Паниковский вас всех продаст
Купит и снова продаст,
но уже дороже!
И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»
Я предлагаю еще раз посмотреть на рисунок, изображающий финансовую систему Украины (рис. 1.1 во второй главе). Если из этого рисунка убрать стрелки с индексами «Б» и «Ф», а также стрелку с индексом «С» между ФСС и сферой децентрализованных финансов, то на нем останется только финансовый рынок. Применительно к рисунку можно сказать, что финансовый рынок Украины представляет собой составную часть национальной финансовой системы и является совокупностью отношений междусубъектами финансовой системы на основе пяти финансовых методов: кредитного, инвестиционного, страхового, аренды, метода эквивалентного обмена номиналов.
Вполне естественно, что вы можете задать мне вопрос: «А с какого это перепуга вы, Сергей Петрович, обозвали эту совокупность отношений финансовым рынком?» В ответ я могу произнести: «Верьте мне на слово». Поверить вы можете, но в этом случае у нас получится не научная дисциплина, а религиозное учение'. Поэтому, чтобы утверждение мое не было голословным, я постараюсь вам доказать, что финансовый рынок в Украине существует. Для этого необходимо выделить характерные признаки финансового рынка, позволяющие отличить «рубашку от пиджака».
1 Как остроумно заметил один мой знакомый экономист и правозащитник Леонид Маслов после прочтения этих строк в первом издании книги: «Существует или нет в Украине финансовый рынок — вопрос скорее из религиозной сферы, чем из экономической».
Глава 9. Финансовый рынок Украины 201
Но прежде чем приступать к обоснованию факта существования в Украине финансового рынка,я считаю необходимым пояснить своё понимание слова «РЫНОК». А для этого мне хочется снова обратить ваше внимание на фундаментальный труд классической рыночной научной школы «Исследование о природе и причинах богатства народов». Если здоровые амбиции человека, претендующего на то, чтобы быть экономистом, победили лень и вы осилили хоть сотню страниц этого бессмертного творения, то наверняка смогли лично убедиться в том, что каждая страница, написанная великим Смитом, пропитана духом СВОБОДЫ.
При этом я не стал бы полностью отождествлять эти два слова: «свобода»и «рынок».Разумеется, «свобода» — гораздо более ёмкое понятие. Говоря же о рынке, на мой взгляд, следовало бы понимать одну из многочисленных граней свободы — экономическую свободу. Но в таком случае нужно дать себе более-менее вразумительный ответ на следующий вопрос: а что такое экономическая свобода? По всей видимости, не лишним будет сформулировать какие-то критерии, позволяющие судить о наличии или отсутствии экономической свободы в том или ином государстве. Но вряд ли стоит относиться к экономической свободе, как к некоему дискретному состоянию: либо она есть, либо её нет.
Скорее всего, об экономической свободе уместно было бы говорить как о некоем градиенте состояний, при которых степень либерализации экономических отношений варьируется от тотального диктата со стороны государства (ярким примером может служить экономика СССР) до почти полного отсутствия вмешательства в отношения хозяйствующих субъектов {«нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей»).
В качестве подтверждения своих слов хочу привести результаты исследований, регулярно проводимых известной американской организацией The Heritage Foundation. В начале 2008 года их эксперты составили очередной рейтинг экономической свободы для 157 стран мира1 (степень свободы исчисляется в процентах к некоему идеалу). Украина заняла 133-е место (51,1 %),
1 Источник: www.heritage.org/index
202 Финансы.UA
обогнав Россию (134-е место, 49,9 %), Беларусь (150-е место, 44,7 %) и Туркменистан (152-е место, 43,4 %). Первое место занял Гонконг (90,3 %). Авторы исследования считают, что залог успеха лидера рейтинга в свободном рынке труда, мягком торговом законодательстве и небольшом, но эффективно работающем правительстве. Неудивителен и тот факт, что замыкает рейтинг Северная Корея (3 %) — пожалуй, самый одиозный коммунистический тоталитарный режим из ныне существующих.
Таким образом, употребляя слово «рынок»,я имею в виду некий уровень свободыв сфере экономических отношений вообще и финансовых отношений в частности. Иначе говоря, рынок — это не сами экономические отношения, а некая качественная категория, определяющая характерэтих отношений. И этот характер определяется уровнем свободы.