "частичным людям" – придаткам к машинам и конвейерам. Наоборот, огромные ресурсы уходили бы на колоссальную сферу воспитания и подготовки людей наивысшего качества, сильных, творческих и умных. Технологии будущего обеспечивали бы при этом главные жизненные блага для всех и с мизерными затратами ресурсов: жилища, энергию, пропитание, одежду. Причём самого высокого качества. Дома – индивидуальные, пищу – чистую и здоровую. Медицину – футуристическую, "здраворазвивающую". А развитая компьютерная техника, информационные и организационные технологии рыли могилу многочисленной бюрократии.
Но таких технологий не было ни в 1917-м, ни во времена сталинского рывка. Ни гораздо позже. СССР был вынужден жить на технологической базе прошлой эпохи. Именно это его и погубило. Сначала пришлось применять жесточайшие методы для постройки индустрии уровня хотя бы XX столетия, что обернулось массовыми жертвами и накоплением миллионов недовольных. А потом, чтобы поддерживать функционирование и развитие созданной индустрии Фабричных Труб, пришлось содержать огромную бюрократию и армии "частичных людей", негармонично развитых и примитивных. И ещё – допускать товарно-денежные отношения.
Разрыв между проектом и имеющимися технологиями стал для нас роковым. Расплодившаяся бюрократия никуда в будущее идти не желала. Во-первых, ей в голову лезли мысли: "А чего это мы, советские начальники, вынуждены жить так скромно по сравнению с западными топ-менеджерами и владельцами компаний? Почему вынуждены довольствоваться "Волгами" и одноэтажными государственными дачами? Мы хотим разъезжать в "Мерседесах" и жить в шикарных особняках, иметь счета в швейцарских банках и загорать под пальмами!" Во-вторых, бюрократия при всём этом осталась бюрократией, успешно гася опасные для неё направления в развитии советских технологий. Всё, что могло дать СССР действительно дешёвые и качественные жизненные блага, всё, что могло заменить старые и затратные отрасли на небольшое суперэффективное производство, подавлялось. Наконец, технологи будущего грозили сделать бюрократию ненужной, вели дело к её радикальному сокращению. А этого госчиновники ох как не желали! И мы уже рассказали, как чиновники в начале 70-х задавили развитие в СССР организационных технологий, антибюрократичных по сути своей.
Именно рать начальников и решила не сражаться за СССР будущего, а сдать его под предлогом странной американской опасности – и потом разграбить, разделив на части и начав дикую приватизацию. Вы этих существ прекрасно знаете: в своё время выбросив партийные билеты, они заделались записными антикоммунистами и пошли стоять в церквях со свечками. Их и до сих пор по телевизору показывают.
Горькая ирония истории заключается в том, что СССР оказался повержен аккурат накануне появления всех необходимых для его полной победы технологий будущего! Американцам нужно было успеть, и они напряглись. И успели нас свалить.
В общем же, никаких непреодолимых проблем перед Союзом в 1985 году не стояло. Все попытки исследовать возможности для развития, кои были у СССР, но которые бездарно погибли в Расеянии, натыкаются на крики: "Да в вашей сссрании были очереди, колбаса по талонам и т.д.". Даже у уважаемого мною Будьона это проскальзывает.
С моей точки зрения, такие ответы – признаки существ низшей расы. Признаки отсутствия способностей к системному мышлению. Чтобы ликвидировать очереди в СССР и устроить полные прилавки магазинов, нужны были считанные месяцы. Достаточно было лишь освободить цены. Посмотрите на КНР – там так и сделали. Мой отец рассказывал мне, что введение частной торговли дискутировалось в рамках косыгинской реформы ещё в 1960-е: батя тогда, работая в "Туркменской искре", писал серию материалов о реформе.
А вот чтобы восстановить то передовое, что имелось в Союзе и что было разбито-утрачено, нужны десятилетия. Не слишком ли дорогой ценой быдло получило свои полные прилавки-то?
Я люблю не тот СССР, которым он был, а тот, каким он мог стать. А это существенная разница. Вопрос заключается в том, почему верхи СССР не пошли на очевидные шаги. Скорее всего, из-за маразма верхушки и явного желания второго эшелона "элиты" сдать страну, поживившись на её банальном грабеже. Могу напомнить людям моего поколения (и рассказать младшим), как по ТВ 1990-1991 годов постоянно шли репортажи об обнаруженных в лесах горах сгнившей колбасы, о припрятанных товарах, о том, что колхозы не могут сдать молоко и мясо на переработку. Об этом мне в интервью известный либерал Евгений Ясин говорил в начале 1991 года. А мой знакомый брокер с биржи рассказывал, что в селе продовольствие гниёт (не вывозят), а масса произведённых потребительских товаров СССР уходят в Азию (тогда азиаты с удовольствием брали советские кофемолки, вентиляторы, телевизоры, часы и т.д.). То есть, друзья, шёл ещё и настоящий саботаж пополам с вредительством.
