Глава II. Отношения министров к государственным установлениям

Отд. 1. ОТНОШЕНИЯ МИНИСТРОВ

К ВЛАСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ

§220. Отношения министров к власти законодательной состоят в том, что они могут представлять о необходимости нового закона или учреждения, или об отмене прежнего.

§221. Государственный совет есть средоточие, куда должны вступать все сии представления.

§222. Представление должно содержать в себе: 1. Точное изложение существующих законов или учреждений; 2. Недостаток их или важные неудобства, опытом удостоверенные; 3. Предположения министра или проект закона или учреждения.

§223. Не прежде, как с точностию удостоверясь в недостатке или неудобствах закона или учреждения прежнего, министр должен приступать к предложению нового; и в сем случае он обязан обозреть существующие положения во всем их пространстве, сравнить все последствия нового закона с порядком предыдущим, показать причины, на коих порядок сей был основан, поколику причины сии могут быть известны, и потом предложить дело предварительно на общее уважение всех директоров, Совет министерства составляющих.

§224. Если предполагаемая вновь мера имеет связь с другими министерствами, то должно наперед сделать с ними все нужные сношения, дабы тем вернее учредиться в совокупном их содействии.

§225. В обширном круге дел, в разнообразной связи разных нужд и польз нельзя не встретить в исполнении разных затруднений и неудобств; но не все неудобства могут быть принимаемы поводом к новым постановлениям. Министр должен испытать прежде всего способы исправления, не выходя из порядка существующего, и потом измерив и сравнив неудобства, кои и от нового закона по самой новости его произойти могут, приступать к его предложению. Во всех министерствах, особливо же в тех, коих предметом есть государственное хозяйство и общая промышленность, должно наблюдать, чтоб мерами излишнего надзора и многосложностию правил не стеснить частной предприимчивости. Истинные способы сего управления должны состоять более в отвращении препятствий, нежели в точном и понудительном предписании путей, коими должна шествовать промышленность. Здесь скорее найти и указать их может частная польза, нежели закон.

§226. Когда закон или учреждение, по рассмотрении его в порядке, для законодательной части установленном, получит окончательное утверждение и доставлен будет министру, он обязан привести его в точное исполнение.

§227. Когда сила закона или учреждения, к исполнению доставленного, будет несогласна, или даже и противна первоначальным предположениям министра, он тем не менее должен его исполнить так точно, как бы сам его предложил.

§228. Сверх предметов, требующих нового закона, устава или учреждения, министры вносят на уважение Государственного совета по 29 статье его Учреждения:

1. Предметы внутреннего управления, требующие отмены, ограничения или дополнения прежних положений. 2. Дела, требующие в законах, уставах и учреждениях изъяснения истинного их смысла. 3. Общие внутренние меры, в чрезвычайных случаях приемлемые. 4. Объявления войны, заключение мира и другие важные внешние меры, когда, по усмотрению обстоятельств, могут они подлежать предварительному общему соображению. 5. Ежегодные сметы общих государственных приходов и расходов, способы их управлений, назначение новых издержек, в течение года встретиться могущих, и чрезвычайные финансовые меры. 6. Дела, по коим отчуждается какая-либо часть государственных доходов или имуществ в частное владение. 7. Дела о вознаграждении частных людей за имущества, на государственные нужды взимаемые. 8. Отчеты всех министерств в управлении принадлежащих к ним частей.

Отд. 2. ОТНОШЕНИЯ МИНИСТРОВ К ВЫСШЕЙ ВЛАСТИ,

В ПОРЯДКЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ

§229. Отличное свойство дел, составляющих отношения министерств к высшей власти исполнительной, и различие их от предметов законодательных состоит в том, что они не предполагают никакого нового закона или учреждения, но требующих единого общего распорядка в исполнении принятых правил или единообразного в приложениях их к частным случаям.

§230. Предметы сии определяются не особенным существом самых дел, но степенью власти, потребных к разрешению их или исполнению.

§231. Правительствующий сенат есть средоточие дел сего рода. В нем разрешаются они по существующим законам и учреждениям.

§232. Где законы и учреждения недостаточны, или когда, по силе самых сих законов и учреждений, предмет требует непосредственного высочайшего разрешения или утверждения, там дело представляется на высочайшее усмотрение.

§233. Отсюда возникают два рода отношений министров к Правительствующему сенату: 1) по делам исполнительным общим и 2) по делам, требующим особенного высочайшего разрешения.