Всё упиралось в разложение "элиты", ставшей низшей расой. В её нежелание действовать и побеждать. Грабёж собственной страны оказался для неё привлекательнее.
Единственный шанс.
Я полностью согласен с моим товарищем Сергеем Кремлёвым: у русских был реальный шанс на великое будущее – закончить Красный проект. Создать реальное, процветающее общество труда и творчества. Уничтожение Сталина и его замысла, изложенного в "Экономических проблемах социализма", стало роковым для русской цивилизации. Весь накопившийся маразм можно было выкинуть, а самое ценное оставить. Уверен, что обновлённый проект должен был трансформироваться в национальный социализм: передовое общество и сверхкачественную жизнь нужно было обеспечивать прежде всего для Русского народа (великороссов, малороссов и белорусов), превращая Туркестан в нашу аграрно-сырьевую колонию, подпитанную пятью процентами стока сибирских рек. Чрезмерный интернационализм – ошибка. А вот что касается остального…
Когда мне говорят о страшных жидах-большевиках, которые хотели только уничтожить Россию, всласть её пограбив, я брезгливо морщусь. Не замечать того, что в Красном проекте, помимо еврейских товарищей, имелась сильная русская, технократическая, созидательная волна – признак тупости. Есть слишком много моментов, которые не вяжутся с примитивным жидоедским лубком. Если поглядеть на действия даже молодой советской власти, то в них слишком много такого, что никак не припишешь оголтелым уголовникам. Наоборот, красные с самого начала ставили на инновационное развитие.
Скажите на милость: зачем бандитам, хотевшим только обчистить славных русских капиталистов и церковников, создавать Радиевый институт, как это сделал Ленин? Ведь решение о запуске первого завода по производству радия ВСНХ (Высший совет народного хозяйства) принял в июле 1918 года, а Ленин в октябре того же года распорядился пустить завод как можно скорее. Уже в декабре 1921 года был получен первый советский радий, а через месяц все учреждения Петрограда, занимавшиеся радиоактивностью, объединились в Радиевый институт.
Зачем красные в 1921 году создали первенец нашей океанографической экспедиционной науки – Плавморнин, плавучий морской исследовательский институт? Значит, они уже тогда думали об освоении океана, исследованиях трассы Севморпути, об овладении атомной энергией. Комиссию по артиллерийским опытам (КОСАРТОП) создали в 1918-м. Она создала программу создания новых орудий, боеприпасов и приборов. Значит, красные даже в самый тяжёлый момент думали о том, чтобы страна имела передовое пушечное вооружение. Простите, но не большевики, а скорее нынешняя власть ведёт себя как уголовная банда, которой не нужно ничего, кроме грабежа России. И если тогда на ядерные исследования пустили часть того, что толстые купчины и баре прогуляли бы в Париже, так это только на пользу нации. Если на науку отдали часть средств, отнятых у жирных попов, – так тоже благо.
В августе 1918 года Ленин поручает Михаилу Бонч-Бруевичу создать Высшее геодезическое управление и государственное предприятие "Аэрофотосъёмка".
В январе 1918-го инженер (будущий академик) Генрих Осипович Графтио по поручению Ленина приступает к разработке сметы на строительство Волховской ГЭС. Именно благодаря этому Графтио смогли создать мощную русско-советскую школу гидроэнергетического строительства.
Выдающийся русско-советский физик Пётр Леонидович Капица в 1919 году (в разгар голода и Гражданской войны) создаёт при Петроградском политехе физико-механический факультет, где готовят специалистов ещё неведомой миру профессии. Инженеров-исследователей. Советская власть финансирует всё это!
Николай Рынин в 1920 году создаёт в Путейском институте (Петроград) первый в стране факультет воздушных сообщений. Советская власть и это финансирует. Более того, Рынин начинает работу над теорией межпланетных перелётов, и в СССР его десятитомная энциклопедия "Межпланетные сообщения" выйдет в свет в 1928-1932 годах.
Вспомните знаменитую фотографию Ленина на испытаниях электроплуга. Или о том, что знаменитый большевик Артём погиб – но где! На испытаниях скоростного аэровагона в 1921 году. (Сына его примет в семью Сталин.)
Март 1918 года. Страна уже в хаосе и развале. В ней занимается пламя Гражданской войны. Уже есть голодуха. Всего у юной Советской России – 300 аэропланов. Но 24.03.1918 г. приказом No 82 Московского областного комиссариата по военным делам создаётся лётно-научная база. Замысел: соединить научные изыскания с практикой. Руководителем "Летучей лаборатории" назначен учёный с мировым именем – профессор Жуковский. Авиаотдел летнонаучной базы возглавил другой титан русской аэродинамики – В. Ветчинкин, Аэростатический отдел – Н.Д. Анощенко. Начинается совместная работа лаборатории с Расчётно-испытательным бюро при Высшем техническом училище (нынешний МГТУ имени Баумана).
Позднее Владимир Ветчинкин станет основателем русско-советской космонавтики. С 1921-го он занимался проблемами реактивного полёта и межпланетных путешествий. В 1925-1927 годах – вопросами динамики крылатых ракет и реактивных самолётов. Ветчинкин провёл математический анализ движения ракет при вертикальном подъёме в различных случаях (1935), теоретически определил силы, действующие на крыло при сверхзвуковых скоростях полёта, потребное количество топлива при различных режимах движения самолёта и ракеты (1934-1937 гг.). Принимал участие в деятельности Реактивного НИИ в качестве консультанта и эксперта. Государственная премия СССР получена им в 1943-м. Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды. Умер в 1950 году. Именем русского гения назван кратер на Луне.
21 июня 1918 года Ленин подписывает декрет о национализации единственного в стране авиамоторостроительного завода "ДЕКА" в Александровске (Запорожье). Хотя завод оказался разграбленным, большевики всё же берут предприятие под надёжную охрану. 30 декабря 1920 года начинается восстановление производства.
Июнь 1918-го. В Москве проходит второй Всероссийский авиационный съезд. Хотя магазины уже пусты, хлеб дают по карточкам, а Украина оккупирована немцами. На Дону – очаг антисоветского сопротивления. Но новая власть находит и время, и средства на авиацию. На съезде Жуковский предлагает создать авиатехникум и высший авиаинститут. Советская власть воплощает это в 1920-м, ставя во главе дела Жуковского.
9 октября 1918 года Высший совет народного хозяйства красной России (в лице своего научно-технического отдела) одобряет план создания аэрогидродинамического научного центра.
1 декабря 1918 года. Проклятый немецкий шпион и наймит Ленин поддерживает решение Совнаркома о создании ЦАГИ – Центрального аэрогидродинамического института. Во главе ЦАГИ становится коллегия во главе с Николаем Жуковским и будущей суперзвездой мирового авиастроения – Андреем Туполевым. Общетеоретический отдел возглавляет В. Ветчинкин, помзавом экспериментально-авиационного отдела становится А.А. Архангельский – будущий создатель советских скоростных бомбардировщиков. Последняя машина, в создании коей он участвовал, – Ту-154. При Сталине и репрессирован был, и при нём же осыпан тремя государственными премиями. Заведующим же отделом винтомоторной группы в ЦАГИ назначается ещё один титан: гений русского моторостроения Борис Стечкин. Репрессированный, но затем лауреат Сталинской премии (1946 г.), Стечкин – создатель турбореактивных двигателей, а с 1962 года – сподвижник знаменитого Сергея Королёва. Видимо, немецкий агент Ленин создавал ЦАГИ в рамках хитрого плана истребления русских?
Любопытная деталь: ЦАГИ был первым в мире институтом такого рода, интегрирующим самые разнообразные исследования. И его создали в самый критический для Советской России период!
Весна 1919 года. Страшное время. Нет хлеба. Города замерзают без топлива. На Юге идут бои с Деникиным, с Востока напирает Колчак. Размеры Советской России сжаты до нескольких центральных губерний и "ствола" вдоль Волги. Однако в Москве при Главвоздухофлоте создаётся комиссия по развитию тяжёлой авиации – КОМТА. Уже в расчёте на мирное время. (Вот жидомасоны-большевики проклятые-то! Подумать только: они решили строить собственную русскую авиацию!)
В кровавом и голодном 1920 году Съезд советских металлургов постановляет: "Заслушав доклад т. Соколова о значении алюминия для авиации, съезд полагает важным широко поставить электролитический способ получения магния". Для алюминиево-магниевых сплавов. С чем бы это сравнить в масштабах дня сегодняшнего? С тем, как если бы в РФ 1995 года была бы поставлена государственная задача: в кратчайшие сроки построить полукосмическо-полувоздушную авиацию.