I. Об отношениях к Правительствующему сенату

по делам исполнительным общим

§234. Дела исполнительные общие представляются на разрешение Правительствующего сената: 1) когда в образе исполнения встретится недоумение или затруднение, коего разрешение, не предполагая нового закона или отмены прежнего, зависит не от одного министерства, но от общего соображения и содействия других, 2) когда между разными частями управления, как в министерствах, так и в губернских начальствах, произойдет сомнение о точной принадлежности самого предмета исполнения, 3) когда действие принятой какой-либо меры или точное исполнение данных предписаний по одной части будет преграждаемо в другой предписаниями или мерами противными, или же бездействием и прекословием начальств подчиненных, 4) когда мера, приемлемая в одном министерстве, по существу своему зависит от соображения или требует содействия других, или когда, по течению дел, в одном министерстве признано будет нужным усилить принятые им меры содействием других, 5) когда признано будет нужным усилить исполнение принятых мер понуждением, штрафами и взысканиями, 6) когда предстанет нужда сделать общее (циркулярное) предписание в пояснение или подтверждение существующих правил и учреждений, 7) когда признано будет нужным собрать общие сведения, коих составление и предметы относятся не к одному министерству, но предполагают содействие других, 8) когда в какой-либо части управления правительство должно заключить с частными людьми контракты на знатную сумму, превышающую полномочие, присвоенное уставами и учреждениями разным местам и лицам, 9) когда пользы правительства или настоятельность дел в поставках и заготовлениях на знатные суммы, в предыдующей статье означенные, требовать будут сократить торги или сроки вызовов, сделать временную перемену или какое-либо ограничение в общем их обряде, или в существующих уже подрядах учинить лучший распорядок в движении их и сроках, или, наконец, по неявке желающих или по другим уважительным обстоятельствам представится нужным заменить подряд учреждением комиссии, или комиссию превратить в подряд, 10) когда по подрядам, поставкам, комиссиям и вообще по обязательствам частных людей с правительством возникнут недоразумения, споры, неисполнения и взыс­кания, и когда, в случаях сих, места и лица, Правительствующему сенату подчиненные, найдутся в затруднении решить дело силою закона по неясности контрактов или по другим уважительным причинам, или когда на решения их принесены будут в Правительствующий сенат жалобы, 11) определения и увольнения от службы чиновников, коих утверждение по существующим узаконениям принадлежит Правительствующему сенату, 12) производство в гражданские чины до 6-го класса по силе существующих законов, 13) отрешение от мест и предание суду чиновников, определяемых Правительствующим сенатом.

II. Об отношениях министров по делам,

требующим высочайшего разрешения

§235. К делам исполнительным, требующим особенного высочайшего разрешения, принадлежат вообще все предметы управления, предполагающие новый распорядок или дополнение правил, также ограничение, распространение или отмену мер, прежде правительством принятых и высочайше утвержденных.

§236. К сему же роду дел в особенности принадлежат: 1) определение и увольнение от службы тех чиновников, кои зависят от непосредственного высочайшего утверждения; 2) производство в гражданские чины, начиная с 6-го класса; 3) награды орденами и пенсионами; 4) отрешение от мест и предание суду чиновников, определяемых высочайшими повелениями; 5) грамоты, дипломы, патенты на чины и дворянское достоинство; 6) дела о сопричте- нии к сословию дворянства по доказательствам, в своем месте представленным и рассмотренным в Правительствующем сенате; 7) случаи, подлежащие высочайшему разрешению в порядке дворянских и купеческих выборов и по охранению прав, сословиям их присвоенных; 8) по делам государственного казначейства сравнительное положение кредитов и предварительная смета

сумм, кои в течение каждого месяца министры по расписанию их потребовать могут.

§237. Дела, тайне подлежащие и чрезвычайные, хотя и принадлежат к общему составу управления, но образ доклада и порядок решения их установляется на особенных правилах и составляет предмет особенного учреждения.

Отд. 3. ОТНОШЕНИЯ МИНИСТРОВ

К ВЛАСТИ СУДЕБНОЙ

§238. Власть судебная во всем ее пространстве принадлежит Сенату и местам судебным.

§239. По сему никакое министерство само собою никого судить и никаких тяжеб решить не может.

§240. В Сенате дела тяжебные, прикосновенные к государственным имуществам, не решаются иначе, как по истребовании заключения от того министра, к коему принадлежит управление казенным имением, в тяжбе состоящем.

Наши рекомендации