20 ноября 1920 года Совет труда и обороны (СТО) РСФСР постановляет: начать мобилизацию инженеров, техников и квалифицированных рабочих, в последние десять лет работавших на авиазаводах или на воздушном флоте. Цель: восстановление авиастроения. Создаётся Институт инженеров Красного Воздушного флота, будущая ВВИА имени Жуковского.
1 января 1921 года. Голод и тиф в стране. Большевики отнимают золото у церкви. Продолжаются бои на Дальнем Востоке. Только что проиграна война с Польшей. Но на заводе в Сарапуле начинается постройка первого советского гражданского самолёта – тяжёлого триплана "КОМТА".
26 января 1921 года. СТО по указанию Ленина учреждает комиссию для выработки программы развития "воздухоплавания и авиастроительства".
Конец 1922 – начало 1923 года. В Москве проходит дискуссия "Авиапроизводство на новых путях". Редактор технического отдела "Вестника воздушного флота" Виноградов заявляет: впереди – эра металлических аэропланов.
В октябре 1922 года при ЦАГИ создана комиссия по постройке металлических самолётов во главе с Туполевым. 25 октября наши войска занимают Владивосток – целостность страны наконец восстановлена. Советская власть только-только взяла под контроль всю Россию. Страна разорена, но правительство её уже думает, как выйти на самые передовые рубежи в глобальном авиастроении.
Весной 1922 года на моторостроительном заводе "Большевик" трудится всего 58 рабочих. Угля нет – в цехах холодно. Паёк – 7 фунтов хлеба на 5 человек ежедневно. То есть по полбуханки на брата в день. Голодно. Но моторы стараются делать. Они, правда, не кормят. Выручает заказ на дрели – за них дают три вагона картошки.
Декабрь 1922 года. Провозглашение Советского Союза. СТО утверждает трёхлетнюю программу восстановления, дооборудования и расширения авиапрома.
8 марта 1923 года создаётся Российское общество друзей воздушного флота, куда входят глава ВЧК Дзержинский, знаменитый Ворошилов, красный полководец Фрунзе (победитель Врангеля, покоритель Средней Азии), Туполев, Чаплыгин. Сергей Чаплыгин – выдающийся русский физик-гидроаэродинамик, Герой Социалистического Труда (1941 г.).
Декабрь 1923 года. В СССР начинается освоение производства 400-сильного авиамотора (американского "Либерти"). Запорожский завод "Большевик" (бывший ДЕКА и нынешняя "Мотор Сечь") осваивает в производстве 300-сильные двигатели "Испано-Сюиза". До этого коллектив завода дружно отбивает попытку Наркомата тяжёлой промышленности закрыть завод как неприбыльный и нерентабельный. Идёт работа над запуском в серию чисто советского мотора – М-11 конструкции А. Швецова.
1924 год. Год смерти Ленина. Страна ещё в обмотках и обносках. Но Туполев на деньги государства строит перспективный "концепт-самолёт" – цельнометаллический АНТ-2. Начинаются работы над первым в мире цельнометаллическим двухмоторным бомбардировщиком ТБ-1.
Создаётся единый Госавиатрест – тогдашний аналог нынешней OAK. И если в 1923-1924 годах в стране построено всего 13 аэропланов (сравнимо с нынешними показателями 90-х и "нулевых" годов), то в 1924-1925 годах – уже 264! Моторы пока только на 30% отечественного производства. Но лиха беда начало…
Параллельно развивается инновационная составляющая. В 1921 году ВСНХ по инициативе В. Бекаури и академика В. Ипатьева создаёт ЭКСМАНИ – экспериментальную мастерскую новейших изобретений. В ней начинаются работы по созданию первых систем телеуправления. Это фактически инновационный центр, впоследствии переименованный в Остехбюро. То был настоящий "мозговой центр" прогресса. У его истоков стояли: профессор К. Боклевский (проблемы воздухоплавания), профессор Артиллерийской академии И. Граве (баллистика и взрывчатые вещества), М. Миткевич и Н. Цыклинский (радиотехника), преподаватели Военно-морской академии – Л. Гончаров (счётно-решающие устройства, предтечи компьютеров) и Б. Пшенецкий (торпедные технологии). Отставной генерал-майор М. Беклемишев отвечал за минное дело, А. Журавченко разрабатывал теорию точного бомбометания.
Деятельность этого "мозгового треста" получает полную поддержку Советского правительства. Оно передаёт изобретателям для практических опытов большой аэроплан типа "Хендли Пейдж", эсминец и тральщик. Идея проста: молодая Страна Советов не может похвастаться такими же богатствами и промышленными возможностями, как развитые капиталистические страны. Но она может компенсировать всё это за счёт применения прорывных, закрывающих технологий. Она может создавать дешёвые "асимметричные ответы".
В 1924 году правительство ставит перед Остехбюро задачу: найти дешёвый ответ на колоссальное превосходство старого мира в морских вооружениях. С помощью прорывных инноваций – прикрыть морские рубежи молодого СССР. Именно тогда Остехбюро приходит к выводу: нужно скрестить авиацию с минно-торпедным делом. По заданию, выданному "остеховцами", Туполев начинает разрабатывать первый в мире двухмоторный цельнометаллический моноплан АНТ-4 (ТБ-1) – первый в мире самолёт с двигателями на крыле и с топливными баками в плоскостях. Первоначально планировалось использовать этот самолёт как морскую "летающую крепость", способную ставить мины и топить корабли врага торпедными ударами. Но фактически АНТ-4 породил целую линию тяжёлого авиастроения. Начало "эволюционной цепочки", лежащее в разорённом, юном СССР, – моноплан АНТ-4. Финал – в турбореактивных Ил-96, Ту-154 и Ту-204, в Ан-124 и в "Мрие", в Ту-95 и Ту-160.
Эта "цепь" продолжалась бы и дальше, если бы не расчленение Советского Союза.
Остехбюро разрабатывает мины с дистанционным управлением. Мины для постановки с самолётов. Мины с неконтактными взрывателями. Мины против подводных лодок, которые ставятся на глубинах до 120 метров, причём с помощью самолётов…
1918 год – в распадающейся и уже голодной стране положено начало отечественной радиоэлектронной промышленности. В Твери создаётся первая радиолаборатория. Ленинское правительство даёт ей финансирование. Изготавливаются первые 1500 отечественных радиоламп и сто приёмников. Академик А.А. Чернышёв изобретает подогревный катод для радиоламп. Резко растёт их эффективность и экономичность.
В декабре 1918-го создаётся более крупная Нижегородская радиолаборатория. Её финансирование и снабжение ведётся через Наркомат (министерство) почт и телеграфов. Уже в 1919 году наши передают звук по радио. 17 марта 1920 года, в самый разгар Гражданской войны, Совет труда и обороны распоряжается строить в Москве радиотелефонную станцию с радиусом действия в 2000 вёрст. Башню для станции на Шаболовке проектирует и строит гениальный В.Ф. Шухов. В 1922-м мы впервые в мире транслируем концерт по радио, на два месяца опережая англичан и французов, на год – немцев.
Интересно: коли красные были уголовниками, мечтавшими Россию дочиста ограбить, то зачем они делали всё это? Зачем правительство немецких шпионов тратило деньги и ресурсы на вот это всё? А ведь если бы не те затраты, то не было бы и дальнейших русских прорывов в авиации, космонавтике, радиотехнике, атомной энергетике. Именно те затраты советских вождей – ещё копеечные – позволили спасти унаследованные от старой России научные школы и продолжить марш русских в будущее.
Нет, друзья, красные всерьёз думали о развитии страны. И на их фоне нынешние бонзы под двуглавым орлом без короны – действительно уголовники. Хотя они при этом и трындят об "инновационном развитии России".
* * *
Интересным всё-таки агентом немецкого Генштаба оказался Ленин! Вроде бы пришёл к власти, но немецкие войска так и не ушли с Восточного фронта, чтобы всей мощью раздавить Францию. Ещё несколько месяцев валандались тут, а Ленин вёл почти полугодовые переговоры о мире в Бресте. Ну, так если большевики – сплошь агенты Германии, то почему мир не был заключён сразу? Большевики никак не могли угрожать Германии: армии у них не имелось, старая армия разваливалась ещё до октября. Чего же немцы ждали, а не отдали прямой приказ своему агенту-то? Об этом в своих книгах здорово пишет антисоветчик Н. Стариков – "Революция или спецоперация", развенчивая идиотские мифы. И, как видите, немецкий агент Ленин при этом ухитрялся поддерживать самые передовые инновационные работы в науке и технике. Видимо, это тоже в рамках работы на немецкий Генштаб?
* * *
И недаром за большевиками пошли такие мощные технократические умы, как академик Крылов, генерал Маниковский, профессор Жуковский и др. Именно творческое, инновационное начало – вот что можно считать ценнейшим наследием СССР.
Не будучи коммунистом, я всегда буду склонять голову перед великой Красной попыткой построить общество труда и творчества. Трагедия заключалась в том, что, покончив с низшей расой в её царско-дореволюционном обличье, красные затем сами выродились в эту расу крыс и воров. Значит, мы должны быть умнее и не повторять СССР-1, а идти дальше. Не повторяя ошибок предшественников.